Сценарий творческого конкурса «Цветов таинственная сила»

Игитова Надежда Вильямовна
Сценарий творческого конкурса «Цветов таинственная сила»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цели: дать представление принципах цветочной аранжировки, познакомить с традициями и обычаями японской национальной культуры; дать представление о связи человека и природы; вызвать интерес к природе; воспитывать бережное отношение к ней; развивать творческую активность.

Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (удивление, интерес, радость) при проведении мероприятия; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстникам; игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей его содержанию; высказывать свою точку зрения, рассуждает и дает необходимые пояснения; активно участвует в конкурсе.

Материалы и оборудование: альбом с наглядным материалом, демонстрация предметов декоративно прикладного искусства (кружево, гжель, хохлома и т. д., иллюстрации европейской цветочной композиции, классических и современных японских аранжировок, вазы, корзины, цветы, ветки, листья, трава, ленты, проволока.

Содержание организованной деятельности детей.

Предварительная работа. Творческий конкурс проводится во второй половине дня, в первой половине дня, на прогулке воспитатель с детьми собирает цветы, травы, ветки, корни, плоды. Несколько правил, которые надо соблюдать при сборе растительного материала.

1. Растительный материал должен собирать человек, который в них хорошо разбирается.

2. Для того, чтобы сделать запас трав на зиму, нужно успеть их собрать в период их наибольшей эффективности.

Цветки собирают в начале цветения.

• Листья - до и во время цветения.

• Корневища - ранней весной или осенью.

• Плоды - в период их зрелости.

3.Непреложное правило: собирать надо только здоровые и чистые растения, без насекомых.

4. Лучше собирать растительный материал в солнечные дни, когда они сухие.

5. Ни в коем случае нельзя собирать травы и цветы на полях и лугах с химическими удобрениями, у берегов загрязненных водоемов, вдоль железных дорог и вблизи шоссе и дорог с активными движением, а также вокруг промышленных объектов.

6. Нельзя рвать растения с корнем. Это причиняет им вред.

7. Следует также помнить, что многие растения находятся под защитой - их собирать нельзя.

1. История европейской аранжировки.

Есть в травах и цветах

Живительная сила,

Она здоровье поправляет

И помогает жить красиво.

Составление букетов является одним из наиболее древних видов искусства Востока. В буддийских книгах в 735 году уже были представлены эскизы и описание расположения цветов для украшения храмов. Букет как форма цветочного украшения, как источник аромата появился в Европе в XIV веке, но началом для цветочной аранжировки стал XVII век, то есть в западной цивилизации аранжировка из цветов — это позднее искусство.

Составители букетов в прошлом не знали правил и принципов их построения. Они не пытались делать аранжировку, а просто ставили цветы в вазу.

Русские люди с давних времен любили цветы и использовали их для украшения жилищ, плетения венков, украшения невест, составления букетов для подношения в праздничные дни, в дни рождения и т. д. В русском народном искусстве — кружевах, росписи, керамике — везде использовались цветы.

Букеты, композиции, приемы в создании аранжировок за последнее время стали носить международный характер. В них заметно влияние икебаны. Объясняется это широкой пропагандой японского искусства в западноевропейских странах, проявляющейся в виде выставок икебаны, лекций, обилия литературы. Но и японское искусство испытывает влияние европейского стиля. Оба эти направления не соперничают, они дополняют друг друга, что позволяет находить новые формы композиций из цветов.

2. История и философия - основа икебаны.

Традиционное искусство составления композиций и букетов в Японии называется икебана. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kad («путь цветов»). Это один из видов искусства, особенно подходящий для японского образа жизни, неотъемлемой частью которого является поклонение природе, любование ей. Икебана — уникальное явление в мировой культуре. Основываясь на общечеловеческих нравственных принципах, совершенствуясь в постижении неповторимой и непревзойденной красоты природы, обладая тонким художественным вкусом, японцы создавали великолепные декоративные произведения из цветов, одновременно вкладывая в них глубокий философский смысл.

Этот стиль аранжировки цветов родился в Японии. Развиваясь в течение почти 15 веков, икебана превратилась в самостоятельный вид искусства.

Первоначально икебана развивалась на религиозной основе. В 6 — 7 веках вместе с буддизмом, который проник в Японию из Индии через Китай и Корею, появился ритуал жертвоприношения цветов к статуе Будды. Постепенно буддизм слился с господствовавшей в то время в Японии древней синтоистской религией, в которой почиталось огромное количество всевозможных богов. Наиболее почитаемыми были божества предков и природы. Согласно постулатам синтоизма, все, что нас окружает, имеет душу — растения, цветы, вода, небо, горы, скалы, камни, деревья. Все может благоприятствовать человеку или наоборот.Природа Японии прекрасна: мягкий климат, величественные горы, экзотические скалы, водопады, тихие бухты.Но бывает она и беспощадной: частые землетрясения, тайфуны, цунами приносят на эту землю разрушения, страдания, горе. Тонкое приятие мира и одновременно чувство незащищенности перед грозными силами природы — истоки культа Природы, поклонения ей.

В течение 800 лет икебана, меняясь и совершенствуясь, входила в жизнь японцев как необходимый элемент ритуала почитания Будды. Вначале ее можно было видеть только в храмах, но постепенно она стала внедряться в семейный быт, где одновременно соблюдались и традиционные обычаи почитания богов синтоистской религии. Икебана развивалась на основе тесной связи с древней символикой, народными обычаями, верованиями. На нее оказали влияние быт и психология японцем.

Социальные, философские, религиозные взаимоотношения основывались на том, что главное — Природа, а человек лишь ее часть. Он Я часть мировой гармонии, которую должен постичь. Общение с Природой, растениями должно помочь ему в этом.

Икебана для японцев не столько средство украшения помещения, сколько символ живой одухотворенной Природы, ее небольшой фрагмент, привнесенный в дом. Она неотъемлемая часть духовной жизни японского народа, одна из прекрасных национальных традиций. Например, в апреле во время цветения сакуры (японской вишни) японцы спешат насладиться «изысканной и быстро проходящей красотой». Сакурой любуются в горах, парках, устраивают праздники в честь нее, шествия с ветками цветущей сакуры. И эта красивая традиция насчитывает уже тысячелетие. Любуются в Японии и красками осенних кленов. Икебана — не только расстановка цветов и веток в вазах по разработанным правилам и графически выполненным схемам. Это — философско-эстетическое, символическое проникновение в природу. Обряд любования икебаной влияет на поведение человека в доме. Войдя в дом, посетитель, прежде всего приветствует растение, букет и этим выражает свое уважение дому, природе.

Искусство икебаны, прежде всего, связано с японской культурой праздника — от личного, семейного до общенародного. В традиционных японских праздниках обязательно представлена икебана. Так, новогодняя икебана состоит из веточек сосны, бамбука, цветущих веток сливы, белых хризантем, олицетворяющих изобилие и долголетие.

В праздник девочек (3 марта) в каждом доме в передней комнате устанавливают ступенчатую подставку, на которой размещают набор кукол в старинных костюмах. Помещение украшают букетами, составленными из веток цветущих персиков.

В праздник мальчиков (5 мая) перед домом на длинном шесте вывешивают бумажных карпов (по числу сыновей). В передней комнате размещают кукол в старинных доспехах и игрушечное оружие. Дома украшают ирисами и цветущей глицинией.

Торжествам по поводу свадьбы, рождения ребенка, а также траурным церемониям всегда сопутствует икебана.

Во время чайной церемонии в доме в специальной нише (тока-нома) всегда находится икебана, составленная из сезонных цветов. Композиция должна быть очень скромной (например, побеги бамбука в глиняном сосуде).

В течение нескольких столетий икебана неизменно выполняла особую функцию в культуре Японии, являясь необходимым элементом в ритуале почитания богов и предков в храмах. Постепенно внедряясь и в семейный быт, в середине XV века икебана начинает выступать не только как часть ритуала, но и как самостоятельный вид искусства.

Икебана также выполняла социальные функции в обществе. Она была посредником не только в «общении» с богами, но и в общении между людьми. Икебана — прекрасный предлог и фон для дружеской беседы гостей приглашали полюбоваться ею, подносили в дар, выразив в произведении свои добрые пожелания.

Заходя в дом, японец кланяется икебане (особый ритуал, а в ее «лице» — Природе, хозяину, его искусству, вкусу, мастерству. Икебана, созданная хозяином в честь гостя,должна выразить приветствие: слегка наклонены головки цветов, ветки вытянуты вперед и чуть опущены вниз, что символизирует радость и почтение. Тематика произведений икебаны очень разнообразна. Это может быть отображение природы во все времена года, настроение, которое царит в доме в данное время (радость, горе, тревога, надежда, посвящение кому-нибудь или чему-нибудь.

Икебана развивалась в одном русле и по одним законам с другими видами японского искусства: живописью, поэзией, каллиграфией. Большое значение придают японцы личности аранжировщика, его морально-этическим качествам, глубокому пониманию природы. В книге «Икебана» Девики Траверзи (Индия) изложены несколько требований к мастеру

«Аранжировка — высокое искусство. Ставить композиции может не каждый человек»

«Сердце аранжировщика должно быть открыто природе, людям. Аранжировка, сделанная с холодным, пустым сердцем, не вызовет отклика»

«Разум и размышления создают красоту. Высота помыслов, умиротворенность чувств найдут отражение в аранжировке»

«Необходимо иметь уверенность, что твое сердце свободно от всех посторонних забот — тогда аранжировка удается»

«В мире все связано между собой, в том числе растительный материал, мастер и зритель. Даже атмосфера комнаты чувствует гармонию произ-ведения из цветов»

«Цветочная аранжировка должна выражать атмосферу добра, уважения к людям»

«Каждый аранжировщик должен быть совершенно свободен от эгоизма, зла. Сдержанность, понимание человеческих забот должны составлять саму суть его существования»

Гармония, целесообразность, простота, скромность, элегантность, близость к природе — таковы основные принципы японского искусства в целом и икебане в частности. В произведении зритель должен чувствовать недосказанность, намек. Тем самым автор как бы приглашает зрители к соавторству, к сопереживанию Украшательство, пышность, богатств, чрезмерная яркость в декоре вычурность чужды японскому искусству. В их понимании — это признак плохого вкуса.

При создании икебаны японцы стремятся к упрощению, лаконичности, сосредоточив внимание не главном, наиболее значимом. Чтобы увидеть неповторимую красоту цветка, его прекрасную форму, тончайшие оттенки цвета, необходимо смотреть на один цветок, то есть научиться видеть большое в малом. «Скромная композиция с одним цветком может принести летний день в комнату». «Чтобы узнать направление ветра, достаточно посмотреть на одни стебель травы». «Пространная речь может меньше сказать, чем жест».Иначе: лаконичность — одно из правил составления икебаны. «Японца стесняет изобилие. Ему привычнее не сад, а ветвь, не лес, а дерево Его привлекает первый снег из-за его недолговечности, быстрой изменчивости, так же он дорожит и цветением» (В Пронников) «Для нас сли-ва — плод, для японца — цвет» (Н Федоренко).

Непременный элемент композиции — свободное пространство. Оно помогает зрителю следить за продолжением линии, видеть ее динамику, кра-соту. А линию как изобразительный элемент, как элемент красоты, скромности, элегантности японцы ценят более, чем цветы. Ветка, выбранная для икебаны, должна быть с красивым нагибом, наклоном. Если она усыпана цветами, их удаляют, оставляя 3—7 цветков, чтобы обнажить красивый изгиб и акцентировать внимание на каждом цветке.Икебана асимметрична: в ней не должно быть одинаковых по величине элементов, одинаковых расстояний между ними. Назначение икебаны — отобразить живую природу естественной и прекрасной. Поэтому аранжировщик должен подбирать растения одного сезона и одного места произрастания.

И еще один философский и морально-этический принцип близок японскому искусству, а значит, и икебане — бренность,преходящий характер вещей: «все течет, все изменяется» При этом самое прекрасное, как правило, недолговечно, поэтому надо успеть насладиться прекрасным мгновением. Оно активизирует, чарует душу» Самое же прекрасное и недолговечное в природе ~~ цветы. Они излучают покоя, гармонию, хрупкость, естественность. Созерцание их вселяет в человека оптимизм, уверенность, радость.

По мнению японцев, при общении с цветами спокойно, нежно прекрасные качества цветов постепенно передаются человеку. Таким образом, икебана — врачеватель души и воспитатель. «Воспитание высокого художественного вкуса с помощью искусства икебаны в Японии уже несколько столетий назад приобрело значение общегосударственной задачи, так как дурной вкус осознается как социальное зло» (В. Пронников). Культ природы, поклонение ей занимает большое место в духовной жизни японцев. С древних времен и до наших дней сохранился народный обычай любования луной в погожие лунные ночи, цветущей сакурой весной, красными кленовыми листьями осенью Столетия владеют японцы искусством выращивания карликовых деревьев — бонсай, создавая из них микросады, помещающиеся на столе.Из всевозможного природного материала они искусно воссоздают природу: ве-ликолепные моховые сады, сады камней, пейзажи из песка на подносе, чудесные картины из плоско - и полуобъемно засушенных цветов и растений. Даже искусственные цветы из ткани, созданные их руками, трудно отличить от живых.

Любовь к природе не слабеет, а наоборот, становится жизненной необходимостью, особенно в больших городах, где людей буквально пре-следуют отравленный воздух, шум, стрессовая обстановка. Потому-то даже на крошечном клочке земля возле дома японцы устраивают мини-са-дики или сажают хотя бы одно дерево, куст, растение.

В процессе исторического развития основные положения икебаны менялись достаточно медленно, я только в наш «коммуникабельный» 20 век активный натиск западного искусства расшатывает вековые традиции японского искусства, в том числе и искусства икебаны. Под влиянием дизайна в этом виде искусства появились новые школы — авангардистов, абстракционистов, которые далеко ушли от истоков икебаны.

В Японии существует множество школ икебаны. Наиболее крупные из них — Икэнобо, Согенцу, Охара (более 1 миллиона учеников). Школы имеют часто несущественные различия, но почти все, за исключением новейших — авангардистских и абстракционистских, придерживаются принципа трех начал (небо, человек, земля) и традиционной символики.

3. Основные стили икебаны.

В настоящее время в Японии существуют 5 основных стилей аранжировки: рикка классическая и современная, нагэирэ, сёка (сейка) классическая и современная, морибана и свободный стиль.

На первый взгляд наличие определенных правил в икебане как бы сдерживает творческую фантазию автора, на самом деле это совсем не так. Правила необходимо знать (особенно начи-нающему аранжировщику, чтобы в процессе работы по схемам почувствовать красоту, естественность пропорций основных линий. Эти про-порции не выдуманы кем-то, это многовековой опыт народа.То же касается и наклонов основных линий: это всевозможные варианты естественного, но как бы систематизированного, природного положения растений.

При составлении композиций в свободном стиле икебаны следует помнить,что говорят японцы: «Глаза и сердце не должны быть в плену у правил».

В Японии, так и во всем мире, тем, кто начинает заниматься аранжировкой, будет полезно хотя бы кратко познакомиться с самыми элементарными правилами построения композиций.

4. Основные правила построения композиции.

Сегодня мы проводим творческий конкур по составлению цветочной композиции, На столах лежат живые цветы и травы, ветки и корни, искусственные растения и различные вазы, корзина,но залогом удачной композиции являются:

- правильное расположение, сочетание и соотношение цветов, зелени и вазы (корзины) по форме, размеру и цвету;

- экономичное использование растительного и вспомогательного материала, простота композиции;

- четкость выразительность линий, образуемых растительным материалом;

- широкое использование наряду с цветами, ветвей, трав, камней, коряг, плодов;

- соответствие аранжировок интерьеру и назначению;

- соблюдение масштабности и других основных выразительных средств композиции – пропорции, равновесия, контраста, акцента;

- широкое использование в композиции одной или нескольких фокусных точек.

Сейчас я Вам на примерах покажу основные правила современной композиции

Демонстрация с объяснением наглядных пособий:

- букет и композиция;

- вазы и корзины;

- ветки в аранжировке:

- пропорциональность;

- фокусная точка;

- тема в аранжировке.

- основные формы аранжировки (круг, овал, треугольник, по одной линии, полулунья, линия Хогарта).

5. Творческий конкурс.

Дети вы развиваетесь на группы по 2-3 человека и придерживаясь тех правил о которых я вам сейчас говорила (перед вами лежит альбом как напоминание) создаете свою тематическую композицию используя любой материал находящийся в этом помещении.

6.Подведение итогов проходит следующим образом: все отдыхающие, участвовавшие и не участвовавшие в конкурсе дети и все родители, а так же сотрудники получают фишки, перед ними на столах и на полу (бывают большие напольные композиции) с подписанным названием, но без фамилий авторов. Каждый кладет свою фишку к понравившейся композиции, чья композиция набирает больше фишек, тот становится победителем творческого конкура. Композиции дети дарят или своим родителями или сотрудникам санатория.

Сценарий творческого конкурса «Цветов таинственная сила»
Публикации по теме:

Фотоотчет «Сова — таинственная птица»Фотоотчет «Сова — таинственная птица» Мы с детьми нашей группы "Колобки" решили принять участие во всероссийском творческом проекте "Лесная газета", посвященному 90-летнему юбилею.

Сценарий финала конкурса для девочек детско-подростковых клубов «Фестиваль цветов» Ход мероприятия Часть I «Весна и Подснежник» Звучит музыка. Перед сценой спит Подснежник. В зал входит Весна. Идет через проход в зрительном.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Таинственная история про овал» .

Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Учитель физики Мальцева Елена Васильевна Цели урока:.

Конспект занятия «Путешествие в страну Феи Цветов». Выполнение творческого задания в технике «Декупаж» «Путешествие в страну Феи Цветов» ЦЕЛЬ: - Выполнение декоративного панно цветочной тематики в технике декупаж. ЗАДАЧИ: * Образовательная:.

Организация творческого конкурса «Театральная игрушка»Организация творческого конкурса «Театральная игрушка» Смотр-конкурс «Театральная игрушка» организован в январе 2018 года в рамках реализации годовой задачи МБДОУ: развитие личностных качеств.

Проект «Таинственная вселенная» в подготовительной группеПроект «Таинственная вселенная» в подготовительной группе МКДОУ Д/C №501 "Медвежонок" воспитатель Валюшкова Н. А. Проект "Таинственная вселенная". (в подготовительной группе)В подготовительной группе.

Сценарий праздника «В дружбе — сила» для 2 класса Сценарий праздника «В дружбе – сила!»(2-ые классы) Цель: формировать у учащихся дружеские отношения друг к другу. Формы проведения: просмотр.

Сценарий развлечения «Богатырская наша сила»Сценарий развлечения «Богатырская наша сила» .

Сценарий развлечения «Богатырская наша сила» с использованием технологии квестСценарий развлечения «Богатырская наша сила» с использованием технологии квест (с участием детей среднего дошкольного возраста и их родителей) Цель – содействовать формированию у детей представлений о русской народной.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Изучаем цвета
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сценарий творческого конкурса «Цветов таинственная сила»
Опубликовано: 24 августа 2018 в 19:09
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

Конспект дистанционного НОД по ФЭМП в средней группе «Три поросёнка»
Цель: Учить считать в пределах 3, называя числа по порядку, согласовывая их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов....
Фотоотчёт по рисованию в старшей группе «Птичка — свистулька»
Цель занятия: знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, умение рисовать птичку - свистульку в...
Фотоотчет «Развлечение «День именинника»
Цель: Создание праздничной дружеской атмосферы в группе детского сада Задачи: -Способствовать развитию положительных эмоций у детей. -Развивать ловкость,...