МААМ-картинки

Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ. Тема: Семья — помощник в учении

Татьяна Скрягина
Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ. Тема: Семья — помощник в учении
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : Семья – помощник в учении

Основные цели* :

деятельностная: формирование у родителей умения правильно оказывать помощь ребенку в процессе учебной деятельности и умения правильно строить взаимодействие с ребенком.

Участники: родители, педагог

Форма проведения: родительское собрание

Дидактические материалы:

демонстрационный материал:

Публикация «Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ, Тема: Семья — помощник в учении» размещена в разделах

эталоны «Два основных этапа учебной деятельности», «Семья – помощник в учении», «Работа в парах», «Работа в группах».

печатный материал:

набор карточек для работы в группах;

карточка для самостоятельной работы;

эталон «Семья – помощник в учении»;

лесенка успеха.

презентация.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, звуковые колонки

Краткая аннотация к работе: при выполнении учеником домашних заданий в семье нередко возникает напряжение. Данное родительское собрание направленно на то, чтобы исключить случаи напряжения при выполнении ребенком домашней работы, установив четкий алгоритм взаимодействия семьи с ребенком в ситуации затруднения. Предложенный алгоритм не напрягает взрослых, повышает уровень их педагогической компетентности по вопросам, связанных с оказанием помощи ребенку в подготовке домашнего задания. Собрание проводится в технологии деятельностного метода в рамках работы по курсу «Мир деятельности».

Ход мероприятия:

Мотивация к учебной деятельности (1-2 минуты)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности, связанной с взаимодействием родителей и детей.

Необходимо:

1) создать условия для возникновения у родителей внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

2) актуализировать требования к родителям со стороны учебной деятельности («надо»);

3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

- Добрый вечер, уважаемые родители! Рада видеть Вас на собрании. Как вы уже поняли сегодня собрание пройдет в необычной форме, а именно в форме занятия, что позволит вам почувствовать себя в роли современных учеников. Вы познакомитесь со структурой урока в технологии деятельностного метода, узнаете, как проходят наши уроки. По ходу собрания я буду называть каждый этап собрания (такие же этапы образуют структуру уроков, построенных в технологии деятельностного метода). У вас будет возможность поучаствовать в каждом этапе и понять, что делают ученики на данном этапе и почему. Но это не единственная цель нашего собрания. Сегодня мы вместе откроем новое знание. О чем оно, вы узнаете позже.

- Урок в технологии деятельностного метода всегда начинается с этапа мотивации. На данном этапе дети настраиваются на урок, готовятся к включению в учебную деятельность. Чтобы понять, как это происходит, предлагаю вам поучаствовать в данном этапе.

- Наше занятие мне хотелось бы начать с фрагмента мультфильма «Маша и медведь».

Слайд 2 Просмотр фрагмента м/ф «Маша и медведь», 11 серия, «Первый раз в первый класс».

- Чем захотела заниматься Маша? (Учиться.)

- А зачем? (Чтобы много знать и уметь.)

- А вы бы хотели сегодня узнать что-то новое?

- Итак, большинство из вас на собрание пришли с работы. У каждого из вас есть своя работа, профессия, а в чем заключается работа ваших детей? (Учиться.)

- Как вы думаете, важна ли для вашей семьи учеба ребенка? (Да)

- Почему вы так думаете?

- Помогает ли ваша семья ребенку в учебе? А важно это для него?

Слайд 3

- Сегодня мы будем говорить о том, как правильно семья может помочь ребенку, чтобы достигнуть наилучшего результата в учебе.

Слайд 3 Анимация

- Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и хороший друг наших детей. Он помогает ребятам узнавать новое об учебной деятельности.

- Сегодня он тоже поможет нам открыть новое знание. Кто готов к открытию?

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (5-7 минут)

Цель: подготовка мышления родителей и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания.

Родителям необходимо :

1) воспроизвести и зафиксировать знания, имеющиеся об оказании помощи детям при выполнении домашней работы, достаточные для построения нового способа действий;

2) активизировать мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память, мышление);

3) актуализировать норму пробного действия («надо» - «хочу» - «могу») и попытаться самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания (установить последовательность действий, чтобы правильно помочь ребенку справиться с затруднением в выполнении домашнего задания, запланированного для изучения на данном собрании;

4) зафиксировать возникшее затруднение в выполнении пробного действия («Я не могу расположить данные карточки в том порядке, в каком нужно действовать, чтобы правильно помочь ребенку справиться с затруднением в выполнении домашнего задания») или его обосновании («Я не могу обосновать правильность своего ответа»)

- На этапе актуализации знаний учащиеся повторяют понятия и способы действия, которые им пригодятся для открытия нового знания.

- Каждый день ученики получают домашнее задание. Слайд 4

- Как вы думаете, зачем ученику нужно выполнять домашнее задание? (Повторить то, что известно или чему-то научиться) Слайд 4 Анимация

- А как вы думаете, как должен настоящий ученик выполнять домашнее задание? (Сам) Слайд 5 Анимация

- А бывает, что у вашего ребенка не получается выполнить какое-то задание?

- Что тогда он делает? (Обращается за помощью к родителям, бабушке, дедушке, сестре и т. д.)

- Правильно, то есть обращается к семье. Слайд 5 Анимация

- В какой роли тогда, семья выступает для своего ребенка? (В роли помощника)

- Догадались, как будет называться тема нашего занятия? (Семья – помощник)

Слайд 5 Анимация

- Я уточню: «Семья – помощник в учении».

- Еще одной важной задачей этапа является фиксация своего индивидуального затруднения. Ведь если у ученика нет своего, личного затруднения – ему и учиться нечему. Для того чтобы каждый из учеников смог сам зафиксировать индивидуальное затруднение, ему предлагается выполнить пробное действие.

- Чтобы понять, в чем заключается пробное действие нашего собрания я предлагаю вам проиграть этот этап.

- Итак, предлагаю задание на новое знание. Слайд 5 Анимация Попробуйте расположить данные карточки в том порядке, в каком Вы должны действовать, чтобы правильно помочь ребенку справиться с затруднением в выполнении домашнего задания.

- Кто справился с заданием? Зачитайте ваш порядок действий.

- Кто поднял руку, зачитайте, ваш порядок действий? (Родители называют варианты ответов.)

Учитель отмечает варианты ответов на доске.

- Можете ли вы обосновать правильность выполненного задания? (Нет)

- Почему? (У нас нет алгоритма действий, чтобы правильно помочь ребенку справиться с затруднением в выполнении домашнего задания)

- У кого нет варианта ответа?

- Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе!

- Что вы не смогли сделать? (Определить порядок действий при оказании помощи ребенку при выполнении домашнего задания)

Выявление места и причины затруднения (3-4 минуты)

Цель: осознание родителями того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений.

Родителям необходимо :

1) проанализировать шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорить вслух, что и как они делали;

2) зафиксировать, что они не смогли точно, согласованно определить порядок действий помощи ребенку при выполнении домашнего задания (место затруднения);

3) соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, отсутствие знания алгоритма взаимодействия семьи с ребенком в ситуации затруднения, необходимого для решения исходной задачи.

- Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать.

- Давайте подумаем вместе. Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были расположить карточки в том порядке, в каком должны действовать, чтобы правильно помочь ребенку справиться с затруднением в выполнении домашнего задания).

- Вы смогли точно, согласованно определить порядок действий помощи ребенку при выполнении домашнего задания? (Нет.)

- Почему же возникло затруднение? (Нет алгоритма действий помощи ребенку при выполнении домашнего задания)

- Таким образом, на данном этапе дети под руководством учителя определяют причину затруднения (что они пока не знают, что позволит перейти к следующему этапу.

Построение проекта выхода из затруднения (4-6 минут)

Цель: постановка целей учебной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Родителям необходимо :

1) в коммуникативной форме сформулировать конкретную цель своих будущих учебных действий («Надо узнать, как правильно действовать, чтобы помочь ребенку справиться с затруднением при выполнении домашнего задания», устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировать, какие знания им нужно построить и чему научится);

2) выбрать способ построения нового знания – метод дополнения;

3) выбрать средства для построения нового знания – известные понятия, алгоритмы, модели;

4) сформулировать план своих действий по построению нового знания.

- Как только мы определили причину затруднения, мы можем причину устранить и преодолеть свое затруднение. Что нам надо узнать в том случае, если мы не знаем, как правильно действовать, чтобы помочь ребенку справиться с затруднением? (Нам надо узнать, как правильно действовать, чтобы помочь ребенку справиться с затруднением при выполнении домашнего задания)

- Вы сформулировали цель нашего собрания.

- Какие же варианты достижения цели вы можете предложить? (Варианты ответов родителей).

Учитель может предложить свои варианты: прочитать в специальной книге, попросить рассказать учителя или кого-либо из взрослых, узнать самому, а потом проверить в учебнике (по эталону).

Реализация построенного проекта и решение исходной задачи (5-8 минут)

Цель: построение родителями нового знания и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа.

Родителям необходимо :

1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

2) при построении нового знания использовать предметные действия со схемами;

3) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково помощью эталона);

4) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднения и зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения;

5) уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового знания для решения всех заданий данного типа).

- На этапе открытия нового знания чаще всего организуется групповая работа. Учащиеся с помощью учителя открывают новое знание и фиксируют его в речи и знаковой в форме эталона. Давайте посмотрим, как это проходить на уроках.

- Уважаемые родители, я предлагаю открыть новое знание в группах. Основные правила работы в группах ребята знают и всегда их проговаривают. Давайте тоже их озвучим. (В группе должен быть ответственный, каждый работает на общий результат, свое несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси.)

- Смайлик составил для Вас поучительную историю, по которой вы точно определите в каком порядке нужно задавать ребенку вопросы, чтобы правильно помочь ему справиться с затруднением в выполнении домашнего задания. Ваша задача – внимательно послушать историю, а потом в группах, согласовать ответ и расположить карточки в нужном порядке, для этого у вас на столах лежат карточки с вопросами (Приложение 1, лист А4 и клей.

- Однажды мальчик Петя выполнял домашнюю работу по математике и столкнулся с затруднением. Он подошел к маме и попросил о помощи. Мама попросила его рассказать задание, потом спросила, как он его выполнял. Затем, мама поинтересовалась в чем же у него возникла трудность. После его ответа, она велела ему повторить и применить нужное правило.

Родители работают в группах.

- Итак, проверьте свою работу по образцу. Слайд 6

- Почему сначала надо спросить, какое задание и как его выполнял ребенок? (Если он не знает, какое задание выполнял и как делал, не найдешь ошибку; часто ошибку делают из-за того, что невнимательно читают задание)

- Зачем ребенку определять в чем трудность? (Чтобы понять на какое правило задание)

- А если поняли с каким правилом надо работать, что дальше? (Нужно это правило повторить и применить)

- Таким образом, мы с вами составили цепочку вопросов, которые вы должны задавать ребенку, при затруднении в выполнении домашнего задания.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)

Цель: усвоение родителями нового способа действий.

Родителям необходимо :

1) решить (в парах) несколько типовых заданий на новый способ действий;

2) при этом постоянно проговаривать вслух выполненные шаги и их обоснование –алгоритмы.

- На этапе первичного закрепления учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух. Чаще всего на данном этапе урока учащиеся проговаривают сначала все вместе (хором) новое знание, а затем объединяются в пары, и рассказывают друг другу о новом открытии.

- Какое новое знание вы сегодня открыли?

- Чтобы лучше запомнить эталон, нужно научиться им пользоваться. Сейчас мы попадем в семью одного ученика. (Двое родителей инсценируют диалог ребенка и родителя) (Приложение 2) :

- Мама, помоги мне решить пример.

- Расскажи задание.

- Надо из 9 вычесть 6.

- Как делала?

- Я использовала числовой отрезок.

- В чем трудность?

- У меня получается 15, а это больше, чем 9, не пойму почему…

- Повтори и примени правило.

- При сложении перемещаемся по числовому лучу от числа вправо, а при вычитании – влево на нужное количество единиц. А, поняла! Перемещаюсь от 9 на 6 единиц влево. Получается 3.

- Предлагаю вам поработать в парах. Пусть один из вас будет в роли мамы, папы, бабушки и т. д., а другой – в роли ученика, выполняющего домашнее задание.

Родители работают в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 минут)

Цель: интериоризация нового способа действий и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Необходимо:

1) организовать самостоятельное выполнение родителями типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать самопроверку родителями своих решений по эталону;

3) создать ситуацию успеха для каждого родителя;

4) для родителей, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

- На этапе самостоятельной работы используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

- Для самостоятельной работы предлагаю вам выполнить задание на листочках, которые лежат у вас на столе (Приложение 3). Там дан диалог. В правом столбце два ответа поменялись местами. Ваша задача найти их и указать стрелкой правильное место.

- Проверьте свой ответ по образцу. Слайд 7

- Кто нашел ошибки может поставить себе «+» около работы, кто не смог их найти, поставьте «?».

Включение в систему знаний и повторение (5-8 минут)

Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Родителям необходимо :

1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

2) организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными;

3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

- На данном этапе уточняются особенности нового знания, где его можно применить, его роль и место в системе уже изученных знаний.

- Уважаемые родители, сейчас я предлагаю вам закончить предложение: Слайд 8 самое ценное для человека – это его жизнь, его здоровье и его.

- На занятиях «Мир деятельности» дети говорят о ценностях в жизни человека. Слайд 9 И на данном этапе они знали такие ценности, как жизнь и здоровье и размещали эти ценности на дереве жизни.

- По итогам нашего собрания на это дерево можно разместить еще одну ценность. Какую? Слайд 9 Анимация

- А как ребята могут помочь семье быть счастливой? (Стараться хорошо учиться)

Рефлексия учебной деятельности (2-3 минуты)

Цель: самооценка родителями результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Необходимо:

1) организовать рефлексию и самооценку родителями собственной учебной деятельности на собрании;

2) родителям соотнести цель и результаты учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) наметить цели дальнейшей деятельности и определить задания для самоподготовки.

- На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся соотносят поставленную цель и результат. Удалось ли им достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать. Конечно, учитель учитывает возрастные особенности детей. В первом классе дети приобретают лишь первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности.

- А теперь поработаем с «Лесенкой успеха» (Приложение 4). Слайд 10

- В рабочем пособии в конце каждого урока изображена лесенка успеха. С помощью этой лесенки дети оценивают свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования у учащихся способности к адекватной самооценке. Попробуйте оценить себя и Вы.

- Если вы не поняли, в каком порядке нужно действовать, чтобы помочь ребенку в выполнении домашней работы, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

- Кто из вас готов сейчас озвучить самооценку?

- Я, как Учитель на уроке, стараюсь дать возможность высказаться каждому ребенку, хвалю и тех, кто поставил себя на верхнюю ступеньку, и тех, у кого остались еще вопросы. В результате ученики понимают, что если затруднение зафиксировано, то это первый шаг к тому, что оно обязательно будет преодолено.

- В конце каждого урока открытия нового знания ребята получают эталон, на котором зафиксировано это новое знание. Для вас я тоже приготовила эталон. (Приложение 5) Предлагаю вам завести свою тетрадь для эталонов, которые мы будем получать на собраниях.

- А теперь, уважаемые родители, предлагаю вам самим выбрать тему, которую мы можем обсудить на следующем собрании. (Приложение 6)

Комментарии к сценарию

Использованные источники:

1) Программа надпердметного курса «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы. -   М: Институт СДП, 2014

2) Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу. 1 класс. Учебное пособие/Под ред. Л. Г. Петерсон. - М: Национальное образование, 2014

3) Мир деятельности. 1 класс/Под ред. Л. Г. Петерсон. - М: Национальное образование, 2014

4) «CD-ROM. Мир деятельности. 1 класс. Методические рекомендации к надпредметному курсу. Презентации и материал для печати» Л. Г. Петерсон.

Приложение 1. Карточки для работы в группах

на этапе реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Приложение 2. Диалог на этапе

первичного закрепления с комментированием во внешней речи

- Мама, помоги мне решить пример.

- Расскажи задание.

- Надо из 9 вычесть 6.

- Как делала?

- Я использовала числовой отрезок.

- В чем трудность?

- У меня получается 15, а это больше, чем 9, не пойму почему…

- Повтори и примени правило.

- При сложении перемещаемся по числовому лучу от числа вправо, а при вычитании – влево на нужное количество единиц. А, поняла! Перемещаюсь от 9 на 6 единиц влево. Получается 3.

Приложение 3. Диалог на этапе

самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Приложение 4. Лесенка успеха на этапе рефлексии учебной деятельности

Приложение 5. Эталон

Приложение 6. Анкета «Тема следующего собрания»

Выберите тему, которую вы бы хотели обсудить на следующем собрании.

Личностные качества ученика : терпение в учебной деятельности.

Как проверить свою работу.

Домашнее задание делаю самостоятельно.

Я – автор, я – понимающий.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» Цель: Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Задачи: Сформировать.

Фотоотчет «Мамины сказки» в рамках организации процесса взаимодействия воспитателя с родителями»Фотоотчет «Мамины сказки» в рамках организации процесса взаимодействия воспитателя с родителями» В рамках организации процесса взаимодействия воспитателя с родителями (лицами их заменяющими) в условиях реализации ФГОС ДО» в Государственном.

Консультация «Организация взаимодействия с родителями в рамках требований Федерального государственного стандарта» Развитие дошкольника осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах - семье и учреждениях различных форм общественного.

Презентация «Особенности взаимодействия ДОУ с родителями в рамках ФГОС до» Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности.

Порядок взаимодействия педагогов в рамках школы, межведомственного взаимодействия с обучающимися и их семьями Порядок взаимодействия педагогов в рамках образовательной организации, межведомственного взаимодействия в работе с обучающимися и семьями,.

Проект взаимодействия с родителями воспитанников «Папа, мама, детский сад и я — дружная семья» Проект взаимодействия с родителями воспитанников «Папа, мама, детский сад и я – дружная семья» на 2018 – 2019 год Автор проекта: Иванова.

Программа взаимодействия с родителями «СемьЯ» Программа взаимодействия с родителями «СемьЯ» Наименование программы «СемьЯ» по взаимодействию педагогов группы с родителями воспитанников.

Сценарий мероприятия во второй младшей группе с родителями семейная гостиная «Семья и семейные традиции» Цели: Приобщение ребенка к традициям семьи. Развивать интерес ребенка к своей семье. Формировать чувство ответственности за жизнь вокруг.

Сценарий спортивного мероприятия для старшей группы совместно с родителями «Тяжело в учении — легко в бою» к 23 февраля Сценарий спортивно — игрового праздника, посвященный Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ. Тема: Семья — помощник в учении
Опубликовано: 24 марта 2019 в 20:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ. Тема: Семья — помощник в учении» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД