Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?»

Елена Колиниченко
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?»

Сценарий праздника, посвященного Дню

славянской письменности и культуры

«Как появились буквы?»

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?»

Цель: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки, рассказать о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры, способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.

Вед - Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

1реб - Книг заветные страницы

помогают людям жить,

и работать, и учиться

и отчизной дорожить

1реб - Хорошая книга – мой спутник, мой друг

С тобой интересным бывает досуг

мы время отлично проводим вдвоем,

и наш разговор потихоньку ведем

1реб -Ты учишь правдивым и доблестным быть

природу, людей понимать и любить

тобой дорожу я, тебя берегу.

без книги хорошей я жить не могу.

1реб -Тома в обложке синей,

Знакомые тома,

В них бьётся пульс России,

В них вечна жизнь сама.

Страница за страницей…

На всё найдёшь ответ.

Нет, им не запылиться

И через много лет.

Вед - И расскажет нам о том как же появились книги как человек овладел грамотой Королева Книг, хозяйка библиотеки, ведь библиотека и есть Королевство книг.

Звучит музыка. Выходит Королева Книг.

К К – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, королевство книг – это библиотека, а мои несметные богатства – это книги. Друзья! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие – в прекрасную страну Книги. Закройте глаза и повторяйте: «Раз, два, три, дверцу, Книга, отвори!»

Дети повторяют слова, звучит музыка.

Ведущий: Откройте глаза! Кажется мы на месте.

А вот – самая важная из всех книг.

(Показывает детям Азбуку.)

- что это? (книга, Азбука, учебник)

- Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

- Все буквы вместе как называются (алфавит)

1реб -Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!

- Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии- написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

-А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

- Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд)

- Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. (В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

-Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд)

Послушайте историю появления азбуки.

Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать

. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд)

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд)

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд)

С появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. В основном это были церковные книги, поучения и научные труды. (слайд)

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля.

Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой»

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

-У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

Вед - Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

- Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

(Дети читают пословицы) ст гр

- Не пером пишут — умом.

- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

- Побольше грамотных, поменьше дураков.

- Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

- Без муки нет и науки.

Вед - Ребята, какие пословицы или поговорки вы знаете о книге?

Ср гр

- Кто много читает, тот много знает.

- Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.

- Дом без книги – дом без души.

- Книга – источник знаний.

Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад. (слайд)

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. «Азбуку учат – на всю избу кричат» Послушайте, как в старину учили грамоту.

«Как церковный грамотей в старину учил детей» (дети читают стих)

1реб - В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, –

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

(слайд)

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд)

А буквы мы учим теперь вот по такому букварю (слайд)

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

А мы знаем песню об азбуке.

Песня «Азбука» на сл. Б. Заходера.

На экране открывается слайд с изображением славянской азбуки.

В. показывает буквы, дети их называют: «аз», «буки», «веди», «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

Воспитатель надевает некоторым детям шапочки с буквами. Выходят «аз» и «буки».

Аз - Я — АЗ, Я — БУКИ, а вместе мы дали название славянскому алфавиту - АЗБУКА.

Буки - Вот так буквы вместе составляют слова, а дети вместе играют, поют и танцуют.

КК - А мы разучим новый танец. Называется он веселый музыкант. Я буду рассказывать да показывать – а вы повторяйте за мной.

Танец «Веселый музыкант»

Материалы и оборудование: музыкальные записи русских народных песен в исполнении русского народного оркестра; музыкальные народные инструменты (балалайка, ложки, гармошка, и т. д.) .

Правила и ход игры:

Музыкальный руководитель перед началом игры дает детям прослушать фрагменты музыкальных произведений, в исполнении русских народных инструментов («Камаринская» р. н. п; р. н. п. «Светит месяц»; «Ах, вы, сени» р. н. п.) . Дети должны узнать, какой инструмент звучит (балалайка и т. д.) . Участвуют 10 человек. Музыкальный руководитель показывает детям музыкальный инструмент и они должны рассказать: что это за инструмент? К какому оркестру его можно отнести? Затем дети становятся в круг и берутся за руки. Выбираем 1 ребенка, даем в руки музыкальный инструмент (балалайку, ложки) и ставим его в центр круга.

Музыкальный руководитель включает русскую народную музыку в записи а, дети начинают водить хоровод. Ребенок с музыкальным инструментом двигается в противоположную сторону, вдоль общего хоровода, имитируя игру на музыкальном инструменте (очень важно, чтобы ребенок правильно держал музыкальный инструмент, а также правильно играл на нем) .По сигналу музыка останавливается и наш «музыкант» приглашает к себе в центр круга того ребенка, возле которого он остановился. Дети становятся друг против друга. Затем музыка продолжается, «музыкант» аккомпанирует выбранному ребенку. Ребенок, которого он выбрал («танцор») показывает 1-2 ритмичных движения и за ним должны повторить все остальные.

Итак, у нас получается веселый танец под музыкальное сопровождение. Затем «музыкант» передает свой инструмент «танцору», становится на его место и все повторяется заново.

Дети исполняют танец, присаживаются.

Выходит буква «веди».

Веди: Я — ВЕДИ, все знаю, про все ведаю. Ведаю, как Кирилл и Мефодий создавали свою азбуку. А рассказать об этом мне помогут мои друзья.

Дети читают стихи.

1 реб - Жили на свете братья одни.

Кирилл и Мефодий были они.

Им было дано поручение

Славянам придумать учение,

2 реб - Его донести до разных народов,

Чтоб общаться могли год от года,

Оставить потомкам историю,

Да так, чтоб они все поняли.

Реб - Тогда и придумали азбуку -

Кирилл и Мефодий - не праздную,

А чтобы потомки могли прочитать,

И все, что было, узнать.

КК - Вcе вы правильно рассказываете, не случайные названия придумали своим буквам Кирилл и Мефодий.

Вед – а еще на букву В есть замечательное слово – викторина

Викторина по сказкам.

Выходит «добро».

Добро - Я — «добро».

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Я пришла с радостью, с игрой старинной славянской - «Гори — гори ясно».

Игра «Гори — гори ясно».

Выходят «живете», «люди».

Я — ЖИВЕТЕ, Я — ЛЮДИ.

Живёте - Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

В. Г. : Я думаю, что вы обрадуетесь моему сюрпризу — загадкам.

Вед. загадывает детям загадки: (на экране появляется изображение старинной книги):

Первая книжка для всех детишек.

Учит — мучит, а научит — радует.

(Азбука)

Айболиту все сперва

Говорили букву.

(А)

Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву.

(О)

Давно известно детям всем:

Корова знает букву.

(М)

Каждый барашек скажет тебе,

Очень уж любят они букву.

(Б)

Целый час жужжит уже

На цветочке буква.

(Ж)

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -

Так хохочет буква.

(Х)

Вед - Вы и с загадками справились! А чтобы нам стало весело – я предлагаю вам спеть, да не просто, а по звериному. для начала скажите мне, какие животные живут рядом с человеком (Дети отвечают). Теперь вы будете слушать музыку и петь как поет вот это животное (на экране)

Музыкальная игра «Звериный концерт»

Выходит последняя буква «земля».

Земля - Я — ЗЕМЛЯ, родная земля, которая есть у каждого человека.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Вед - И слава тем, кто придумал для нас азбуку, которая позволяет нам так много знать и уметь.

На экране появляется очередной слайд с изображением памятника Кириллу и Мефодию. Дети исполняют песню «Азбука» (сл. З. Петровой, муз. А. Островского).

1реб - Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все: Мы - славяне!

1реб - Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Все: Мы - славяне!

1реб - - По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

(Дети читают стихи)

1реб - Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

1реб Не писать и не читать

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

1реб Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Что научили нас читать!

К К - Вам, девчонки, вам, мальчишки,

Желаю с книгой ладить и дружить!

Пусть любовь к хорошей книжке

С вами вместе будет жить!

Ну вот уж конец,

Прощайте, прощайте

Но азбуку предков

Вы не забывайте! А я оставляю вам в дар чудесную книгу — азбуку.

Вед - Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит.

Прикреплённые файлы:

prezent-den-slav-pismenosti_v9856.pptx | 9415,89 Кб | Скачан: 106
 
Публикации по теме:

Сценарий праздника, посвященного 8 Марта «Сценарий праздника, посвященного 8 Марта» в разновозрастной группе Ведущий: И снова март стучит в стекло Улыбкой солнца молодою. Семь.

Интерактивная речевая газета детей старшей группы, посвящённая Дню славянской письменностиИнтерактивная речевая газета детей старшей группы, посвящённая Дню славянской письменности 24 мая - День славянской письменности. Объяснить значение этой памятной даты для нашего народа непросто, но рассказать о значении русского.

Сценарий праздника посвященного Дню матери Любимой маме посвящаем. Дети за руку со своей мамой под песню Таисии Повалий «Мама мамочка» заходят в зал. Ведущий: Добрый вечер дорогие.

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Почемучка» города Усмани Липецкой области МЕТОДИЧЕСКИЙ.

«Звени и пой, златая Русь». Музыкальное занятие для старшей группы, посвященное Дню славянской письменности Ведущая: -Здравствуйте, дети! Доброе утро (Распевка)Сегодняшний день считают праздником славянской письменности и культуры. Все мы- россияне.

Сценарий праздника, посвященного 9 мая Сценарий праздника в старшей группе «День Победы» Под звуки парадного марша в зал входят дети, выполняют перестроения. Затем встают перед.

Сценарий праздника «День славянской письменности» Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры». Цель: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями.

Сценарий праздника, посвященного Дню «8 Марта» Действующие лица: Ведущий Карлсон Фрекен Бок Зал празднично украшен, под музыку дети входят в зал, становятся возле стульчиков Ведущий.

Сценарий праздника, посвященного Дню материСценарий праздника, посвященного Дню матери Досуг ко Дню матери в подготовительной группе «Мама милая моя» Звучит музыка. Дети проходят в зал. Ведущий: Доброе утро, говорим мы вам.

Сценарий праздника, посвященного Дню театра Ведущий. Здравствуйте, ребята. А вы знаете, по какому поводу мы собрались?Сегодня во всем мире отмечают день театра. А какие виды театра.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?»
Опубликовано: 31 мая 2016 в 02:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт впечатления о лете «В музее В. С. Высотского»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...
Дидактическая игра «Развиваемся с матрешками»
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Новогоднее оформление группы и холла
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского сада
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...