Сценарий интерактивного музейного досуга с детьми 6–8 лет «В гостях у Хозяйки Севера»

Екатерина Двигалова
Сценарий интерактивного музейного досуга с детьми 6–8 лет «В гостях у Хозяйки Севера»

Сценарий интерактивного музейного досуга с детьми 6-8 лет

«В гостях у Хозяйки Севера»

Педагог: Двигалова Екатерина Анатольевна

Цель: ознакомление дошкольников 6-8 лет с промыслами, ремеслами и жизнью карельского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

способствовать развитию познавательной мотивации, стремлению к исследовательской деятельности, любознательности и инициативы;

способствовать созданию положительного настроя в общении, умению работать в коллективе и в группах, межличностной коммуникации;

способствовать развитию речи на основе знакомства с музейными предметами;

способствовать развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной и игровой деятельности.

Предварительная работа: Дети совместно с родителями собирали информацию о традициях старинных карельских праздников. Посетили занятия в национальном музее Республики Карелия («Старинный сундучок», «На всякий случай – свой обычай»).

Также дети под руководством педагогов посещают занятия на базе библиотеки №11 по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Карелии в рамках программы по социальному партнерству.

Развивающая среда:

презентация к педагогической деятельности;

костюмы для ряженья;

пряжа;

прялка;

рубель;

валек;

ткань (холст);

моток ниток;

рукавица для игры;

фрагменты пазлов по количеству детей с изображением сцен из сказки «Пряхи у проруби» с доброй девушкой Машей, с ленивой и жадной девушкой Марфой;

интерактивная игра «По страницам волшебной книги».

Содержание мероприятия:

Интерактивная экспозиция расположена в музыкальном зале.

Педагог: Добрый вечер, мои любознательные посетители! Я рада вас приветствовать в нашем музее!

Педагог: А кто может сказать, что такое музей (ответы детей)

Педагог: Предлагаю вам поближе познакомиться с некоторыми экспонатами.

Педагог: Какие предметы вы здесь видите? (прялка, ткацкий станок, веретено, лен, кудель, одежда для ряженных, маски животных).

Педагог: А вам интересно, кому могли принадлежать эти предметы? (предполагаемые ответы детей)

Педагог: Сейчас я расскажу вам увлекательную историю, которая началась давным-давно… В старину был такой праздник, знаменовавший окончание полевых работ. Это праздник окончание осени и начало зимы…А назывался он …. КегриПяйва (пугало-день). Хотите узнать о нем подробнее (ответы детей)

Педагог: Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие, на старинный праздник КегриПяйва

Педагог: Но прежде, чем отправиться в наше занимательное путешествие, надо к нему подготовиться (Участники переодеваются)

Педагог: Вы готовы? (ответы детей)

Презентация-ролик

Кегри - это праздник окончание осени и начало зимы. До обеда в день Кегри постились. На обед обязательно ели овсяную или толокняную кашу. А после обеда начиналось веселье. По деревне ходили «ряженые»: одевались в мешки и тряпьё, лица мазали сажей, прикрепляли усы и бороду, надевали маски.

Вместо головных уборов использовали корзины и горшки. В руки брали ухваты и дубинки.

За спину надевали корзину, чтобы «забирать в неё ленивых детей».

Особенно забавным считалось, если ряженый в своём костюме будет похож на корову или лошадь. В таком виде ряженые ходили по деревне. А жители одаривали их блинами и другими угощениями. Первому вошедшему в дом ряженому дарили клубок пряжи.

Кегри считался днём начала прядения льна и шерсти. Гости выспрашивали у девочек и женщин о том, сколько мотков шерсти у них уже имеется, и сколько они собираются заготовить. Давали наставления о прилежности и трудолюбии

Педагог: Что еще делали карелы в этот день? (предполагаемые ответы детей)

Появляется хозяйка севера: Правильно. Пели, плясали, шутки шутили, хороводы водили! И Я Вас приглашаю. Будем петь, танцевать, загадки отгадывать, да в конкурсах участвовать. Хотите? (Да)

Игра «Ниточка и иголочка»

Участники игры,взявшись за руки идут по кругу и поют песню:

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка дале,дале, дале.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась.

Исполняя песню, игроки закручиваются в «улитку», музыка прерывается, все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг к другу спиной, одновременно хлопая в ладоши, поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обнимаются.

Хозяйка Севера: Ребята, а вы знаете, как появилась пряжа? Разобраться в этом нам поможет моя волшебная книга (обращает внимание детей на интерактивную доску. Волшебная книга представлена детям в виде интерактивной игры).

В руки книжечку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

Хозяйка Севера приглашает ребят вместе сделать открытия в процессе просмотра интерактивной книги.

Хозяйка Севера: Посмотрите — это семена льна. Семена льна сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен (рассматривание интерактивных страниц). Лен сеяли руками из лукошка. Лукошко — это корзина без ручки, которое вешали па плечи.

Хозяйка Севера: Как вы думаете, из чего сделана эта теплая и мягкая пряжа? (Из шерсти) Дети трогают и рассматривают пряжу.

Хозяйка Севера: Пряжу человек в готовом виде не мог добыть в природе. Он мог состричь шерсть животных, постирать ее, расчесать, чтобы в ней не было грязи, а затем спрясть пряжу.

Хозяйка Севера: В давние времена люди пряли пряжу на прялке. Посмотрите, к остову прялки привязывается готовая шерсть. Есть колесо для вращения и скручивания нити, а также веретено, на которое наматывается готовая пряжа.

Хозяйка Севера: А как же гладили одежду, когда человек ещё не научился изготавливать предметы из металла?

Хозяйка Севера: Один из предметов – рубель, второй – валёк. Рубель – толстый деревянный брусок с рифленой поверхностью. Бельё наматывали на валёк, а рубелем раскатывали помятую ткань.

Хозяйка Севера: Предлагаю и вам взять валёк и наш холст. Наматываем холст на валёк. Сверху рубелем раскатываем ткань. Дети рассматривают предметы. Пробуют с ними взаимодействовать, повторяют движения за педагогом.

Хозяйка Севера: А теперь пришло время лён вырастить, да ткань соткать. А помогут нам в этом игры карельские.

Народная карельская игра «Лён-ленок»

Все становятся в круг и поют: «А мы ленок сеяли»

Правила игры: выстраиваются в линейку две команды напротив друг друга на расстоянии 4–5 метров,попеременно идут навстречу до середины и поют по одной строчке:

1. А мы ленок, сеяли, ой, ди-ди лада, сеяли, сеяли. 2. А мы ленок вытопчем, вытопчем.

1. Чем же его вытоптать, вытоптать 2. А мы коней выпустим, выпустим.

1. А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём. 2. А мы коней выкупим, выкупим.

1. Чем же вам выкупить, выкупить 2. Мы дадим вам сто рублей, сто рублей.

1. Нам не надо тысячи, тысячи. 2. А чего ж вам надобно, надобно?

1. А нам надо Танечку, Танечку. 2. Открывайте ворота, ворота, принимайте девушку, девушку.

1. В нашем полку прибыло, прибыло. 2. В нашем полку убыло, убыло.

Хозяйка Севера: И не пряха была, и не ткаха, забирайте себе на совсем!

Хозяйка Севера: Лен вырастили, а ткань соткать?

Народная карельская игра «Веселая ткачиха»

Играющие встают в две шеренги напротив друг друга. Это стенки ткацкого станка. Выбираются два «Челнока». Они встают на противоположных концах шеренги.

Текст Движения

Я - веселая ткачиха, Шеренги идут навстречу друг другу.

Хорошо умею ткать. Шеренги возвращаются на место.

Пинч-понч, клепу-клепу Шеренги идут навстречу друг другу.

Хорошо умею ткать. Шеренги возвращаются на место.

«Челноки» стараются пробежать между стенками, не сталкиваясь друг с другом.

Слова и движения стенок повторяются, темп постепенно увеличивается. Когда «челноки» оказываются зажатыми между стенок, игра останавливается, и выбирают других водящих.

Хозяйка Севера: Какие вы ловкие! Молодцы! А сейчас, мы проверим, какие вы сообразительные! Вы готовы? (да)

Хозяйка Севера: Я буду задавать вам загадки, кто знает ответ – кладёт руки себе на голову, вот так. Кто ответа не знает, прячет руки за спину, вот так.

• Сто щетинок, тысяча иголок на одной дубовой щепке стоят. Чесалка для шерсти (карда).

• Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)

• Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)

Педагог: Ребята, а вы знаете в каких народных карельских сказках герои использовали нитку, иголку, веретено? («Белка, рукавица и иголка», «Черная уточка», «Сестра и 9 братьев»)

Хозяйка Севера: А у меня для Вас припасена еще одна загадка. Только, чтобы ее отгадать, надо пазлы вам собрать. Готовы? (Да)

Для детей приготовлены фрагменты с изображением сцен из сказки «Пряхи у проруби» с доброй девушкой Машей и с ленивой и жадной девушкой Марфой, дети делаться на две команды. Соответственно, одной команде достается сцена с доброй девушкой Машей, а второй команде - сцена с ленивой и жадной девушкой Марфой.

Педагог: Догадались, что это за сказка? («Пряхи у проруби»)

Педагог: А какие сцены из сказки у вас получились? (ответы детей)

Хозяйка Севера предлагает каждой из команд инсценировать получившеюся сценку из сказки

Инсценировка сказки «Пряхи у проруби»

Одной команде достается сцена с доброй девушкой Машей Второй команде достается сцена с ленивой и жадной девушкой Марфой

Сидит Маша и прядёт. Пряла да веретено, и упало в воду. Что делать? Прыгнула в прорубь.

Там открылась перед ней широкая дорога, светло кругом, красиво! Пошла она по дороге. Идёт, идёт. Навстречу ей — стадо коров.

Окружили они девушку,стали просить: — Девушка, девушка, подои нас, и нам станет легче, и ты молочка попьёшь. А в награду за твою доброту лучшая из нас за тобой пойдёт. Девушка взяла подойник, подоила коров, попила молока парного и дальше пошла. И лучшая корова из стада за ней идёт. Долго ли, коротко ли шли, встречается табун лошадей.

Тоже к ней с просьбой: — Девушка, девушка, причеши нас, подстриги нам гривы, подкороти хвосты. А за работу возьми лучшего коня из табуна. Маша причесала их, подстригла гривы, подрезала хвосты и пошла, а следом за ней — лучший конь. Видит — стоит домик у дороги. Заходит, а там старушка на печи сидит. Поздоровалась Маша, села на лавку.

Хозяйка у неё спрашивает: — Кто ты такая и откуда пришла? — Я бедная девушка, пришла с белого света. И рассказала всё, что с ней приключилось.

Выслушала еёстаруха и говорит: - Вот тебе, добрая девушка, за труды, — и подаёт ей сундук и ларец. Поблагодарила Маша старушку, взяла сундук и ларец и домой отправилась, а лошадь и корова за ней идут.

Пришла Маша домой. Как откроет сундук — там всякого добра полно, раскрывает ларец, — а в нём камни самоцветные переливаются, аж глазам больно Сидит Марфа, прядёт. Бросила веретено в воду. Прыгнула она в прорубь, а там широкая дорога. Она и пошла по ней. Шла, шла, встречается ей стадо коров.

Просят коровы девушку: — Девушка, девушка, подои нас, нам тяжело ходить. А за работу возьми лучшую из нас.

Посмотрела она на них и отвечает: — Я дома и своих коров не дою, а вас и подавно не буду. У меня ручки белые, молоком мытые, убежала. Шла, шла, навстречу ей табун лошадей. Окружили Марфу лошади, просят, чтобы она их причесала, гривы подрезала, хвосты подкоротила, а они ей за это лучшую лошадь обещают.

Девушка и им отвечает: — Мои руки мать молоком мыла, не хочу их пачкать вас грязных причесывать и стричь! Шла, шла, увидела домик. Заходит в избу, села на лавку, молчит.

Старуха с печи говорит ей: — Здравствуй, девушка. Откуда путь держишь и зачем идёшь?

Марфа отвечает: — Пришла я с белого свету, веретено уронила в прорубь, ищу его. Ничего не говорит хозяйка девушке. Даёт ей за работу сундук и ларец.Та обрадовалась: вот и у неё будет много добра! И про веретено забыла.

Приходит девушка домой с сундуком да с ларцом. Идёт с матерью в ригу. Открыла сундук — там смола.

После каждого выступления ребята дарят друг другу аплодисменты.

Педагог: Молодцы! Вы настоящие артисты! Понравилось ли вам наше путешествие? (ответы детей)

Педагог: А что особенно вам запомнилось? (ответы детей)

Педагог: А с каким праздником вы познакомились сегодня? (ответы детей)

Хозяйка Севера: Что дарят девушки пришедшему в избу Кегри? (клубок ниток)

Хозяйка Севера: А что можно из этого клубка сделать, как вы думаете? (предполагаемые ответы детей)

Хозяйка Севера: А еще что?

Хозяйка Севера: Да, рукавицы. Есть и игра такая Киннас (Рукавица).

Педагог: Поиграем? (Да)

Хозяйка Севера:

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся играть

Участники выстраиваться парами и образуют круг. Одна из пар начинает игру. Один из них заходит в круг, другой выходит за него с рукавицей в руках. Круг движется то по часовой стрелке, то против неё. Игрок бежит, по внешнему кругу, чтобы выбрать удобный момент и бросить рукавицу- запятнать игрока, который в кругу. Если бросок не достигает цели, игрок бросает рукавицу обратно, и так до тех пор, пока тому не удастся сделать меткий бросок. После этого он заходит в круг, а напарник выходит из круга и «пятнает» кого-нибудь из играющих и тот выходит из круга и старается запятнать игрока в центре.

Хозяйка Севера:

Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

За загадки, игры, сказки

Благодарствуем мы всех!

Хозяйка Севера: Приглашаю всех гостей к столу, калиточек карельских отведать, чайку попить!

Хозяйка Севера: Приходите в наш музей почаще, и вы сможете научиться делать нити из крапивы, ткать полотна, делать амулеты и многое другое.

Публикации по теме:

Сценарий досуга для детей разновозрастной группы «В гостях у дедушки Толстого»Сценарий досуга для детей разновозрастной группы «В гостях у дедушки Толстого» b]Цель: [/b]воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Задачи: 1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого. 2. Обобщить.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы»Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы» «В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект занятия «В гостях у хозяйки русской горницы» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия «В гостях у хозяйки русской горницы» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для воспитания любви к русской национальной культуре. Задачи: - Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Сценарий интерактивного музейного досуга с детьми 6–8 лет «В гостях у Хозяйки Севера»
Опубликовано: 25 марта 2020 в 22:15
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 апреля. День чистоты

«Запомнить надо навсегда - залог здоровья чистота!» Этот замечательный лозунг в настоящее время звучит особенно актуально. Особенно важно именно сейчас постараться довести до сознания детей важность...

МААМ вошёл в список социально значимых ресурсов с бесплатным доступом

Международный образовательный портал МААМ вошёл в список социально значимых интернет-ресурсов, составленный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Согласно приказу Минкомсвязи, доступ к 391 сайту...

Детский мастер-класс по аппликации «Полёт в космос»
Материал для выполнения мастер – класса: набор бумаги цветной, распечатка для фона с изображением космического пространства, шаблоны половины...
Мастер-класс по оформлению окна к празднику Победы
Мы ежегодно украшаем окна нашего центра ко Дню Победы. Каждый воспитатель с детьми украшает по своему усмотрению. В этом году я решила создать...
Фотоотчёт о проведении неожиданных каникул «Сидим дома с пользой!» детей...
Да, форс-мажор в нашей жизни - штука редкая, но встречающаяся. И сейчас, когда большая половина населения , сидит дома, детям, да и самим взрослым,...