Елена Евгеньевна Бабуричева
Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Скворец — весны певец»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в средней группе
«Скворец – весны певец»
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация»
Цель: знакомство с перелётной птицей скворец (его внешним видом, образом жизни, пользой, которую приносит людям)
Задачи:
Образовательные :
-закрепить представление детей о весне и её признаках;
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в средней группе „Скворец — весны певец“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
-продолжать знакомить детей с понятием «перелётные птицы», рассказать о скворце (его внешнем виде, образе жизни, пользе которую скворцы приносят людям;
-расширять и активизировать словарь детей по теме «Птицы».
Развивающие:
-способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к птицам.
Методы и приё мы: беседа, дидактическая игра, проблемная ситуация, рассказ, наглядный метод.
Предварительная работа: общение с детьми на тему «Весна пришла», чтение художественной литературы о перелётных птицах, рассматривание иллюстраций «Перелётные птицы».
Оборудование: проектор, экран, ТСО: ноутбук, звукозаписи «Голоса птиц», «Голос скворца», скворечник, солнышко и снежинка, раздаточный материал – разрезные картинки скворца, спортивный инвентарь (канат, кочки, карточки с изображением
птиц.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся, познакомимся. Спросите, как их зовут, какое у них настроение и представьтесь сами.
- Молодцы! Подойдите ко мне. Дети подходят к воспитателю и встают полукругом.
Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это тихо прошагал за окном?
Кто прошёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла … (весна)
-После холодной зимы пришла к нам снова весна. А вы хорошо знаете приметы весны? Давайте вспомним их.
–Тает снег, солнце светит ярко и греет, бегут ручьи, день становится длиннее, прилетают птицы и поют звонко песни.
- Молодцы! Приметы вы знаете. Ребята, вы сказали – птицы прилетели и поют звонко песни.
-А где мы можем услышать пение птиц?
-В парке, на улице, в лесу.
-Я предлагаю вам отправиться в весенний лес. Хотите?
-Да.
Дети строятся в шеренгу за воспитателем.
Физкультминутка
По тропинке мы идём, шагают змейкой
По тропинке узенькой.
Ноги выше поднимаем,
По траве густой шагаем.
(ходьба с высоким подниманием колен)
Спинки мы свои согнем,
Под кустами проползем.
(ходьба в приседе)
Впереди журчит ручей,
Бежим по камушкам скорей.
(бег)
Через поле мы прошли
И к лесочку подошли.
II. Основная часть.
1. Актуализация
Цель: повторение знаний, необходимых для открытия нового.
-Вот мы и в лесу. Слайд №1
-А какое время года в лесу? (весна)
- Почему вы так решили? (солнце ярко светит, снег тает, небо голубое, проталины)
Включается запись «Голоса птиц».
- Слышите!
-Расскажите, что вы услышали?
-Пение разных птиц, голоса птиц.
- Весной здесь всё оживает, наполняется тысячами различных звуков.
-Откуда прилетают весной птицы?
-Из тёплых краёв, с юга.
-Правильно. А в какое время года птицы улетают туда?
-Осенью.
-Почему они улетают?
-Птицам нечего есть, потому что исчезают насекомые, которыми они питаются.
-Как называются эти птицы?
-Перелётные.
-Вот мы сейчас проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц. Давайте поиграем.
1) Игра "Зимующие и перелетные птицы"
Цель: формирование умения классифицировать зимующих и перелётных птиц.
Детям раздаются иллюстрации перелетных и зимующих птиц (голубь, воробей, сорока, синица и грач, ласточка, жаворонок, лебедь) В середине зала на расстоянии стоят солнышко и снежинка. Дети с картинками в руках бегают врассыпную под музыку.
Педагог произносит слова:
Птички летают,
Зерна собирают.
Маленькие птички,
Птички – невелички.
После того, как музыка затихает - разбегаются: с картинками перелётных птиц к солнышку, с зимующими-к снежинке.
Проверяется правильность выполнения задания. (Игра проводится 2 раза)
-Молодцы! Все знаете перелётных птиц.
-Давайте пройдёмся по лесу. Слайд №2. Ой, смотрите, чей-то дом? Вы знаете чей? (медведя)
-Почему вы так решили? (потому что это берлога, а в берлоге живёт медведь)
Слайд №3. Голос медведя 1
Выходит медведь: Я в берлоге спал зимой
Под большущею сосной,
А когда пришла весна,
Я проснулся ото сна.
-Здравствуйте, ребята (грустно)
-Здравствуй, мишка. А почему ты грустный?
Голос медведя 2
-Каждый год на соседнее дерево прилетает весной птичка. По утрам я просыпаюсь и выхожу послушать её красивое пение, но ни разу её не видел и ничего про неё не знаю.
Мой друг ёжик дал мне несколько фотографии разных птиц. Помогите мне найти эту птичку!
-Ребята, хотите помочь мишке найти его соседку?
-Да.
-Как же нам это сделать?
- Надо рассмотреть фотографии, может, мы птичку знаем и расскажем медведю о ней.
-Садитесь поудобней, давайте рассмотрим фотографии птиц и найдём среди них соседку нашего мишки.
- Но прежде скажите, а что мы уже знаем про эту птичку из рассказа мишки.
-Она перелётная, потому что прилетает каждую весну.
Давайте посмотрим на птиц и подумаем, какая же птичка живёт рядом с медведем? Показывает на экран.
2. Новый материал
Цель: знакомство детей с новой перелётной птицей – скворцом.
2) Игра «Узнай птичку»
Цель: формирование умения сравнивать и различать птиц по их признакам.
Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7
-Ребята, вы знаете кто это? (показывает на воробья) - Воробей
- Может ли жить с мишкой рядом эта птица? - Нет, воробей не перелётная птица, он чирикает.
-А это что за птица? – Утка
-Может утка жить по соседству с медведем? (Она перелётная, но живёт на воде, крякает)
-А это кто? - Ворона.
-Может ворона рядом живёт с мишкой? (Нет, она зимующая, каркает)
- Осталась ещё одна фотография. Вы знаете эту птицу? Попробуйте догадаться, кто это?
На шесте – дворец.
Во дворце – певец,
А зовут его - … (скворец)
-Правильно скворец! И к нам он одним из первых прилетает.
-Значит, скворец какая птица? (перелётная)
Рассмотрим его.
- Опишите его, как он выглядит? ( При затруднении задать наводящие вопросы: какого цвета окраска перьев, какой величины хвост, клюв и т. п.)
- Скворец весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост.
-А кто из вас, ребята, знает, чем занимаются птицы в первую очередь после прилёта весной?
- Вьют на деревьях гнёзда, чтобы высиживать птенцов.
- Вы знаете, где устраивают гнёзда скворцы? (на дереве)
-Скворцы устраивают свои гнёзда в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми.
Слайд №8
- Знаете ли вы, как называются эти домики? Скворечники.
- Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки).
-С давних пор, как только наступала весна, люди вывешивали их на деревья. Ведь скворцы – настоящие помощники.
-Чем питаются скворцы? (Насекомыми)
- Правильно, ребята, весной, прилетая из тёплых стран, ходят они по полям и собирают насекомых, зимовавших в земле. А летом поедают в большом количестве различных гусениц, жуков, которые вредят деревьям. И чтобы этим замечательным птичкам было, где укрыться от дождя и ветра, люди мастерят для них скворечники.
- А сейчас послушайте, как поёт скворец.
Поет скворец. (Включается видео пения скворца)
-Да, петь скворец умеет по–разному. Пение его может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко повторяет разные звуки, которые слышал раньше.
-Ребята, так какая же птичка поселилась рядом с мишкой? (Скворец) Слайд № 9
-Почему вы так думаете? (потому что она перелётная и поёт звонко)
-Вот, мишка, мы и нашли твою соседку!
Голос медведя 3
-Ребята, спасибо за помощь. До свидания!
-Хорошо в лесу, но загостились мы у мишки. Нам с вами, дети, пора возвращаться в группу.
Физкультминутка
Дети встают в шеренгу за воспитателем.
По тропинке мы идём,
По тропинке узенькой,
Ноги выше поднимаем,
По траве густой шагаем.
(ходьба с высоким подниманием колен)
Спинки мы свои согнем,
Под кустами проползем.
(ходьба в приседе)
Впереди журчит ручей,
Бежим по камушкам скорей.
(бег)
Через поле мы прошли
В детский сад опять пришли.
-Ребята, на память о сегодняшней прогулке я дарю вам фотографию птицы, но она необычная, чтобы увидеть птичку - фото надо собрать.
3) Игра «Собери картинку»
Цель: закрепление умения собирать изображение из 6 –7 частей.
Воспитатель раздаёт конверты с разрезанными картинками. Дети собирают картинку скворца.
-Молодцы! Посмотрите, какие замечательные портреты у вас получились.
-Катя, чей портрет у тебя получился? А у тебя, Алёна? (скворца)
Резервная игра «Четвёртый лишний».
III. Итог.
Цель: подведение итога и оценка результатов деятельности детей.
- Ребята, где вы сегодня были? (В лесу)
-Кого вы встретили там? (медведя)
- Вы смогли ему помочь? (да)
-Какая же птичка прилетела весной и поселилась рядом с мишкой? (скворец)
-Если птичка прилетела к нам весной, то, как она называется? (перелётная)
- Ребята, вы сегодня такие молодцы! Вы помогли медведю и ещё узнали про перелётную птицу-скворца.
-А сейчас давайте попрощаемся с гостями.