Елена Крецу
Родительское собрание в первой младшей группе «Художественно — эстетическое развитие ребёнка раннего возраста в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- дать знания о значимости влияния на развитие личности ребёнка художественно – творческой деятельности;
- научить
- предоставить родителям возможность поделиться собственным опытом;
Форма проведения: круглый стол.
Участники: воспитатели группы, родители.
Место проведения: группа.
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Художественно — эстетическое развитие ребёнка раннего возраста в семье“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оформление: плакаты на тему «Ум детей на кончиках пальцев», выставка детских работ (рисунки, поделки из пластилина, литература по развитию художественного творчества детей раннего возраста (1. Варки Н. Ребенок в мире творчества: 2. Григорьева Г. Г. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников / 3. Колдина Д. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет: Конспекты занятий / Д. Колдина.
4. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание.
5. Лыкова И. А. Эстетическое развитие : Мы лепили, мы играли. Для детей 3-7 лет / И. А. Лыкова. 7. Торшилова Е. Шалун, или Мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников
9. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста / Е. А. Янушко.)
Оборудование: демонстрационная доска, образцы для работ по лепке и рисованию, пластилин, доска для лепки, пальчиковые краски, крупа, цветная бумага, клей, бумага для рисования, кисти, трафареты
Памятки для родителей :
«Материалы для домашних занятий рисованием и лепкой»,
«Домашние занятия рисованием и лепкой с ребёнком третьего года жизни»,
«Советы родителям»
«Пальчиковая гимнастика»
Предварительная работа: анкетирование, подготовка воспитателей (объявление за неделю до собрания, подбор методической литературы, оформление памяток для родителей, подготовка сценария собрания)
Ход встречи за круглым столом:
1. Организационный момент:
Приветствие. Озвучивание темы собрания, выбор председателя, секретаря.
Вступительное слово.
Уважаемые родители! Многих из Вас интересует: «Когда, а самое главное, как начать развивать творческие способности детей?» На прошлой неделе мы провели анкетирование и давайте подведём итоги. Мы рады, что вы проявляете интерес к проблеме изобразительной деятельности ваших детей. Многие родители написали, что дети рисуют дома, но быстро теряют интерес к рисованию; некоторые родители с удовольствием рисуют вместе с детьми; но все заинтересованы в развитии художественных способностей детей. Обо всём этом мы с Вами сегодня поговорим.
Достижения ребёнка в рисовании на этапе раннего детства неустойчивы, подвержены сиюминутным влияниям. Рисование маленького ребёнка – это целый комплекс разных умений, которые складываются постепенно, поэтапно и, как всякий другой процесс, сопровождаются взлетами и «падениями».
Известно: ребёнку раннего возраста интересны не только игрушки и предметы быта, но и материалы из которых можно что – то сделать, пластилин, краски, тесто, кубики и коробки и т. д. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать интерес ребёнка и научить его рисовать, лепить, конструировать.
Чрезвычайно высока роль художественной деятельности в интеллектуальном развитии ребёнка - способствует развитию воображения, памяти, внимания, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослым, активизирует мелкую моторику рук, приучает ребёнка к аккуратной работе за столом, дисциплинирует не только ребёнка, но и родителей (убирать за собой после того, как работа закончена).
Становлению изобразительной деятельности предшествует довольно длительный доизобразительный период.
В раннем детстве ребёнок учится наносить карандашом штрихи на бумаге. Он чертит каракули, и остаётся этим доволен.
Перелом наступает тогда, когда ребёнок начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, называет их палкой, дядей. Однако намеренное изображение предмета возникает не сразу. Вначале он высказывает намерение что-нибудь изобразить («Нарисую дядю, солнышко, зайчика», он имеет в виду знакомый ему графический образ – сочетание линий. Графическим образом многих предметов становиться замкнутая закругленная линия.
Реализация сколько-нибудь сложного графического образа связана для ребёнка с немалыми усилиями. Определение цели, её исполнение, контроль за собственными действиями – трудная задача для ребёнка. Он утомляется и отказывается продолжать начатое изображение: «Я устал. Не хочу больше».
(краткие высказывания родителей о рисовании своих детей).
Ребёнок раннего возраста не все передаёт изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка, лепки. Следует тактично относиться к его замыслу попытаться помочь ему выразить содержимое. Необходимо рассматривать рисунок, лепку совместно с ребёнком, при этом не анализировать, то есть не делать критических замечаний («Что за мазню ты нарисовал», дать ребёнку возможность получить удовольствие и от процесса рисования, лепки, и от того, что получилось, при этом спрашивать («Куда едет машина?», «А кому ты подаришь красивые цветы?»).
Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке, пока еще весьма просты по форме выражения: дети радуются яркому пятну. Но этот процесс важен: ребёнка все больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, персонажа.
С учётом специфики рисования детей этого возраста внимание воспитателей в детском саду и родителей в семье должно быть направлено на обучение изобразительным навыкам и умениям, развитию воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» изображения.
Художественно-творческое развитие ребёнка раннего возраста во многом зависит от овладения им изобразительными умениями. В детском саду предусмотрено обучение детей навыкам рисования, лепки, конструирования, которые можно использовать для занятий изобразительной деятельностью с ребёнком дома.
Обучение детей изобразительной деятельностью лучше начинать с лепки из пластилина. Почему? Как Вы думаете?
(мнения родителей)
Занятия лепкой должны проходить раньше, чем занятия рисованием, так как именно в лепке дети чувствуют движение каждого пальца (когда вдавливают, отрывают кусочки, а также кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком).
А сейчас вам будут показаны основные приёмы лепки, которые вы можете использовать дома. Перед Вами лежит пластилин. Давайте вместе что-нибудь слепим.
(показ приёмов лепки)
Процесс лепки всегда нужно обыграть. Например, мы лепим не просто жгут, а что… Какие Ваши варианты? (родители придумывают, что может получиться из «жгутика», из шарика и т. д.).
Давайте мы Вам покажем, как можно играть и лепить одновременно.
Колобок.
Расскажите ребёнку русскую народную сказку «Колобок», рассмотрите с ним картинки, вместе подберите игрушечных зайчика, лису, волка и медведя. Предложите слепить круглого колобка, а затем поиграть с пластилиновым героем сказки. Пусть малыш покажет, как колобок катился по дорожке (по листу бумаги зелёного цвета, расскажет, кто ему встретился, споёт песенку колобка (пойте вместе с ним).
У детей раннего возраста очень слабо развита мелкая моторика рук, поэтому детям очень трудно удерживать в руке карандаш. (высказывания родителей по данной проблеме, обмен опытом).
То, что для нас с Вами естественно – держать ручку тремя пальцами, для ребёнка сложно. Не торопитесь, всему нужно время.
Как уже было сказано, пластилин хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук. А что ещё может помочь развитию рук? (ответы родителей)
Пальчиковая гимнастика и массаж рук вот такими шипованными мячиками. Перед занятием творчеством хорошо размять пальчики. (выполнение пальчиковой гимнастики вместе с родителями).
Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома (шнуровка; игры с конструктором, мозаикой; пазлы; вкладыши; сматывание цветных ниток в клубочки; прищепки, молнии)
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .
Как ещё активизировать пальчики
1. Дайте листы бумаги – пусть рвёт (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски») .
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счёты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
После этого вложите карандаш правильно в руку ребёнка и его рукой попробуйте что-нибудь нарисовать или раскрасить. Например, Солнышко.
Подготовьте голубой фон и ярко-оранжевую гуашь для рисования.
Прочитайте ребенку потешку:
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди!
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать!
Затем предложите ему нарисовать яркое солнышко с лучами. В процессе рисования повторяйте потешку, чтобы малышу было интереснее творить. Полюбуйтесь вместе с ребёнком рисунком : «Как ярко светит солнышко-колоколнышко в голубом небе!».
Если ребёнок не умеет держать кисточку, можно рисовать пальчиками. Давайте нарисуем с Вами весеннюю картину пальчиковыми красками.
Перед Вами на столе краски, лист бумаги, тряпочка для рук, влажные салфетки. Пожалуйста, рисуйте! (родители рисуют)
А вот, что получилось у нас с детьми на занятии. (показ рисунков на стенде).
Если ребёнок рисует размашисто, выходит за край листа, можно предложить рисовать по трафаретам. Например, аквариум с рыбками. Перед Вами лист бумаги с подготовленным фоном. На него накладываем трафарет с рыбками и раскрашиваем любой краской… Посмотрите как красиво, аккуратно получается. Трафареты легко сделать в домашних условиях.
Чем можно ещё увлечь ребёнка? Конечно, аппликацией с помощью круп и макарон.
Аппликация из манной крупы
«Божья коровка»
Перед Вами цветная бумага в форме листика, нарисуйте на листочке прожилки и божью коровку. Намажьте коровку клеем. Теперь насыпьте с помощью ложечки манную крупу на рисунок. Пока крупа приклеивается, посмотрите, какие ещё поделки можно сделать из круп, макарон. ( показ аппликаций: солнышко из макарон, цветы из гороха, гречки)
Теперь раскрасьте рисунок красками.
Если видите, что ребёнок устал, похвалите его и уберите вместе с ним рабочее место.
Наша встреча подошла к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что Вам понравилось? Была ли тема актуальной? Смогли ли мы ответить на Ваши вопросы? (мнения родителей)
Что мы с вами решим? (ответы родителей)
Итак, решение нашего собрания :
- рисовать, лепить вместе с детьми дома.
- поддерживать интерес ребёнка к творчеству, хвалить.
- развивать мелкую моторику рук разными способами.
Заключительное слово:
Начните заниматься с ребёнком в раннем возрасте и не прекращайте занятий в дальнейшем. Это поможет ему приобрести ценные знания и навыки, необходимые в жизни, и настроит на успех.
Значение обучения детей рисованию с раннего возраста заключается не в том, чтобы сделать их художниками, а в том, чтобы предоставить им возможность включиться в деятельность, которая позволит им расширить горизонты своего опыта, научиться управлять своими эмоциями, переживаниями.
Способности ребёнка необходимо развивать с раннего возраста. Нельзя забывать о том, что для проявления способностей ребёнка необходимы определённые условия, и среди них главное - человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить ее должным образом помочь ее раскрытию, и это особенно важно в самом раннем возрасте. Если эти способности сдерживаются и не поощряются, то чаще всего эти ранние проявления не развиваются.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в опросе на тему
«Развитие художественно – эстетических способностей в раннем возрасте»
1. Задумывались ли вы о том, как влияет изобразительная деятельность
на развитие личности ребёнка?
- ….
2. Как Вы думаете, с какого возраста надо развивать творческие способности детей?
- ….
3. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? ___
4. Чем любит Ваш ребёнок заниматься дома?
- лепка
- рисование
- …
5. Какие материалы есть у ребёнка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
- бумага (белая, цветная)
- краски
- пластилин
- цветные мелки
- наборы цветных карандашей
- фломастеры
- …
6. Доступны ли для ребёнка имеющиеся материалы?
- берёт, когда сам пожелает
- по разрешению взрослых
7. Имеется ли у ребёнка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? ___
8. Часто ли ребёнок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
- часто
- иногда
- никогда
9. Кого в основном просит ребёнок?
- …
10. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним?
- предлагаете самому порисовать
- обещаете порисовать в другой раз
- включаетесь в творческий процесс по его просьбе
11. Рассматриваете ли вы с ребёнком иллюстрации детских книг?
- да
- нет
- ….
12. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребёнка в саду?
- ….
Благодарим за сотрудничество!