Получи документы

Сценарий познавательной программы в библиотеке «Этажи леса» по произведениям М. М. Пришвина для младшего школьного возраста

Марина Кожеватова
Сценарий познавательной программы в библиотеке «Этажи леса» по произведениям М. М. Пришвина для младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий познавательной программы

«Этажи леса» по произведениям М. М. Пришвина

для детей младшего школьного возраста

Подготовка: оформить книжно-иллюстративную выставку, по произведениям М. М. Пришвина.

Материалы и оборудование: проектор, экран, слайды по теме, темная одежда для артистов, головные маски для детей по сказке

Публикация «Сценарий познавательной программы в библиотеке „Этажи леса“ по произведениям М, М, Пришвина для младшего школьного возраста» размещена в разделах

Действующие лица: библиотекарь 1 и библиотекарь 2, белка, дятел, крот, ястреб

Библиотекарь1 : Здравствуйте, ребята. Скажите, бывают ли на свете волшебники? Давным, давно, когда еще на свете не было вас и даже не было ваших бабушек, жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал язык птиц и зверей, мог с ними разговаривать. А когда слышал шелест листьев на деревьях, он радовался их сообщениям. Цветы были для него друзьями, он при встрече радостно их приветствовал. А по утрам пил воду из лесного ручейка, зачерпывая ее листом лопуха. Солнечный луч освещал ему лесную дорогу, рассказывая о новостях таинственного леса. Этим волшебником был хороший и добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин.

Библиотекарь2 : Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской области в купеческой семье. Учился он сначала в гимназии, затем в училище в Тюмени. Дальнейшее образование М. Пришвин получил за границей, в Лейпцигском университете. И в 20-летнем возрасте вернулся в Россию с широким общегуманитарным образованием.

Библиотекарь1 : Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем, репортером. Он серьезно увлекался охотой и фотографией, и все время накапливал впечатления для своих рассказов. Результатом всех наблюдений М. Пришвина за природой стали его произведения, объединенные общими названиями: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Лесной хозяин», «Лесная капель», «Охотничьи были» и другие, которые у нас представлены сегодня на выставке.

Библиотекарь2 : «И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята»,- писал М. М. Пришвин.

Библиотекарь1 : Всю свою жизнь М. Пришвин посвятил поискам необычного в природе. Давайте и мы с вами отправимся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за…чудесами. Да, да, за чудесами! Поверьте, за каждым бугоркам вас ждет там новое чудо, хоть в лукошко собирай! Протянул руку к листку, а он…вспорхнул и полетел. Оказывается, бабочка притворилась листком.

Библиотекарь2 : А вот белка. Крыльев нет, а с дерева на дерево перелетает. Разве не чудо? А в траве муравьишко. И как он такой маленький, не заблудится, как дорогу домой находит? Одним словом, в лесу, куда ни глянь, повсюду чудеса, чудесные.

Библиотекарь1 : Один человек подивился лесному чуду, и пошел дальше, обо всем забыв, а другой остановился и задумался: отчего так? Почему так? Зачем так? Почему, спрашивается, ландыши растут только в лесу, а васильки в поле? Почему грибы подосиновики растут под осиной? Отчего птицы поют, а звери не умеют? А если зайцам научиться лазать по деревьям, а утятам квакать?

Библиотекарь2 : Такое может случиться только в сказке. Помните, как у Корнея Чуковского в его знаменитой «Путанице» :

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать!»

А за ними и утята: «не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать!»

Свинки замяукали: Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали: Ква, ква, ква!

Курочки закрякали: Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал и коровой замычал: Му-у-у!

Прибежал медведь и давай реветь: Ку-ка-ре-ку!

Библиотекарь1 : Что ж в сказке бывает и не такое, на то она и сказка. В природе такой путаницы быть не может. У нее во всем строгий порядок. Все в ней крепко-накрепко связано, живет по строгим законам: и растения и насекомые и рыбы, и птицы, и звери. Словом «не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком». Не жить лосю в пустыне, а верблюду в тайге; не питаться волку травой, а зайцу мясом.

Библиотекарь2 : А может быть, эти законы природы не справедливы? Почему, в самом деле, и филин за зайцем гонится, и лиса, и волк, и рысь, а заяц – ни за кем? А давайте представим, что заяц стал тоже зубастым хищником и от страха убежали волки и лисы из лесу. И не осталось врагов у зайца.

Библиотекарь1 : Прошел год, другой развелось зайцев в лесу видимо-невидимо, бегают еду ищут. Есть – то стало нечего: всю траву съели, осины обглодали. Ну а дальше такое началось… Лучше не будем эту сказку продолжать. И выходит, что если не будет у зайцев врагов, то всем будет только хуже. И так не только с зайцами, но и с насекомыми, рыбами, птицами, зверями.

Библиотекарь2 : А у природы, если разобраться, нет плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны и все они важны. Но выживают только сильные, проворные, крепкие и выносливые. Потому что есть в природе такой закон, что выживает только тот, кто лучше других приспособлен, к трудной, полной опасности жизни. И каждое живое существо должно жить на своем лесном этаже согласно законам природы.

Библиотекарь1 : Это как на своем этаже, спросите вы? Это же не дом? Хочу открыть вам еще оно лесное чудо: у леса есть этажи. Разные птицы и звери селятся на своем лесном этаже. И это открытие сделал М. М. Пришвин, когда был на охоте в лесу. Свои наблюдения он потом описал в рассказе «Этажи леса». Вы спросите, сколько этажей в лесу?

Слайд: сосны, дубы, ели

Библиотекарь2 : В высоком старом лесу пять этажей. Пятый этажэто верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Они стоят величаво и смотрят на всех с огромной высоты. Им нет дела до этажей внизу, так как ведут важные разговоры с ветром и облаками.

Слайд: клен, береза, осина, рябина

Библиотекарь1 :Четвертый этажкроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины. Они между собой разговаривают, шелестя листвой при помощи ветра, сообщают самые главные новости леса. М. Пришвин однажды подслушал их разговор и написал замечательные рассказы «Именины осинки», «Разговор деревьев», «Липа и дуб» и другие.

Слайд: кусты, молоденькие деревца

Библиотекарь2 : Вот мы уже спустились на третий лесной этаж – это кусты и совсем молоденькие деревца. Этот этаж называется подлеском. Скорее он похож на детский сад: молоденькие деревца с восторгом смотрят вверх на своих старших товарищей и мечтают быть такими же стройными и красивыми. О своих желаниях они рассказали М. Пришвину, когда он ходил в лес за чудесами, а он потом передал нам в своих рассказах «»

Слайд: трава, кусты, цветы

Библиотекарь1 : А на двух нижних этажах растут травы, цветы и мхи. Здесь всегда многоголосье: травы шепчутся с цветами, а мох сердится на них - ему просто не слышно. Уставший путник, бывало, ляжет на луг и слушает сказки, рассказанные шепотом трав, как у М. Пришвина в произведениях «Цветущие травы», «Золотой луг», «Запоздалый ручей» «Первый цветок».

Слайд: корни деревьев

Библиотекарь2 : Во всяком лесном «доме» есть еще что- то вроде «подвала». Тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Это самый важный этаж и без разрешения туда попасть невозможно. Пропуск имеет только вода и она строго следит за порядком.

Библиотекарь1 : На каждом из 5 этажей расположены лесные «квартиры», и в каждой из них находятся свои жильцы. Давайте знакомиться!

Слайд: мыши, кроты, землеройки

Библиотекарь2 : Вот если мы заглянем в лесной нулевой этаж, под землей, то можем познакомиться с мышами, кротами, землеройками. Я не думаю, что они будут рады нашей встречи, так как не любят солнечного света. Поэтому, лучше познакомиться сними в рассказе М. Пришвина «Землеройка».

Слайд: рябчик, глухарь, тетерев, еж, заяц косуля, кабан

Библиотекарь1 : Зато на первом этаже уже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, а так же бегают: еж, заяц косуля, кабан лиса, волк и еще много – много других животных. Это самый активный лесной этаж. Наблюдая за ними можно открыть для себя целый мир чудес. Михаил Пришвин этому этажу посвятил много интересных рассказов: «Еж», «Зверь бурундук», «Муравьи», «Лягушонок» и другие.

Слайд: певчие птицы, со звуком пения птиц

Библиотекарь2 : Вы слышите эти серенады? Как великолепно ведет партию соловей, да и канарейка ей подпевает отлично. Певчие птицы вьют гнезда на кустах и низких деревцах, на втором лесном этаже. К ним в гости прилетают бабочки, приползают муравьи и божьи коровки. Но когда особенно тепло, там собирается большая компания птиц и насекомых. А чем они занимаются можно узнать из рассказов М. Пришвина «Охота за бабочкой», «Луговка».

Слайд: дятлы, сойки, сороки.

Библиотекарь1 : А на третьем и четвертом этажах всегда стоит шум и гам, так как заняли там квартиры дятлы, сойки и сороки. И вдобавок ко всему, сорока взяла шефство над этими квартирами и сообщает все свежие новости леса. В один из вечеров М. Пришвин записал новости от сороки в свой дневник, почитайте, будет интересно: «Говорящий грач», «Гаечка», «Беличья память», «Ласточка», «Дятел».

Библиотекарь2 : И на последнем, этаже леса, с солнцем и ветром, ведут беседы и стоят свои гнезда иволги и крупные хищные птицы: канюк и ястреб. Им не нравится лесная суета на нижних этажах, они наслаждаются музыкой ветра и свободой у себя, на пятом. Словом, каждый живет на том этаже, где ему предназначено природой. И ни как иначе!

Библиотекарь1 : Словом, отправляясь в лес за чудесами, пустым домой, никогда не вернешься. Потому что не успел объяснить одно чудо – глядь, оно уже тянет за собой еще несколько. М. Пришвину удалось собрать в лукошко множества лесных чудес, которые он передал нам в своих рассказах и сказках А теперь, ребята, предлагаю посмотреть маленький спектакль.

инсценировка «Услужливый медведь»

выходит Медведь со свитком, читает

Медведь: Все жители леса спешите услышать, те, кто еще не слышал! (выходят белка, дятел, становятся рядом, смотрят на медведя)

Медведь: Спешите узнать, кто еще не знает! (Выходят ястреб, крот, становятся с другой стороны, смотрят на медведя)

Медведь: Последние новости леса : птицы и зверье, меняйте свое жилье! Кому очень жарко, кому слишком сыро, мое бюро подыщет другую квартиру, - чтоб каждому жить удобнее было! (звери чешут затылки)

Белка: А что если, правда, поменяться? День с ночью меняется, весна с летом – тоже, а мы лесные жители, чем хуже? Медведь, записывай, я меняюсь с кротом. Новое жилье, новые знакомства. Я «за» обеими лапами. Крот, давай соглашайся, мой четвертый этаж меняю на твой подвал. Давно мечтала, жить, где не дует, зимой тепло и места для кладовых сколько хочешь. И поймать меня в подвале не сможет вредная, быстрая куница.

Крот: Да я…да мне…может не надо… (белка берет крота под руку, уводит)

Дятел: О, небо голубое! О, ветра могучие! Всегда мечтал жить на пятом этаже леса. Эх, полетаю, покружу сорокам на зависть! Ястреб, соглашайся, когда еще в лесу такое безумие будет? Я за креативный подход в жизни.

Ястреб: Креатив, это, конечно, интересно. Мне, и так не плохо на верху, но что не сделаешь ради друзей. (уходят)

Слайды: нора крота, дупло дятла, гнездо ястреба, дупло дятла – можно дать описание каждому жилью

белка выбегает, возмущаясь, с грязным хвостом, за ней плетется крот

Белка: Это возмутительно! Это непростительно! Моя шубка, мой хвостик, во что они превратились? Ни побегать в норе, ни попрыгать, ползать то я не умею. Мои лапки не годятся для рытья кладовок. Я так весело жила, скакала с ветки на ветку, радовалась солнцу, ела орешки и шишки. А в твоей норе, грязь, темнота и из еды – только червяки. Фу, какая гадость.

Крот: (белке) Ты хоть смогла попасть в мое жилье, а я даже добраться до твоего не смог. Поскреб, поскреб коготками по коре…Не годятся мои лапки-лопатки, чтоб по деревьям лазить. Ими только землю хорошо рыть. И солнечный свет мне так мешает, к темноте я привык. Да и что мне делать на дереве, когда весь мой корм – червячки и личинки – под землей? Лучше моего дома – нет! Вот! (отвернулся от белки)

выбегает дятел

Дятел: Где медведь? Где этот обманщик? Так хвалил, так расписывал. «Увидишь голубые дали, будешь почти орлом»… Это подумать только - на 5-ый лесной этаж надо забираться! Да к тому же на вершине высокого дерева слишком ветрено. Апчхи! Везде ветер и дует, дует! Апчхи! А самое ужасное - нет крыши от дождя, и стенок тоже - нет. О, бедные мои птенцы-сорванцы без стен того и гляди выпадут из гнезда. О, я несчастный отец! Где Медведь, где этот обманщик?

выходит ястреб, все смотрят на него

Ястреб: Друзья, я, тоже с претензией к Медведю, кстати, где он? Я все же предпочитаю переменный ветер, чем перемены в жизни. Ястреб не может жить в дупле, где давят стены и свободу закрывает потолок. Не буду меняться, хочу дома оставаться!

Белка: Вы как хотите, но я к себе домой. Поскачу шубку чистить!

Дятел: И мне пора в свое дупло, полечу к деткам, птенцам-сорванцам!

Ястреб: Пожалуй, я задержался у вас. Ждут меня синие дали!

все уходят

Крот: Вот ведь медведь, хитрец какой, нам предложил жильем меняться, а сам в своей берлоге решил остаться. Да, оказал нам медведь «медвежью услугу».

Библиотекарь1 : На этом наша встреча подошла к концу. Читайте, наблюдайте и собирайте чудеса, они находятся рядом. До новых встреч!

Автор: библиотекарь 1 категории

Дом офицеров (флота) г. Североморск

Марина Артуровна Кожеватова

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии «Этажи леса»Фотоотчет о занятии «Этажи леса» На занятии мы разбирали этажи леса и самых распространенных животных, которые обитают на этих этажах. Как они приспосабливаются к жизни.

Фотоотчёт о мероприятии в библиотеке для детей с ОВЗ «Герои книг Михаила Пришвина» к юбилею писателяФотоотчёт о мероприятии в библиотеке для детей с ОВЗ «Герои книг Михаила Пришвина» к юбилею писателя .

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе «Этажи и жители леса» 25-29.09 Тема месяца Организованная образовательная деятельность «Осень» Понедельник 1 Физкультура Пенз. Стр. 24 №10 Задачи: Упражнять в.

Мастер-класс макет «Этажи леса»Мастер-класс макет «Этажи леса» Лес дает кров и пищу множеству животных. Мы можем сравнить лес с многоэтажным домом, где на разных этажах живет множество больших и маленьких.

Мастер-класс по изготовлению макета «Этажи леса»Мастер-класс по изготовлению макета «Этажи леса» Цель: изготовить пособие, изучая и рассматривая которое, дети узнают, что лес дает кров и пищу множеству животных. Материалы и оборудование:.

Методические рекомендации к экологическому пособию «Этажи леса»Методические рекомендации к экологическому пособию «Этажи леса» Методические рекомендации к экологическому пособию «Этажи леса»МАДОУ»Детский сад №17 г. Челябинска» Воспитатель Савкина Елена Владимировна.

Методическое пособие «Этажи леса»Методическое пособие «Этажи леса» Методическое пособие «Этажи леса» Пособие разработано с целью дополнения предметно- пространственной среды специальными пособиями для детей.

Сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста «Проспект сказок»Сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста «Проспект сказок» Действующие лица: - Кот Ученый - Незнайка - Чиполлино - Баба Яга - Алладин - Доктор Айболит Реквизит: Книга «рукодельная», путеводные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий познавательной программы в библиотеке «Этажи леса» по произведениям М. М. Пришвина для младшего школьного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2024 в 20:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий познавательной программы в библиотеке «Этажи леса» по произведениям М. М. Пришвина для младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кожеватова (УИ 480574) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД