Елена Широкова
Сценарий НОД по познавательному развитию в средней группе «Ключик Лесовичка или загадки сказочного леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе
(ознакомление с миром природы)
Ключик Лесовичка или загадки сказочного леса
Цель: Обобщить и закрепить имеющиеся у детей знания о лесе, его обитателях.
Задачи:
Публикация «Сценарий НОД по познавательному развитию в средней группе „Ключик Лесовичка или загадки сказочного леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Образовательные:
- закрепить представления детей о лесе и его обитателях;
дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
- расширять представления о жизни диких животных.
Развивающие :
- учить замечать сезонные изменения в природе;
- развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать эстетический вкус, умение любоваться красотой леса;
- формировать умение координировать речь с движением.
Воспитательные:
- заинтересовать совместной деятельностью, вызвать эмоциональный отклик;
- формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям;
- закрепить знания о правилах поведения в лесу.
Здоровьесберегающие:
Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание.
Предварительная работа:
Чтение литературы о природе; рассматривание иллюстраций и картинок: «Животные леса», «Деревья, ягоды, цветы, грибы», «Насекомые»; беседа «Правила поведения в лесу»; загадывание загадок о диких животных; просмотр презентаций: «Дикие животные», Д/и «Назови детенышей», «Кто, где живет?»
Подготовка видео- и медиа- материалов для НОД по теме «Загадки сказочного леса», изготовление игрового панно «Жители леса», интерактивная игра «Узнай по тени», музыкальное оформление.
Оборудование и материалы:
Мультимедийное и интерактивное оборудование (ноутбук, проектор, экран, диск с играми по теме «Зимующие птицы», кубик с дикими животными, макет карты леса, мольберт; аудиозапись с голосом Лесовичка, со звуками леса, игрушки – заяц, медведь, белка, лиса; макет ключа.
Планируемый результат:
Знают правила поведения в природе, узнают и называют диких животных (лиса, заяц, медведь, белка); птиц (сова, снегирь, дятел, синица, обитающих в лесу.
Называют жилища диких животных по описанию (лиса, заяц, медведь, белка, умеют находить способы решения проблемной ситуации;
Сформировано эмоционально - положительное отношение к живой природе, уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;
Умеют слушать друг друга;
Проявление познавательной инициативы, навыки самооценки правильности выполнения задания, умение удерживать цель деятельности до получения её результата;
Умеют излагать свои мысли, умеют искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).
Ход занятия.
1. Организационная часть
Звучит музыка.
Дети входят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Вместе будет веселей,
Выбирай себе друзей.
Ты мой друг
И я твой друг.
Вместе будем мы играть,
Веселиться, познавать
И друг другу помогать.
II. Вводная часть.
Воспитатель: А теперь я хочу загадать вам загадку, отгадав ее, вы поймете, о чем пойдет речь сегодня в нашем приключении :
В шубе летом.
А зимой раздетый.
(Лес)
-Догадались? Если нет. То вот подсказка :
Город этот не простой
Он дремучий и густой.
(Лес.)
Лесовичок : Я в лесу Лесовичок,
Очень мудрый старичок,
Я командую всем лесом
С величайшим интересом.
А живу в простой избушке
На зелененькой опушке.
Налетела вьюга злая,
Ключ к избушке унесла.
Разбросала, раскидала,
Разбежались кто куда.
Не могу попасть я в дом.
Уж ребята помогите,
Ключик мой вы соберите,
Лес в порядок приведите
И зверей всех навестите.
(аудиозапись с голосом)
- Ребята, поможем Лесовичку? … ответ детей: Да.
Но для этого нам необходимо попасть в лес.
Давайте вспомним правила поведения в лесу, и если мы их все правильно назовем, то случится чудо, и мы попадем в лес.
Игра «Можно - нельзя»
Воспитатель: А повторим мы правила, играя в игру. Слушайте внимательно мои вопросы. Если я говорю правильно, вы должны хлопать, если допускаю ошибку – топать.
Можно дышать лесным воздухом?
Можно кричать в лесу?
Можно бросать мусор?
Можно собирать грибы?
Можно жечь костёр?
Можно любоваться деревьями?
Можно ломать деревья?
Можно собирать ягоды?
Ой, какие вы молодцы, все правила поведения в лесу знаете!
- А сейчас давайте закроем глазки, повернемся вокруг себя и скажем волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в лесу окажись!»
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель:
Здравствуй, лес!
Дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь – мы свои.
- Вот мы и в лесу. (Шум леса зимнего)
Посмотрите, какая красота, послушайте, как шумит лес.
Посмотрите, какое яркое солнце? Давайте погреем ладошки. Носом понюхаем воздух. Чем пахнет в лесу? (Запах хвои, свежестью) Глубоко вдохните носом, почувствуйте, какой здесь свежий воздух, как легко и свободно дышится.
Дыхательная гимнастика «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Исходное положение: стоя, глаза закрыты.
Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох нужно прекратить, сделать небольшую паузу и плавно выдохнуть через нос. Повторить 4 раза.
Воспитатель:
Встанем ровно, расслабимся, закроем глаза, и сделаем глубокий вдох. Чувствуете, словно шарик надувается в груди. Надули? Остановились, задержим дыхание… Выдох делаем медленно, плавно.
Повторим еще раз. И еще 2 раза.
Открываем глаза.
Теперь мы наполнили наши организмы свежим, полезным воздухом.
Воспитатель. Как вы думаете, зачем человек ходит в лес? ( дети: отдохнуть, подышать свежим воздухом, насладиться красотой лесной природы, собирать грибы, ягоды, хворост).
Воспитатель: - Давайте вспомним, что же такое лес?
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: давайте подытожим, значит, лес - это место где деревья, растения, грибы, животные, живут вместе (сообща) на большой территории.
III. Основная часть
Воспитатель: - А понять, кто нам поможет в лесу, вам подскажут ответы на мои загадки :
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу,
У кустов грызёт кору. (Заяц)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя;
Промелькнуло, пробежало —
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка)
Воспитатель: Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Как мы можем назвать животных леса по - другому? (Ответ - лесные жители)
Давайте пройдем к карте леса (игровое панно «Жители леса») и вспомним, где искать лесных жителей?
А кто знает стихотворение про лес?
(Чтение стихотворения.)
Вспомните, где живет белка?
Ответ детей (на дереве, в дупле)
Правильно.
Где искать нам медведя зимой?
Ответ детей (в берлоге)
Молодцы.
А кто подумает и скажет, где прячется заяц зимой в лесу?
Под кустом.
А лисицу нам где искать в лесу?
В норе.
Все вы верно рассказали.
Давайте наших животных разместим в их дома, так в нашем лесу поселяться животные, которые будут сегодня нам помогать (составление модели леса).
Воспитатель:
- К какому первому лесному жителю отправимся? Выбор детей (звери – игрушки размещены по разным зонам.) Как же нам выбрать?
Воспитатель: Смотрите, что то деревом лежит. Это же «волшебный кубик».
Как вы думаете, для чего он? Что на нем изображено?
Ответы детей: животные леса. Можно кидать и выбирать к кому идти.
Тогда кидаем кубик. Андрей, поможешь?
Заяц.
Тогда отправляемся к зайцу. Вот и он.
Дети: - Здравствуй, Зайчик! Ты не находил часть ключа от избушки лесовичка?
Воспитатель: - Ребята мы назвали с вами лесных жителей, но зайчик говорит, что не всех и просит еще вспомнить животных, отгадав его кроссворд, тогда он отдаст нам часть ключа, которую он нашел.
Смотрите какой удобный большой сугроб. Давайте присядем. У нас волшебный лес, поэтому сугроб тоже волшебный, теплый.
Экокроссворд (дети называют животных первой части кроссворда, остальное кроссворд открывает сам)
Воспитатель: - Смотрите ребята! Зайчик дал нам часть ключа.
Теперь к кому отправимся? (бросают кубик)
Отправляемся к медведю.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, в берлоге сидит медведь.
Дети: Здравствуй, Мишка! Помоги нам, не находил ли ты часть ключа Лесовичка?
Воспитатель: - Ребята, Мишка просит помочь набрать ему на зиму грибов и шишек, как вы думаете, справимся?
- Смотрите сколько тут на полянке грибов и шишек, еще не занесенных снегом.
У меня есть 2 корзинки: в одну соберём грибы, но не забывайте, что ни все грибы можно брать с собой из леса, а в другую соберём орехи.
Какие грибы нельзя брать из леса домой? (ядовитые)
(Дети собирают шишки и грибы в корзинки)
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие шишки и грибы мы собрали в лесу.
Разместим их в нашем лесу (Прикрепляем грибы и шишки на карту леса)
Смотрите, мишка дал нам часть ключа.
Мы можем продолжать свой путь. К кому теперь отправимся? (бросают кубик) В путь.
Хорошо в лесу. А с речевкой идти веселее:
Динамическая пауза «Я иду, и ты идешь»
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Воспитатель: Смотрите, Лисичка! Здравствуй, Лисонька! Скажи, пожалуйста, ты не находила в лесу часть ключа Лесовичка?
Лисичка говорит, что нашла часть ключа, но просит выполнить ее задание. Вьюга перемешала все леса. Надо помочь собрать хвойный и лиственный лес отдельно.
Ну что, поможем Лисичке? Ребята, у которых эмблема с елочкой собирают хвойный лес, а у которых береза – лиственный.
- Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Какие деревья растут в хвойном лесу? Лиственном? Ребята, а давайте перемешаем хвойные и лиственные деревья. Какой лес получится? (смешанный)
У нас есть еще одна часть ключа, пойдемте дальше в лес. Кто же остался из наших зверей?
Белочка.
Воспитатель: Здравствуй белочка! Помоги нам! Тебе не попадалась в лесу часть ключика от избушки лесовичка?
Белочка поможет нам! Надо только справиться с ее заданием.
- Чье пение мы слышим, когда приходим в лес? (ответы детей).
(Звучит запись пения птиц в лесу.)
Какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей). Каких лесных птиц они знают конкретно: дятел, снегирь, воробей, синица.
Какую пользу приносит дятел? (ответы детей).
А что вы можете рассказать о снегире?
А кто видел синиц? Где их можно встретить?
Дидактическая игра «Узнай по тени».
Давайте птичек отправим в лес. (размещаем на карту леса)
Вот и справились с заданием.
Спасибо, Белочка!
Все части ключика у нас.
Теперь его надо собрать! И нам пора к Лесовичку.
Лесовичок : Вот спасибо вам, ребята! От души благодарю! Это мой для вас подарок! Ну а мне пора идти! Много дел в лесу скопилось! Вам удачного пути!
(дает корзину грибов (печенье) и игровое панно.
Воспитатель: Дети, что мы скажем Лесовичку?
-Спасибо.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Скажем волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в саду окажись».
IV. Рефлексия.
Воспитатель: - Вот мы и в саду! Мы стравились со всеми заданиями и помогли Лесовичку!
Воспитатель – Расскажите ребята, кого вы встретили в лесу?
Где они живут?
Чье задание было интереснее всего выполнять?
А какое задание вам показалось сложным?
Какие бывают леса? (лиственные, хвойные, смешанные)
Назовите деревья, которые растут в лиственных лесах? (береза, дуб, осина, клен, рябина, каштан, в хвойных? (Сосна, ель, кедр, в смешанных лесах? (растут лиственные и хвойные деревья).
Для кого же лес является родным, как для нас наш город? (Для зверей, птиц и растений).
Каких зверей можно назвать лесными? (белка, заяц, ёж, волк, лиса, кабан, лось)
Какие птицы живут в лесу? (воробей, дятел, синица, снегирь)
На этом наше приключение закончено.