Татьяна Храпоненко
Сценарий открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Я — культурный человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс : 2
Тема: «Вежливость и этикет»
Цель: усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди- быть вежливыми.
Задачи: воспитывать вежливое отношение к окружающим людям; научить правильно, употреблять слова вежливости; научить различать вежливое поведение и вежливую речь; научить вежливо приветствовать, прощаться, выражать просьбу;
Формы, методы: слово учителя, беседа, групповая и индивидуальная работа.
Оформление:
1. Мультимедийная презентация;
2. Плакаты с высказываниями.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Публикация «Сценарий открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе „Я — культурный человек“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Открытые занятия. Конспекты
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
II. Вводная часть:
Учитель:Здравствуйте ребята! Я очень рада, что именно в этот час я вместе с вами. (Взгляните на доску)
III. Основная часть:
“Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”.Сервантес
“Не делай другому того, чего не желаешь себе”.
Все эти фразы взяты неслучайно, т. к. речь сегодня будет идти о том, что такое вежливость, кого мы считаем вежливым человеком.
В начале занятия мы с вами поздоровались. Сказали друг другу – «здравствуйте!». А кто из вас знает, что оно означает? (ответы детей)
В этом слове приветствия заключен большой и важный смысл, оно означает: "Я вас вижу, вы мне приятны, я вас уважаю и желаю здоровья, добра".
Тема доброго отношения друг к другу, тема вежливости, воспитанности и будет основной темой нашей сегодняшней встречи. Мы посмотрим, кто из вас знает, помнит и умеет применять в жизни правила вежливого поведения.
Учитель: А как вы думаете, можно ли нам научиться вежливости? Предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет.
(Ералаш «Давайте говорить друг другу комплименты»)
Учитель: Как вы считаете, нужна ли такая вежливость?
Что, по вашему мнению, называется вежливостью?
Все ваши ответы правильные, но есть более точное понятие:
вежливость– это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения.
Учитель: Ребята, какие приветствия знаете вы? (ответы детей)
- Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима, приклонялись на колени перед вышестоящими, обнажали свои головы;
- Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе;
- Военные отдают друг другу воинское приветствие.
Учитель: А что всё это объединяет?
Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.
А сейчас, давайте все вместе отгадаем загадки
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь: «добрый …. день»!
Друг другу на прощание
Мы скажем …«до свидания».
Как похоже слово «царствуй»
На приветливое …«здравствуй».
Когда виноваты, сказать спешите:
«Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»
До чего ж оно красиво,
Слово доброе…«спасибо».
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше не …перебивай.
Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь для того, чтобы хорошо себя вести. Это говорят родители дома, учителя в школе, взрослые на улице…
И, как правило, эти замечания делаются за то, что вовремя не сказал "здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста" или "извините".
Выходит, что если вовремя научиться вставлять эти 3-4 "волшебных слова", то, действительно, человек умеет себя вести. Но тогда откуда в нашей жизни столько проблем, недоразумений, конфликтов, почему люди не всегда понимают друг друга? А всё просто, нужно начинать с себя: с воспитания в самом себе вежливости, приветливости, умения сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить настроение другим, быть всегда ровным в обращении с окружающими людьми.
Проведем небольшое тестирование, выясним, вежливый ли вы человек?
1. Выходя из дома, вы:
а) так хлопаете дверью, что огромная люстра в зале начинает раскачиваться, а случайный прохожий вздрагивает и чуть не падает с ног. (5 баллов)
б) придерживаете дверь, чтобы она не хлопнула. (1 балл)
2. В узком переходе, в котором невозможно разойтись двоим, высталкиваетесь с прохожим, идущим навстречу. Ваши действия:
а) делаете шаг в сторону и пропускаете его. (2 балла)
б) замираете на месте и тоном, не терпящим возражений, приказываете себе: «Ни шагу в сторону!» (4 балла)
3. В толпе, спешащей по своим делам, случайно наступил вам на пятку прохожий, идущий сзади. Вы:
а) оборачиваетесь, улыбаетесь и произносите: «Ничего страшного. Мне не больно!» (2 балла)
б) немедленно обрушиваете на обидчика поток слов и выражений, среди которых самым безобидным является «медведь неуклюжий» (4 балла)
4. Когда ты встретишь мальчика, который обижает девочку, ты:
а) толкнёшь его, тоже обидишь; (3 балла)
б) объяснишь ему, растолкуешь словом, поговоришь с ним (2 балла)
в) пройдёшь мимо (4 балла)
5. Старушка попросила перевести её через дорогу. Вы:
а) скажете, что вам некогда, что спешите на спортивную секцию или кружок. (5 баллов)
б) возьмёте её под руку и переведёте через дорогу, соблюдая все правила дорожного движения. (1 балл)
Подведение итогов теста:
Менее 10 баллов: Вы на верном пути. Вы вежливый человек.
От 10 баллов- до 20 баллов. У вас возникают проблемы в общении с другими людьми. Но у вас есть возможность исправить это!
Более 20 баллов: Увы! Вас приняли за разбойника!
Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.
Давайте поиграем в речевой этикет. (Каждой группе раздаются карточки)
Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила вежливости, правила этикета.
Сейчас я хочу предложить вам обсудить, как поступите вы в следующих ситуациях (раздаю карточки)
1. Вот, например, тебя пригласили в гости, как следует вести себя?
Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто еще на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени, и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклониться и сказать: «Здравствуйте». Не садись, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка, уступи ей свое место, а себе принеси другой стул.
1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?
2. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?
3. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?
Молодцы!
А сейчас викторина для всех – “Правильно ли это?
Вы должны отвечать хором, да или, нет.
1. В общественном транспорте причёсываться?
2. Ходить в театр в спортивном костюме?
4. Случайно задев кого-либо, наступить на ногу, … вежливо извиниться.
6. Уходя с урока, крикнуть учителю: «Пока!»
- Игра «Рифмовка»
В конце нашего занятия я предлагаю вам придумать девиз «вежливости» нашего класса. Для этого вы должны придумать рифмы к словам:
(если говоришь) СПАСИБО
(то не будешь ты) ЛЕНИВЫМ
(никого) НЕ ПЕРЕБИВАЙ
(место старшим) УСТУПАЙ
(никогда мы) НЕ ЗАБУДЕМ
(наш девиз) «ЖИВИТЕ ДРУЖНО!»
А закончить наше занятие я хотела бы пожеланием всем ребятам: будьте вежливы, чаще улыбайтесь, приносите добро людям, будьте красивы душой,
Помните: Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.
Подведение итогов занятия :
-Понравилось занятие?
-Что нового узнали?
-Что показалось трудным?