Елена Галаган
Сценарий проведения интерактивного родительского собрания на дискуссионной основе в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как научить ребенка следовать общепринятым правилам поведения» /слайд 2/.
В качестве вопросов к предстоящему обсуждению предлагаю взять высказывания доктора психологических наук Артура Владимировича Петровского, известного российского психолога, специалиста в области социальной психологии и психологии личности /слайд 3/ :
• «Совместная деятельность и общение протекают на основе принятых в обществе образцов поведения…»
• «О принятии обществом норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок, который отличается от нормы»;
Публикация «Сценарий проведения интерактивного родительского собрания на дискуссионной основе в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• «Усвоенные нормы используются людьми в качестве критериев, с помощью которых ведется сравнение их собственного и чужого поведения».
Актуализация:
К безусловным ценностям общественной жизни относятся – правила, порядок, ответственность.
И сегодня мы поговорим с Вами о роли взрослого в формировании у дошкольника ответственного отношения к
социальным нормам поведения. И сделаем это на основе сравнительного анализа существующих в современной педагогике основных подходов к воспитанию культуры поведения. /Слайд 4/.
Наиболее распространенным из них является так называемый «традиционный» подход в воспитании, суть которого в следующем: нужны внешние контролеры, которые обеспечивают коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. К механизмам такого контроля относятся: неодобрение, осуждение, наказание по факту установленного контролером нарушения.
Другой подход в воспитании педагоги относят к личностно-развивающему образованию. Этот подход предполагает воспитание у ребенка способности самостоятельно контролировать себя и дорожить порядком, ориентируясь на заранее установленные образцы поведения. К механизмам такого воспитания относится обучение детей допустимым способам действий в возможных ситуациях.
Выбирая тот или иной подход в воспитании ребенка, взрослым следует понимать педагогическую направленность каждого их них.
1. Обратимся к списку утверждений доктора Барбары Л. Вульф, который имеет общий заголовок «Ребенок учится тому, чему его учит жизнь».
• Предлагаю Вам закончить утверждения, выбрав из общего списка подходящий, по вашему мнению, вариант.
(Приложение №1). Обозначьте выбор любым удобным Вам способом.
(Форма проведения : родители работают индивидуально).
• (по окончании работы родителей) : Сравните свои ответы с вариантом Барбары Л. Вульф.
• Вопросы к обсуждению:
- Какое из утверждений доктора Барбары Л. Вульф показалась Вам наиболее точным.
- С каким из приведенных утверждений Вы бы поспорили и почему?
Вывод: в процессе взаимодействия мы получаем от ребенка обратную реакцию, которую задаем через свое отношение к нему и слово, обращенное к нему.
Если оценивать педагогическую значимость механизмов внешнего контроля традиционного подхода в воспитании ребенка по системе оценки Л. Вульф, о получаем: /слайд 5/.
• «если ребенка не одобрять, то ребенок учится. (оправдываться)»;
• «если ребенка осуждать, то ребенок учится… (защищаться)»;
• «если ребенка наказывать, то ребенок учится … (быть виноватым)».
Таким образом, чтобы оценить педагогическую значимость собственных подходов к воспитанию ребенка, порой бывает достаточным проанализировать сложившуюся систему предъявления ребенку требований.
2. Предлагаю перейти к рассмотрению особенностей воспитания, основанного на обучении детей допустимым способам действий в различных ситуациях общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Для этого Вам необходимо будет сформулировать запреты для детей группы, которые должны, по вашему мнению, регулировать взаимоотношения взрослых и детей, обеспечивать комфортное пребывание в семье и в группе детского сада каждому ребенку и составить список их пяти пунктов «Чему скажем «нет», «нельзя».
(Форма работы – по подгруппам : объединиться на основе символов, заданных на обратной стороне опросников - приложение 1).
Выбрать запреты:
• в семье
• в детском саду.
Ведущий (по окончании работы родителей) : зачитайте получившийся список запретов.
Мы услышали основные требования, которые, по мнению взрослых, должны выполнять дети.
А теперь ознакомьтесь с мнением детей относительно того, что им запрещают родители, и выполнения каких требований поощряют.
/ Запись ответов детей на вопрос: «За что взрослые могут наказать ребенка дома (в детском саду). За что могут похвалить? Группируются по категориям и выводится на экран/. /Слайд 6 и слайд 7/.
Ведущий: итог подводится как анализ соответствия запретов, предъявляемых ребенку взрослыми, и запретов, которые воспринимаются детьми: /Слайд 8/.
• Дети признают справедливыми наказания за /по категориям/
• Дети ожидают поощрения за /по категориям/.
«…необходимым условием успешности реализации личностно-развивающего подхода в воспитании является соответствие действий взаимодействующих людей ожиданиям друг друга».
3. Что качается запретов взрослого, то экспериментальным путем было установлено: запрет взрослого воспринимается ребенком как вызов к действию!
Детей вводили в комнату и предоставляли полную свободу действий: играть, передвигаться, трогать предметы. Затем на полу протягивали ленту, которая отделяла совершенно пустую часть комнаты. После чего, ребенка оставляли в комнате одного, поставив условие: заходить за черту в пустую часть комнаты нельзя. Как показал эксперимент, 48% детей выходили за черту.
Внимание: максимальный выход отмечался у детей 2-3 летнего возраста.
5. Обычный запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно».
«Исключать превращение запрета в вызов – в этом педагогическая значимость нетрадиционного подхода в воспитании послушания». Секрет успеха в том, что любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:
• Не бегай – ходи медленно;
• Не дерись – ребята, давайте жить дружно;
• Не разрушай постройки – береги постройки.
6. Работа по подгруппам «Свод правил группы».
Задание:
• Обменяйтесь ранее составленными списками запретов и впишите в правую колонку позитивную формулировку запрета в виде альтернативного способа поведения
• Внесите коррективы в список с учетом запросов детей на оценку взрослым их поступков.
• Определите свод правил поведения и взаимодействия детей в группе, отвечающий на вопрос «Что можно делать?» не более чем из пяти пунктов;
• Зачитайте свою часть свода правил группы.
7. Ведущий.
Сегодня мы с вами установили для детей свод правил нашей группы, которые будут восприниматься ребенком как стимул к позитивному действию, а не к нарушению запрета.
Теперь от наших совместных усилий, последовательности и требовательности будет зависеть, как быстро наши дети научатся эти правила соблюдать.
Ибо воспитание человека, по мнению В. А. Сухомлинского – путь к личному счастью каждого взрослого!/Слайд 9/.
Приложение №1.
Список утверждений доктора Барбары Л. Вульф.
/Оформляется в виде таблицы из двух колонок, где начало и окончание высказываний не совпадают с авторским вариантом/.
1. Если ребенок живет в атмосфере признания и дружбы, он учится. 1. терпению
2. Если к ребенку относятся враждебно, он учится… 2. находить любовь
3. Если ребенка высмеивают, он учится … 3. уверенности в себе
4. Если ребенка стыдят, он учится… 4. чувствовать себя виноватым
5. Если ребенок учится проявлять терпимость, он учится … 5. быть застенчивым
6. Если ребенка поощряют, он учится … 6. благодарности
7. Если ребенка хвалят, он учится …
7. любить себя
8. Если к ребенку относятся честно, он учится … 8. доверять
9. Если ребенок растет в безопасности, он учится… 9. драться
10. Если к ребенку относятся с одобрением, он учится … 10. справедливости
Ключ: (по Барбаре Л. Вульф) - правильные ответы.
1-2
2-9
3-5
4-4
5-1
6-3
7-6
8-10
9-8
10-7
Приложение №2.
Список вопросов к детям: /опрос детей проводится педагогом заранее/
• Взрослые любят, когда …
• Мама сердится, если …
• Мама всегда хвалит за …
• Папа меня хвалит за …
• Мое самое любимое дело – это …
Примечание: на слайдах к собранию представлен анализ ответов детей подготовительной к школе группы МБДОУ №11 (февраль 2017 г).