Приложение МААМ

Сценарий литературно-музыкальной композиции «У войны не женское лицо»

Ирина Александровна Хорозова
Сценарий литературно-музыкальной композиции «У войны не женское лицо»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«У войны не женское лицо»

(по повести Светланы Алексеевич «У войны не женское лицо»)

На сцене стоит письменный столик, на нем стоит светильник, чашка с чаем, конфеты в вазочке, на столе стоит радио. В центре сцены лежит покрывало, на котором сидит маленькая девочка и играет с игрушками. С левой стороны на авансцене стоит старая армейская тумбочка. На ней ржавая военная кружка, подсвечник со свечами, кусочек черного хлеба.

Публикация «Сценарий литературно-музыкальной композиции „У войны не женское лицо“» размещена в разделах

Девочка играет. Выходит бабушка, гладит по голове девочку, подходит к столику, включает радио. Звучит приятная музыка. Бабушка уходит за чайником (за кулисы).

1. Текст звучит по радио (на фонограмме песни «ЖУРАВЛИ»)

А, сейчас, дорогие товарищи, предлагаем послушать передачу «Память». Ее для вас подготовила редакция литературно- музыкальных программ….

Я знаю, никакой моей вины,

в том, что другие не пришли с войны,

в том, что они, кто старше, кто моложе,

остались там,

и не о том же речь, что я их мог,

но не сумел сберечь,

речь не о том,

но все-же, все—же, все-же….

Бабушка подходит к радио, выключает его.

Бабушка: (обращаясь к внучке) все пошли спать, поздно уже…

Девочка: ну бабушка, ты же обещала…. там интересно, про войну….

Бабушка: нет, все. Спать. Поздно. (уводит девочку за кулисы)

Девочка: (упирается) ну пожалуйста…. Почему ты не хочешь рассказать мне про войну…

Бабушка: я тебе лучше сказку расскажу…

Девочка: Бабушка, ну пожалуйста… я маме расскажу…Про войну интересней…

Бабушка уводит ее за кулисы.

В это время на сцене появляется Тень (девушка в черном). Она подходит к радиоточке. Включает ее. Затем проходит к тумбочке. Садится на колченогий стул. Как только она включает радио звучит песня.

(Звучит песня) : Мне нравится порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей…. Не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей… (звук микшируется… становится глуше).

Текст диктора по радио: На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасает, перевязывает раненых, но и стреляет из снайперки, бомбит, подрывает мосты, ходит в разведку, берет языков….женщина убивает. Она убивает врага, обрушившегося на ее землю, на ее дом, на ее детей… газета «Известие» 8 марта 1944 года»

На сцене появляется Бабушка. Она замечает тень, вначале пугается… Тень встает.

Тень: Ты не узнала меня? Я…

Бабушка: Не надо, я помню…

Тень «На самой страшной войне 20-го века женщине пришлось стать солдатом…

Бабушка: Это моя первая военная публикация… мы писали ее с тобой вместе, до того еще… но не надо об этом.

Тень: Я сейчас уду?

Бабушка: Уходи…. Нет. Прости… прости меня. Я ведь была на 5 лет младше тебя, а сейчас ты младше, а я уже старуха, у меня внучка… я же из-за тебя в фотокорреспонденты пошла, и потому пошла, что с тобой работать хотела и все 5 довоенных лет вместе.

Бабушка уходит за кулисы. Звук песни чуть громче. Из-за кулис бабушка выносит старый фотоальбом. Открывает его… берет одну фотографию…рассматривает ее.

Яркий свет. На сцене появляются девочки выпускницы. (Довоенное время)

2. Звучит песня «Рио-Рита»…. Девчонки фотографируются…

3. слышен звук пикирующего самолета. ВЗРЫВЫ,

4. Видео ряд (начало войны)

Девчонки убегают за кулисы, затем появляются на сцене в военных рубашках. Становятся спиной к зрителю в шахматном порядке.

Бабушка берет 2 фотографию.

Бабушка: Клавдия Григорьевна Крохина. Старший сержант. Снайпер.

Она девочка поворачивается. Выходит на авансцену и начинает рассказывать.

Клавдия Григорьевна Крохина, старший сержант, снайпер:

«Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. Меня всю затрясло, меня колотило всю. Когда по мишеням стреляла — ничего, а тут: как это я убила человека?.

Потом прошло это. И вот как прошло. Мы шли, было это возле какого-то небольшого поселка в Восточной Пруссии. И там, когда мы шли, около дороги стоял барак или дом, не знаю, это все горело, сгорело уже, одни угли остались. И в этих углях человеческие кости, и среди них звездочки обгоревшие, это наши раненые или пленные сгорели… После этого, сколько я ни убивала, мне не было жалко. Как увидели эти горящие кости, не по себе стало, только зло и мщение осталось. !»

Бабушка берет вторую фотографию.

Тень: а эту помнишь?

Бабушка кажется да….

Ольга Яковлевна Омельченко, санинструктор стрелковой роты:

Долго меня мотало по разным местам, и наконец попала я в город Тамбов, устроилась в госпиталь. В госпитале было хорошо, я после голодовки

поправилась, такая полненькая стала. И вот когда мне исполнилось шестнадцать лет, мне сказали, что я могу сдавать кровь. Сдавала сразу по пятьсот кубиков, по пол литра крови два раза в месяц. Получала донорский паек: килограмм сахара, килограмм манки, килограмм колбасы, чтобы восстановить силы. Я дружила с нянечкой тетей Нюрой, у нее было семь детей, а муж погиб в начале войны. Старший мальчик, пошел за продуктами и потерял карточки, так я свой донорский паек отдавала им. Один раз врач мне говорит: "Давай напишем твой адрес, вдруг объявится тот, кому вольют твою кровь". Мы написали адрес и пристегнули эту бумажку.

И вот через какое-то время, месяца два прошло, не больше, я сменилась после дежурства и пошла, спать легла. Тормошат меня:

- Вставай! Вставай, к тебе брат приехал.

- Какой брат? Нет у меня брата.

Наше общежитие было на последнем этаже, я спустилась вниз, смотрю, стоит лейтенант молодой, красивый. Спрашиваю:

- Кто тут звал Омельченко?

Он отвечает:

- Я звал.

И показывает мне записку, которую мы с врачом написали.

- Вот. Я твой брат по крови.

Привез мне два яблока, кулечек конфет. Боже! Какие это были вкусные конфеты! Пошла к начальнику госпиталя: "Брат приехал!" Пустили меня в увольнение. Он говорит: "Пойдем в театр". А я еще ни разу в жизни не была в театре, а тут в театр, да еще с парнем.

Бабушка: (берет еще одну фотографию, рассматривает ее) Альбина Александровна Гантимурова, старший сержант, разведчица:

5. фон: «Любимый город»)

Помню, отпустили меня в город. Прежде чем пойти к тете, я зашла в магазин. До войны страшно любила конфеты. Говорю:

— Дайте мне конфет.

Продавщица смотрит на меня, как на сумасшедшую. Я не понимала: что такое карточки, что такое блокада? И тогда все люди в очереди повернулись ко мне, а у меня винтовка больше, чем я.

— Дайте ей конфет.

- Вырежьте у нас талоны.

И мне дали.

На улице собирали помощь фронту. Прямо на площади на столах были большие подносы, люди шли и снимали, кто перстень золотой, кто серьги… Часы несли, деньги… Никто ничего не записывал, никто не расписывался… Женщины снимали с рук кольца обручальные. Забыть это до сих пор не могу, как и тот кулечек конфет.

Тень: подпольщица Мария Тимофеевна Савицкая-Радюкович:

6. фонограмма «Аве Мария»)

(бабушка берет фотографию, рассматривает ее)

«Немцы въехали в деревню на мотоциклах. Я глядела на них во все глаза: они были молодые, веселые, все время смеялись. Они хохотали! Сердце останавливалось, что они здесь, на твоей земле, и еще смеются…

Я только мечтала, чтобы я отомстила, чтобы я погибла и обо мне написали книгу. Готова была все сделать для своей Родины. — Дочку я родила в сорок третьем. На болоте родила, в стогу сена. Пеленочки на себе сушила, положу за пазуху, согрею и опять пеленаю. Вокруг все горело, жгли деревни вместе с людьми… Девять деревень сожгли в нашем районе.

Я сама огарки собирала, собирала подруге семью. Косточки находили, и где остался кусочек одежды, хоть огарочек какой, узнавали, кто это. Подняла я один кусочек, она говорит: „Мамина кофта….» И упала. Кто в простынку, кто в наволочку косточки собирал. Что у кого было чистое. И в могилку общую клали. Только косточки белые…

После этого на какое бы задание меня ни посылали, я шла. Я хотела, как можно больше помощи оказать. Ничего не жалела.

Ребенок у меня был маленький, три месяца, я с ним на задание ходила. Комиссар меня отправлял, а сам плакал: „Душа болит “. Медикаменты из города приносила, бинты, сыворотку… Между ручек и между ножек положу, пеленочками перевяжу и несу. В лесу раненые умирают. Надо идти. Никто не пройдет, везде немецкие и полицейские посты, одна я проходила.

Теперь так рассказать трудно… Чтобы была температура, ребеночек плакал, солью его натирала. Он тогда красный весь, по нем сыпь, он из шкуры вылазит. Подхожу к посту: „Тиф, пан… Тиф…“. Они кричат, чтобы скорее уходила:

И солью натирала, и чесночок клала. А дитятко маленькое… С трех месяцев я с ним ходила на задание… Еще грудью кормила…

Как пройдем посты, войду в лес, плачу-плачу. Кричу! Так дитятко жалко. А через день-два опять иду. Надо…»

ФОН «ЗЕМЛЯНКА»

Бабушка: Лилия Александровская, артистка

"Однажды после концерта. В большом эвакогоспитале. Ко мне подошел главврач и просит: "Здесь у нас в отдельной палате лежит тяжелораненый танкист. Он почти ни на что не реагирует, может, ему поможет ваша песня". Иду в палату. Сколько буду жить, не забуду этого человека, который чудом вылез из горящего танка и обгорел с головы до ног. Он лежал, неподвижно вытянувшись на кровати, с черным, без глаз, лицом. Горло перехватило судорогой, и я несколько минут не могла взять себя в руки. Потом начала тихонько петь. И вижу, что лицо раненого чуть шевельнулось. Он что-то прошептал. Я наклонилась и услышала: "Спойте еще. " Я пела ему еще и еще, исполнила весь свой репертуар, пока главврач не сказал: "Кажется, он уснул. ""

Бабушка: а помнишь Машеньку, радистку….Помнишь, как они с Павлом пели?

Тень: Я помню…

7. Вокальный номер группы 31 Р «Темная ночь»

Эпизод 3 (медсанчасть)

(можно поставить стол, использовать реквизит операционной)

1. "Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню. У него был открытый перелом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, осколочное ранение, все вывернуто. Эта кость. Я знала теоретически, что делать, но когда я к нему подползла и вот это увидела, мне стало плохо, меня затошнило. И вдруг слышу: "Сестричка, попей водички". Это мне этот раненый говорит.

2."Увидела первого убитого. Стала над ним и плачу. Оплакиваю. Тут раненый зовет: "Перевяжи ногу! " Нога у него на штанине болтается, ногу оторвало. Отрезаю штанину: "Положи мне ногу! Положи рядом". Положила. Они, если в сознании, не дают оставить ни свою руку, ни свою ногу. Забирают. А если умирают, просят похоронить вместе.

3."Самое невыносимое для меня были ампутации. Часто такие высокие ампутации делали, что отрежут ногу, и я ее еле держу, еле несу, чтобы положить в таз.

4. Никогда не знаешь своего сердца. Зимой вели мимо нашей медсанчасти пленных немецких солдат. Шли они замерзшие, с рваными одеялами на голове, прожженными шинелями. А мороз такой, что птицы на лету падали. Птицы замерзали. В этой колонне шел один солдат. Мальчик. У него на лице замерзли слезы. А я везла на тачке хлеб в столовую. Он глаз отвести не может от этой тачки, меня не видит, только эту тачку. Хлеб. Хлеб. Я беру и отламываю от одной буханки и даю ему. Он берет. Берет и не верит. Не верит. Не верит! Я была счастлива. Я была счастлива, что не могу ненавидеть. Я сама себе тогда удивилась. "

Тень: девчонок, летчиц помнишь?

Бабушка: Их называли «ночные ведьмы» … сколько их погибло….

8. Песня «В небе ночные ведьмы» + видео

Тень: У тебя внучка, расскажи ей о себе, обо мне, обо всех нас!

(Тень и бабушка уходят)

9. Фон «День Победы минус»

Первая девушка

…Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: „Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь». Брат на фронте погиб. Она плакала:

Вторая девушка

Вернулась, и все надо было начинать сначала. В туфлях училась ходить, на фронте же три года в сапогах. Мы привыкли к ремням, подтянутые, казалось, что теперь одежда на нас мешком висит, неловко как-то себя чувствуешь. Мы юбок не признавали, все в брюках, вечером их постираешь, под себя положишь, ляжешь, считай, выутюженные. Правда, не совсем сухие. Выйдешь на мороз, коркой покроются. А тут идешь в гражданском платье, в туфлях, встретишь офицера, невольно рука тянется, чтобы честь отдать. Привыкли: паек, на всем государственном, и приходишь в хлебный магазин, берешь хлеб, сколько тебе нужно, и забываешь расплатиться.

Третья девушка: Все у нас сейчас восстановлено, все утопает в цветах, а я изнываю от болей, у меня и сейчас не женское лицо. Я не могу улыбаться, я ежедневно в стоне. За войну я так изменилась, что когда приехала домой, мама меня не узнала. Мне показали, где она жила, я подошла к двери, постучала. Ответили:

— Да-да…

Я вошла, поздоровалась и говорю:

— Пустите переночевать.

Мама растапливала печь, а два моих младших братика сидели на полу на куче соломы, голые, нечего было одеть. Мама меня не узнала и отвечает:

— Пройдите дальше.

Я еще прошусь: да как-нибудь. Мама говорит:

— Вы видите, гражданочка, как мы живем? У нас и так сколько солдаты спали. Пока не стемнело, пройдите дальше.

Подхожу ближе к маме, она опять:

— Гражданочка, пройдите дальше, пока не стемнело.

Я наклоняюсь, обнимаю ее и произношу:

— Мама-мамочка!

Тогда они все на меня как набросятся, как заревут…

Четвертая девушка

Я расписалась на Рейхстаге. Написала углем, тем, что в руки попало:

"Победила вас русская девушка из Саратова". Все что-то оставляли на стене,

какие-то слова. Признания и проклятия.

Пятая девушка

Победа! У меня подруги спрашивают: "Кем ты будешь?" А мы в войну так

наголодались. Невмоготу. Мы говорили, что наесться хоть бы один раз

досыта. У меня мечта была - получу первую послевоенную зарплату и куплю ящик печенья. Кем я буду после войны? Конечно, поваром.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

(Все артисты остаются на сцене. Выходят ведущие)

Ведущий: Они еще живы, участники боев и дети той страшной войны. Но человеческая жизнь не бесконечна. Продолжить ее может лишь память, которая побеждает время. Если не забывать войну появляется много ненависти, а если войну забывают, появляется новая. Так говорили древние.

И сегодня, в канун празднования 79–ой годовщины великой Победы. Мы поздравляем всех с праздником!

Песня «Верните память»

А как трудно было на войне детям…. ка выживали они? Сколько детей не выжило -O-?

Дети этой страшной войны сидят сейчас у нас в зале… Это сотрудники нашего колледжа:

1. Илларионов Николай Трофимович

2. Михайлов Владислав Сергеевич

3. Иванов Александр Иванович

4. Карагин Владимир Петрович

Видео ролик с фотографиями.

Мы поздравляем Вас с праздником! Желаем здоровья! Счастья удачи, мирного неба над головой!

Ведущий: Для Вас звучит замечательная песня «Ах эти тучи в голубом» в исполнении Валерии Козловой. Встречайте!

Песня «Ах, эти тучи в голубом»

Ведущий: Знайте, мы всегда будем помнить подвиги наших дедов и прадедов! Мы гордимся Вами, защитники нашей Родины! Поздравляем всех с Днем Победы! С главным праздником страны! Пусть небо всегда будет чистым! Давайте сбережем это хрупкий мир! С праздником!

День Победы. Песня. + бессмертный полк.

Педагог-организатор И. А. Хорозова

Публикации по теме:

«Мир дому твоему». Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы«Мир дому твоему». Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы "Мир дому твоему. " Сценарий ко Дню Победы разработала и прислала:.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «День Победы» в детском садуСценарий литературно-музыкальной композиции «День Победы» в детском саду Под военные марши дети входят в зал, выполняют "Упражнение с флажками". После упражнения часть детей садится, часть читает стихи. "День.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети блокадного Ленинграда»Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети блокадного Ленинграда» Цель мероприятия: Развивать нравственно-патриотические качества у дошкольников. Задачи: Расширить знания детей о жизни детей во время войны. Развивать.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Есть у каждого город, в котором он рос. Город-герой Севастополь»Сценарий литературно-музыкальной композиции «Есть у каждого город, в котором он рос. Город-герой Севастополь» Сценарий литературно-музыкальной композиции «Есть у каждого город, в котором он рос» Каждый год в нашем городе проходит конкурс «Сталинградская.

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 75-й годовщине Победы «Пусть будет мир!» (подготовительная группа) Ведущая: Сегодня будет день воспоминаний И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня будет день напоминаний О подвиге и доблести отцов. (на.

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста Гаснет свет Танец «Ангелы со свечами» После танца замирают. Голос за кадром: Помните! Через века, через года – Помните! О тех, кто уже.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Летняя радуга» Художник-мальчик: От добра, любви и цвета Раскраснелось чудо-лето! Колосится в поле рожь, Скачет, скачет летний дождь! Зреют травы, зреют.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Планета детства» Литературно-музыкальная композиция «Планета детства».1. Здравствуй, детская планета! Ты теплом сердец согрета. На планете той народ Очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий литературно-музыкальной композиции «У войны не женское лицо»
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 15:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий литературно-музыкальной композиции «У войны не женское лицо»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Александровна Хорозова (УИ 3419149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД