Валентина Радушкевич
Сценарий экологического досуга «В гостях у госпожи Природы» для детей старшей возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятие можно проводить в музыкальном зале или на участке детского сада.
Цель: Расширение у детей знаний о лекарственных растениях.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей знания о сезонных явлениях природы;
2. Продолжать расширять у детей знания о родной природе, о лекарственных растениях и их пользе;
3. Учить детей видеть красоту природы, расширять кругозор;
4. Учить детей определять растения по внешним признакам и словесному описанию;
Публикация «Сценарий экологического досуга „В гостях у госпожи Природы“ для детей старшей возрастной группы» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2016
5. Учить детей разгадывать загадки, слушать и слышать художественное слово;
6. Развивать у детей мышление, восприятие, воображение, наблюдательность, память;
7. Пополнять у детей словарный запас новыми словами;
8. Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений;
- наблюдения за растениями на прогулке, экскурсия в парк, на огород;
- рассматривание плакатов: «Луг», «Лекарственные растения»;
- заучивание и слушание стихов, песен, народных примет;
- разгадывание загадок;
- беседы о Красной книге и о растениях;
Оформление зала или участка:
Имитация лесной полянки: деревья, ягоды, растения лугов и полей (можно использовать пластиковые цветы или рисунки).
Действующие лица:
Воспитатель, дети, Госпожа Природа, Целитель, Доктор.
Звучит музыка (песня Ошанина и Пономаренко «Я люблю тебя Россия»).
Дети входят в зал.
Ход досуга:
Воспитатель:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И, куда ни глянешь,
Всё кругом светло.
Зеленью облиты
летние листы.
На лугу пестреют
Яркие цветы.
Ребята, наступило яркое, теплое и ароматное лето! Пришло время сбора лечебных трав. Мы идем сегодня в лес за лекарственными растениями.
Подвижная игра "Ягодка-малинка "
Ход игры.
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем,
(Дети идут в хороводе, взявшись за руки.)
Спелых ягод наберем, наберем.
(Дети имитируют сбор ягод)
Солнышко высоко
(Дети показывают солнышко)
А в лесу тропинка
(Дети имитируют ходьбу по тропинке)
Сладкая ты моя
Ягодка малинка.
(Дети бегут по кругу, взявшись за руки.)
Посмотрите, какая красота кругом!
Зеленеет трава, листочки! А какое благоухание и разноцветье! Постаралась наша Госпожа Природа!
Госпожа Природа : Я здесь! Приветствую в своих владеньях вас я, дети!
Что привело в столь ранний час ко мне вас?
Ребенок: Пришли мы к Вам просить лекарственных растений. Срок сбора их уже наступил.
Воспитатель:
Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя.
Их в пучки душистые собрав,
Из лесов несу цветы с собою.
Всё целебно: лес, луга, поля.
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая прекрасная земля!
Словно лекарь, нам врачует раны!
Госпожа Природа : Готова я помочь. Названия дайте мне и расскажите о достоинствах лекарственных растений.
Дети: Травы – целители, травы - кладовая витаминов, травы - сила и помощники здоровья.
(Дети перечисляют названия лекарственных трав).
Госпожа Природа : Очень точно и правильно сказали о лекарственных растениях.
Воспитатель: Госпожа Природа разреши нам пройти в твои владения.
Госпожа Природа : Я дозволю пройти в свои владения, но для этого вы должны выполнить несколько условий.
Для начала расскажите мне и нашим гостям стихотворения о лекарственных травах.
Дети рассказывают стихотворения:
Ромашка
Раз - ромашка, два - ромашка,
Вся в цветах большая чашка,
И на чайнике цветок.
Ох и вкусный мой чаёк!
Клевер
Клевер тих и невысок,
И хранит он сладкий сок.
Пчёлы ведь к нему недаром,
Прилетают за нектаром.
Василек
Василёк цветёт всё лето,
Ярким цветом, синим цветом.
Знает каждый из ребят:
Он - реки и неба брат.
Колокольчик
В модной шляпке голубой
Колокольчик озорной.
С кем ни повстречается -
До земли склоняется.
Одуванчик
Насмешил всех одуванчик -
Влез в пушистый сарафанчик,
Как юла он завертелся -
Сарафанчик разлетелся.
Госпожа Природа : Молодцы! Замечательные стихи! Ребята, расскажите как надо вести себя на природе.
Дети:
- На природе нужно вести себя хорошо, не шуметь.
- Надо ходить по тропинкам, чтобы не растоптать цветочки и травы.
- Лекарственные растения можно собирать в сухую солнечную погоду там, где их много.
- Нельзя брать растения в рот. После сбора растений обязательно нужно мыть руки.
- Нужно помнить! Не будет растений – исчезнут и животные.
- Есть растения, которые срывать нельзя совсем. Они занесены в Красную Книгу. Это те растения, которые могут исчезнуть. Их осталось очень мало.
Господа Природа : Как вы много знаете. Я предлагаю отгадать мои загадки.
Загадки:
До поздней осени на нас,
Бросает взгляды смелые -
Ее веселый желтый глаз,
Через ресницы белые.
(Ромашка)
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
(Крапива)
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый.
(Одуванчик)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах.
(Мяты)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
(Подорожник)
На кусточки под листочки,
Кто-то бусы бросил!
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен.
(Черника)
Красная свечка, белое сердечко.
Чаем ароматным напоит,
От ангины исцелит.
(Малина)
Госпожа Природа : Я пропускаю вас в свои владения. Только всегда помните о правилах поведения на природе.
(Дети идут на полянку).
Госпожа Природа читает стихотворение:
Я иду по цветущему лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И мне чудятся их голоса –
Они шепчут: «Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли!»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем.
Словесная игра «Опиши и покажи»
Цель игры: Закрепление у детей умений определять лекарственные растения по внешним признакам и описанию.
Материал: Карточки с изображением растений.
Ход игры:
Воспитатель называет растение, а дети описывают растение и находят карточку с изображением растения.
Ромашка – цветок, много белых лепестков, желтая серединка;
Шиповник – ягода, растет на кустике, ягодки красные и длинные;
Одуванчик – цветок, головка желтая или пушистая;
Малина – ягода, ароматная, красная, вкусная, сладкая, растет на кустике;
Крапива – трава, она зеленая, листья большие, жгучая и колючая.
Воспитатель: Ребята, смотрите, там кто-то уже собирает травы? Кто это?
Целитель: Не пугайтесь, дети. Меня зовут Целитель. Я лечу детей и взрослых отварами трав.
Меня Госпожа Природа пропускает на полянку всегда, когда мне нужно собрать травы для фитобара. Сегодня я пришел за растениями для витаминного чая и аппетитного чая.
Ребята, вы знаете, какие растения нужны для витаминного чая?
Дети: Шиповник, черная смородина, малина, земляника, ромашка, мята.
Целитель: Перечислите, какие растения нужны для аппетитного чая?
Дети (воспитатель помогает) : Полынь, тысячелистник, цикорий, шиповник.
Целитель: Какие молодцы! Я предлагаю вам помочь мне собрать травы.
Воспитатель: Ребята, как много целебных трав собрали! Вы, наверное, устали? Нам пора возвращаться.
(Выходят дети с полянки уставшие и очень вялые)
Целитель: Что случилось? Вы заболели? Приглашаю всех вас, дети и Вас, Госпожа Природа в наш фитобар. Там вас осмотрит доктор и пропишет всем фиточай. Идем в фитобар!
Доктор: Здравствуйте! Добро пожаловать в фитобар!
Целитель: Доктор! На полянке было прохладно. И все мы немного замерзли. Что-то ребята наши вялые стали и кашляют. Может они заболели?
(Доктор осматривает детей)
Доктор: Всем нужен витаминный чай.
Приглашаю всех отведать ароматный чай из мяты, мелиссы, листьев смородины, шиповника, ромашки.
Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем.
Всех гостей мы угощаем
Ароматным чаем!
Фиточаем угощаем и здоровья всем желаю!
Воспитатель: Чай – вкусная и полезная церемония! Пора почаевничать!
Госпожа Природа : Думаю, все будем рады принять участие в этой приятной церемонии.
(Все идут в группу (фитобар) отведать фиточай и угощенья).
(В группе звучит приятная музыка).
(Госпожа Природа, дети, ведущий благодарят Целителя и Доктора за чай).
(Целитель и Доктор прощаются и уходят).
Госпожа Природа : Дети, как можно изучать лекарственные растения?
Дети: Рассматривать картинки, плакаты, гербарии. Наблюдать за растениями во время прогулок.
Госпожа Природа : Как нужно сохранять природные сокровища?
Дети: Надо бережно относиться к природе.
Госпожа Природа : Ребята, спасибо за стихи, за ваше бережное отношение к природе, за вашу заботу о ней. Я дарю вам рецепты отваров, которые помогут вам от болезней и их профилактике.
Дети: Госпожа Природа, спасибо Вам за лекарственные растения и целебные рецепты.
(Звучит песня «Травы, травы…»)
Все прощаются.