МААМ-картинки

Сценарий семинара-практикума «Приглашение к речевому творчеству» для педагогов ДОУ

Лариса Талалаева
Сценарий семинара-практикума «Приглашение к речевому творчеству» для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: актуализация знаний методики проведения речевых, словообразовательных игр и упражнений, повышение интереса педагогов к грамотности, культуре, выразительности своей речи.

Ход занятия:

1. “Назовите термин”

Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать одним словом.

Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).

Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).

Публикация «Сценарий семинара-практикума „Приглашение к речевому творчеству“ для педагогов ДОУ» размещена в разделах

Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).

Все слова языка. (Лексика).

Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).

Часть слова без окончания. (Основа).

2. “Подберите однокоренные слова”.

На мольберте выставить карточки со словами: лес, снег, зима, лед.

Задание: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье..

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Ведущий: Установлено, что речевая функция и двигательная система связаны между собой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает запоминание стихов.

3. «Проведите пальчиковую гимнастику».

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики речевым сопровождением).

4. «Вспомните слова с наибольшим количеством букв».

Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии.

5. Работа с пословицами.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.

а. Исправьте ошибки в пословицах.

Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).

Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).

Пришел, увидел, купил (Победил).

У каждого своя голова на шее (Плечах).

Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).

Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).

Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

б. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:

Командам предложить карточки с перечнем слов.

Задание: Составить пословицы.

Ветер, поднимает, разрушает, слово, горы, народы. (Ветер горы разрушает, слово народы поднимает).

Лучше, добрые, мягкого, слова, пирога. (Добрые слова лучше мягкого пирога.)

Досаду, и до, лишнее, доводит, слово, стыда, наводит. (Лишнее слово досаду наводит и до стыда доводит).

Огня, недоброе, жжет, слово, больней. (Недоброе слово больней огня жжет.)

Люди, слово, а от него, хоть, гибнут, не обух. (Хоть слово не обух, а от него люди гибнут).

Прежде, враг, язык, говорит, мой, ума. (Язык мой – враг: прежде ума говорит.

в. Вспомните фразеологизмы со словами:

- язык (острый язык; проглотить язык; язык без костей; высунув язык; типун тебе на язык; язык хорошо подвешен; язык не поворачивается);

- слово (взять слово; крылатые слова; твердое слово; игра слов; двух слов связать не может);

- зуб (говорить сквозь зубы; зубы заговаривать; точить зубы; ни в зуб ногой; око за око, зуб за зуб; дареному коню в зубы не смотрят; видит око, да зуб неймет).

Ведущий:

Слова в наш век истерты до предела.

С их помощью, чего там говорить,

И черное несложно сделать белым,

И белое нетрудно очернить,

И синее продать за голубое,

И красное краснеть заставить вновь.

Где взять слова, что нам нужны с тобою?

Постой, постой…. В глазах ищи ответ….

Существуют прекрасные средства, делающие наше обращение красочнее, эмоциональнее, содержательнее. Можем ли мы понять переживания человека по его мимике?

6. Каждой команде предлагается разыграть сказку, используя невербальные средства общения

1. Игра – сказка для первой команды «Воробьиная семья»

«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа – воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и с этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем, кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как – то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетал. Родители стали волноваться, не съели ли его кошки. Папа – воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее сыночком что- то случилось. А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробышек, наконец – то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор. Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что он очень хотел бы, чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения. И родители простили его. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень его любят, и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу».

2. Игра – сказка для второй команды «Брыкающаяся лошадка»

«Жила была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька травки свеженькой». «Не хочу, не буду», - кричит лошадка и брыкается ножками. Папа уговаривает лошадку «Погуляй, поиграй на солнышке!». «Не хочу, не пойду» - отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами ушли по делам. Лошадка подумала, подумала, и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: «Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу!». А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться, что волк убежал, и никто его там больше не видел. Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям»

7. “ В мире сказок”.

а. : Назовите героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление, как называется литературное произведение и кто его автор.

Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).

Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).

Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).

Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).

Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого).

Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).

б. Переделайте концовку любой русской сказки на новый лад.

8. «Проверьте свою грамотность».

а. Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай (те); бежать – беги (те); махать – маши (те, махай (те); сесть – сядь (те); лечь – ляг (те).

б. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Крышу кроют (толь)

Вымою голову (шампунь)

Голова покрыта (шаль)

в. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).

В саду много (яблони, (вишни, (смородина).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

г. Расставить ударение и прочесть слова:

- звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление,

-эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.

-Копировать, жалюзи, граффити, кружится, торты, феномен.

-Хвоя, украинский, подростковый, каталог, щавель, мусоропровод

д. Исправить предложения:

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.

9. Конкурс капитанов.

а. Задание №1.

Назовите основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (поговорка)

Устное народное творчество, «народная мудрость».(фольклор)

Короткая, из 2-4 строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождаемая приплясом. (частушка)

Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (былина)

Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (загадка)

Жанр устного народного творчества. учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. (потешка, прибаутка)

б. Задание №2.

Назовите правильно форму устного фольклорного произведения:

Катилася торба с высокого горба.

В этой торбе - хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

Говори поскорей, не задерживай добрых людей.

(считалка)

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи.

Хлеба- каравай

Хоть весь день поливай!

(приговорка, припевка, закличка)

Смелость города берет.

(поговорка)

Упрямого исправит дубина, а горбатого – могила.

(пословица)

В брюхе-баня,

В носу-решето.

Всего одна рука, да и та на спине.

(загадка)

Ткет ткач ткани на платье Тане.

(скороговорка)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(чистоговорка)

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодает, забодает, забодает!

(потешка, прибаутка)

в. Задание №3

Произнести предложенные фразы, подражая тембру голоса героя. Назовите героя.

«Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец,-дело пытаешь или от дела лытаешь?»

«Здравствуй, князь, ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный?»

«Корову заведем, молоко пить будем».

«Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу и лежу, и на солнышко гляжу».

«Кто там? Кто там?»

«Ой, ой, ой, ой, ой, воротитеся домой».

Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.

Домашнее задание: подготовить презентацию дидактической игры по развитию речи, сделанной своими руками.

Публикации по теме:

Анализ конспекта Анализ плана-конспекта физкультурного занятия. 1. Сведения о занятии (дата, время, место проведения, количество детей, их одежда и обувь,.

НОД «Транспорт» Средняя группа НОД «Транспорт» Средняя группа Образовательные области: познание, коммуникация, здоровье, социализация, конструирование, безопасность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий семинара-практикума «Приглашение к речевому творчеству» для педагогов ДОУ
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 18:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий семинара-практикума «Приглашение к речевому творчеству» для педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Талалаева (УИ 178083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД