Tренчева Ксения
Сборник игр для эффективной работы воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Белоносовский детский сад «Теремок»
Тренчева К. В., Сборник игр с детьми 5-6 лет : методическое пособие для воспитателей ДОУ/ Сост. К. В. Тренчева
5.10.2022
Это пособие, адресованное воспитателям ДОУ- Игры, представленные в сборнике,весьма разнообразны – из них можно выбрать игры с разным количеством участников.
Весь материал структурирован по основным тематическим блокам: игры,отражающие стремление стать сельнее, выносливее…
Игра «Помощь друга»
Публикация «Сборник игр для эффективной работы воспитателя ДОУ» размещена в разделах
Цель: Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям
Обобщения.
А эта игра научит обобщать. Предложите ребенку назвать одним словом пилу, молоток и отвертку или, скажем, шапку, кепку и фуражку. Даже трехлетки хорошо справляются с этой игрой, только для них подбирайте слова попроще. А старшим ребятишкам предложите перед тем, как они скажут обобщающее слово, продолжить ваш список еще вумя-тремя словами. Вы говорите: “Береза, клен, липа…”, ребенок продолжает: “сосна, каштан, дуб — деревья”.
Игра «Веселый мячик»
Цель. Создать атмосферу доверия. Развивать чувство единства.
Оборудование. Мячик.
Дети и взрослые становятся в круг и под музыкальное сопровождение передают друг другу мячик, который говорит:
Ты катись, веселый мячик, Быстро-быстро по рукам. У кого веселый мячик, Тот танцует гопака.
У кого на последнем слове речи в руках будет мячик, тот становится в центр круга и танцует.
Игра «Не шевелись»
Цель. Учить чувствовать и понимать друг друга.
Играют в парах. Хлопают в ладоши друг с другом под стихотворение. Потом не двигаются, пока кто-то первый не шелохнется (засмеется).
Раз, два, три, четыре, Мы сидели на квартире, Чай пили, чашки били, По-турецки говорили: - Чаби-чаляби-чаляби-чаби-чаби. Мы набрали в рот воды И сказали всем замри. А кто первый шелохнется, Тот выходит из игры.
Игра «Прогноз погоды»
Цель. Создать атмосферу доверия. Снятие напряженности.
Дети стоят перед родителями. Родители делают массаж. «Дождь» — тихонько постукивают по спине кончиками пальцев. «Град пошел» — чуть сильнее постукивают по спине кончиками пальцев. «Гром и молния» — не сильно ребром ладони трут по спине. «Тайфун» — кулачком, не очень сильно, стучат по спине. «Землетрясение» — немного трясут за плечи. «Солнце» — мягкое поглаживают по спине. - Приятно ли вам было, дети? (Ответы). Когда тебе сделали приятно старайся ответить людям тем же.
Игра «Приветствие»
Цель. Дать ребенку почувствовать свою принадлежность в группе, выразить свое настроение. Научить участников чувствовать близость, тепло другого.
Оборудование. запись спокойной музыки, большой обруч.
(Звучит спокойная музыка).
Ведущий. «Здравствуйте! Давайте сядем вокруг обруча и возьмемся за руки. У нас получилось 2 круга: одно — в середине — это обруч, второе — снаружи — это мы. Предлагаю поздороваться друг с другом и со мной. Но здороваться мы будем не словами, как всегда, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я прикоснусь к тому, кто сидит слева от меня, и он примет мое приветствие, затем таким же образом прикоснется к своему соседу, передавая приветствие ему, и так далее, пока мое же приветствие опять ко мне же не вернется, только уже с правой стороны. Отлично! А сейчас мы с вами уже открыли глаза и будем жестами передавать друг другу воду, цветок, бабочку … Теперь погладьте щечку своего соседа. Здорово!».
Игра «Сердечко Честности»
Цель. Воспитывать чувство единства, желание соблюдать моральные нормы.
Дети становятся в круг и получают по цветному фломастеру. Воспитатель дает одному из детей вырезанное из картона «Сердечко Честности», разделенное на ячейки по количеству детей в группе. Тот, кто получил сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а потом закрашивает одну ячейку фломастером. Затем сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное «Сердечко Честности».
Игра «Улыбка по кругу»
Цель. Создать атмосферу доверия. Снятие напряженности.
Дети стоят перед родителями в кругу, взявшись за руки. Ведущий улыбается взрослому справа, берет «улыбку» в соединенные ладони и бережно «передает» ее взрослому, который в свою очередь «передает улыбку» ребенку, что стоит рядом (справа, и так продолжается до тех пор, пока улыбка не вернется к ведущему.
Игра «Добрый лесник»
Цель. Воспитывать у детей желание помогать ближнему, развивать воображение, создать атмосферу доверия.
Дети становятся в круг. Все они — разные лесные жители. Один ребенок — «лесник». Каждый ребенок по очереди называет себя и просит «лесника» ему помочь в той или иной ситуации. Например, «Помоги мне, мои веточки сломанные». Лесник подходит к дереву и жестами показывает, как он ему поможет. Остальные дети должны отгадать, что «лесник» сделал для деревца. Затем дети меняются ролями («Лесник» и тот, кому он помогал.)
Игра «Добрый ручеек»
Цель. Актуализация эмоций, развитие адекватных форм проявлений эмоций, учить понимать состояние другого.
Дети становятся в круг. Все они — цветы, один — ручеек. Каждый цветок рассказывает ручейку любую свою обиду, а ручеек должен успокоить его. Например, цветок говорит: «Ветерок оторвал мой красивый лепесток». Ручеек отвечает: «Не плачь, я попрошу солнышка согреть твои корешки, а дождя — напоить тебя капельками и тогда у тебя вырастет новый лепесток». Как только ручеек успокоит цветок, он становится в круг на его место, а цветочек становится ручейком.
ФПРЕДИСЛОВИЕ
Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности - трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого – педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей.
Формирование личности как процесс становления происходит в результате нравственного,интеллектуального, физического развития, а также в результате трудового,эстетического, патриотического воспитания.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условияхсовременной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств,факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во – первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во – вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в – третьих, интересны детям.
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности,в которой личность не преследует никакихдругихцелей, кромеполучения удовольствия, удовольствия от проявления физическихи духовныхсил.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большенство дидактических, познавательных и подвижных игр, а также развивающие, интелектуальные, музыкальные, игры – забавы,аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно – ролевые.
Рассмотрим в самыхобщих чертах характерныеособенности типов игр по классификации О. С. Газмана.
1. Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленныхна достижение условной цели, оговоренной в правилах.
2 .Сюжетно – ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры – драматизации, режиссерские.
3. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
4. Развивающие игры – это такое обучение, которое развивает их умственные способности.
Выделяются несколько типов, сгруппированных по виду деятельности воспитанников :
- Игры путешествия;
- Игры беседы;
- Игры – предложения;
- Игры – поручения;
- Игры – загадки.
Игры – путешествия отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает черезнеобычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре в игровых действиях, становится близким ребенку,радует его.
Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что – то сделать.
Игры – предположения «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Игры – загадки. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (огадать и доказать). Необходимость сравнивать, припоминать,думать, догадываться – доставлять радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,делает выводы,умозаключения.
Игры – беседы (диалоги) В основе игры – беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом.
Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное,высказывать суждение. Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно,весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно – ролевыми и др.