Получи документы

Сценарий родительского собрания «Обучение пересказу как средство развития связной речи детей»

Виктория Таранова
Сценарий родительского собрания «Обучение пересказу как средство развития связной речи детей»

План проведения:

1. Обучение пересказу, как средство развития связной речи детей.

2. Новые подходы в развитии речи детей (игр и игровые задания).

3. Мастер-класс для родителей «Казачий оберег».

4. Безопасность детей и взрослых на дороге.

Публикация «Сценарий родительского собрания „Обучение пересказу как средство развития связной речи детей“» размещена в разделах

5. Реализация закона № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Ход проведения:

1. Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим об обучении детей пересказу. Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.

Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения.

- Как вы думаете, для чего нужно умение пересказывать? (Ответы)

Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном, с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст. Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе. Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста. А лучше справится с изложением или сочинением тот, кому навык этот прививали родители с детства. Многие родители и преподаватели встречаются с этой проблемой.

- Скажите, часто ли ваши дети рассказывают прочитанные сказки вам или пересказывают рассказы, которые вы им читаете? (Ответы)

С чего следует начать обучение ребенка пересказу?

Конечно, необходимо понимать, что развитие речи напрямую связано с такими физиологическими процессами: внимание, память, мышление, воображение. Почему именно в таком порядке?

Для начала ребенок должен внимательно текст прочитать, затем включается память. Для того чтобы это запомнить, следующую цепочку подхватывает мышление, и в голове прорисовывается картинка прочитанного текста- это воображение. Если один из этих процессов не развит в полной мере, ребенок затрудняется с пересказом.

В первую очередь, родители сами должны показать, как правильно пересказывать прочитанное.

Каждый раз начинаем со слов: Однажды зимним утром, Жили-были и т. д. ;

• Рассказываем - кто герои и где происходит действие (лес, дом, деревня);

• Помогаем с деталями рассказа, сложными описаниями и последовательностью событий. Заранее готовим наводящие вопросы, которые помогут ребёнку.

Все сложности, связанные с обучением пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

• больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);

• петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях,

• вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);

• заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

2. Существует такое понятие, как «творческое рассказывание».

«Творческие рассказы» - условное название рассказов,

которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству, так как, от ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Для развития этого навыка есть игровые задания. С некоторыми из них я сегодня вас познакомлю.

Задание 1. «Составь объявление». Представьте, что кто-то из героев сказки исчез (пропал). Нужно срочно составить объявление с подробным описанием героя сказки.

Задание 2. «Составление сказок по аналогии». Вспомнить несколько сказок с помощью имеющихся игрушек, фигурок (из киндер-сюрпризов). Показать и рассказать сказку, подобную тем, что ребенку хорошо известны. Пусть герои будут другими, но смысл сказки останется прежним.

Задание 3. «Два объекта». Мысленно объединить два нарисованных объекта и придумать про них интересную историю.

- «Колобок и Красная Шапочка»

- «Баба Яга и Карлсон»

- «Буратино и Сивка-Бурка»

- «Снежная Королева и огнедышащий Дракон»

3. Сейчас я осуществляю проект «Кубань – ты наша Родина».

Сегодня я хочу показать вам мастер – класс «Казачьи обереги – обрядовые куклы».

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверняка, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой!

Но с древнейших времен по сей день, обрядовые куклы были и остаются далекими от простого развлечения.

Давным-давно кукла спасла человека, она заменила его, став его «дублером» во время жертвоприношения. Но этим ее добрые дела не ограничились: она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого рождения.

Считалось, что она отвлекала на себя злые силы, оберегала хозяев. Так ее и называли – берегиня, или оберег. Куколкой - оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

Для работы требуется всего несколько предметов:

• 7 разноцветных лоскутков ткани размером примерно 7 х 20 см (для тела куклы,

• 1 лоскуток ткани около 12 х 12 см (для рук и платка,

• нитки.

Порядок работы:

Оба края каждого из 7 одинакового размера лоскутков ткани сгибаем к его середине, затемпополам.

Получается 7 тонких тканевых полосок.

Складываем все полоски вместе, затем пополам.

Далее перевязываем нитками, отступив от основного сгиба примерно полтора сантиметра, формируя тем самым голову куклы.

Туловище и голова куклы готовы.

Приступаем к изготовлению рук и платочка. Для этого берем восьмой лоскуток, отгибаем два его противоположных уголка (буквально 5 мм).

Затем примерно на 3 мм сгибаем все стороны лоскутка и складываем полученный квадрат по диагонали пополам.

Получился платок в форме треугольника, два уголка которого перевязываем нитками – это будут руки куколки.

Надеваем получившийся платок с руками на голову куклы и перевязываем его нитками.

Наша куколка-оберег «Северная Берегиня» готова.

4. А теперь поговорим о вашей безопасности и безопасности ваших детей на дороге. Прежде всего, родителям следует понимать, что эта задача — обезопасить своего ребёнка на дороге — принципиально нерушима.

Во-первых, любое перемещение на транспорте (да и на своих ногах) сопряжено с опасностью, и вероятность случиться непредвиденной ситуации всегда отличается от нуля.

Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге.

Поэтому, следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку, действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.

Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать ребё нок:

1. Основные термины и понятия правил.

2. Обязанности пешеходов.

3. Обязанности пассажиров.

4. Регулирование дорожного движения.

5. Сигналы светофора.

6. Предупредительные сигналы.

7. Движение в жилых зонах и перевозка людей.

8. Особенности движения на велосипеде.

9. Соблюдать правила перевозки детей в автомобиле (детские кресла)

Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:

• наблюдать за дорогой;

• правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;

• видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.

Наблюдать за дорогой:

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходить дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает

машину издалека. Научите его всматриваться вдаль.

4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины.

5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или, когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах, значит, в ваш дом не придёт беда.

.

5. Согласно Закону Краснодарского края от 21.07.2008г. № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»

РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ :

1. Не допускать пребывания в общественных местах без их сопровождения детей и подростков в возрасте:

- до 7 лет – круглосуточно;

- от 7 до 14 лет – с 21 часа до 6 часов утра;

- от 14 до 18 лет – от 22 часов до 6 часов.

2. Не допускать нахождения несовершеннолетних в учебное время в интернет-залах, игровых клубах, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах и других развлекательных учреждениях.

3. Не допускать пребывания без их сопровождения детей и подростков в организациях общественного питания, где производится распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовляемых на его основе.

Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых!

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий родительского собрания «Обучение пересказу как средство развития связной речи детей»
Опубликовано: 19 мая 2024 в 11:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий родительского собрания «Обучение пересказу как средство развития связной речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Таранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День Чувашской Республики. Передвижка «Чувашия»

24 июня отмечается  главный государственный праздник чувашского народа — День Чувашской Республики. В этот день торжества и народные гуляния проходят во всех городах и селах Чувашии.

23 июня. День Святой Троицы. Передвижка «Береза - символ России»

Приход Троицы знаменует собой конец весны и начало лета. Праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. Главный символ праздника - береза. Ее наряжают, украшают листвой храмы, а ее веточки освящают и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД