Татьяна Скрягина
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: «Вода — это чудо, вода — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема : «Вода-это чудо, вода-это жизнь»
Основные цели:
познакомить детей с элементарными способами очистки воды – фильтрацией; способствовать формированию умений очищать воду с помощью самодельного фильтра;
систематизировать знания детей о воде, её свойствах и значении для всего живого;
развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность;
Публикация «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „Ситуация“ Тема: „Вода — это чудо, вода — это жизнь“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
развивать память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Дидактические материалы: карточки-схемы «Свойства воды», аудиозапись «Плеск воды», стаканы с водой, стакан с молоком, емкости различной формы, масло, сахар, соль, лимонная кислота, изображение Золотой рыбки, письмо от Золотой рыбки, презентация Power Point, ёмкость с грязной водой, песок, гравий, активированный уголь, ткань, мерные кружки, капельки, сюжетная картина «Весна», оборудование для лаборатории.
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация подготовлена в соответствии с требованиями технологии «Ситуация». Сценарий занятия дает возможность в увлекательной форме открыть новые знания. Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи:
создать психологически комфортную атмосферу;
мотивировать детей на включение в игровую деятельность
- Здравствуйте, дети! Настал новый день! Каким было ваше утро? (Ответы детей)
-Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.
- Скажите, пожалуйста, кому необходима настоящая дружба, поддержка и взаимовыручка? …путешественникам)
- Кто такие путешественники?
- Скажите, ребята, а кто из вас мечтает отправиться в путешествие?
- Я думаю, что вы сегодня сможете осуществить свою мечту. Дело в том, что путешествие наше необычное, а с определённой научной целью.
- Да, это научно-исследовательская экспедиция.
- Ребята, вы хотите отправиться в экспедицию?
- А сможете стойко переносить тяготы и лишения трудного пути?
- И так, в путь!
Слайд № 1
Дети читают хором
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Во время чтения стихотворения дети шагают друг за другом. Затем встают в круг и соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз: «Один за всех и все за одного».
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
актуализировать знания детей о воде и её значении для всего живого; используя экспериментальный метод систематизировать знания детей о свойствах воды;
тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные качества.
3) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, коммуникативные качества.
Слышится журчание и плеск воды.
- Ребята, как вы думаете, куда мы прибыли? (К морю, реке, озеру)
Слайд № 2
- Как вы это определили?
- Да, действительно, мы находимся на берегу озера. Какое значение имеет вода для всего живого?
- Итак, предлагаю пройти в нашу научную лабораторию, для того, чтобы вспомнить и продемонстрировать известные нам свойства воды.
Слайд № 3
Но, прежде чем мы приступим к работе необходимо вспомнить, как нужно вести себя в лаборатории и почему? (Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус)
Дети проходят в импровизированную лабораторию, занимают за столами свои места.
Работа в парах
Д. игра «Заморочки из мешочка»
Опыт 1:
На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком.
-Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей)
-А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
- Какой вывод можно сделать? (Выслушиваются мнения детей).
Воспитатель подводит итог: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт 2:
- Есть ли у воды вкус?
Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.
- Какой вывод можно сделать? (Выслушиваются мнения детей).
Воспитатель подводит итог: вода не имеет вкуса.
Опыт 3:
-Имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
- Какой вывод можно сделать? (Выслушиваются мнения детей).
Воспитатель подводит итог: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт 4:
- Есть ли у воды запах?
Дети нюхают воду в стакане.
- Какой вывод можно сделать? (Выслушиваются мнения детей).
Воспитатель подводит итог: вода не имеет запаха.
Опыт 5:
- Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте три полных ложек сахара (соли, лимонной кислоты) и размешайте его. Что происходит?
- Какой вывод можно сделать? (Выслушиваются мнения детей).
Воспитатель подводит итог: в воде растворяются вещества.
Опыт 6:
- А все ли вещества могут раствориться в воде?
Наливаем немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. В другой стакан с водой насыпаем немного песка. Что вы наблюдаете?
(Песок не растворяется, а оседает на дно. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности)
- Какой вывод можно сделать? (Выслушиваются мнения детей).
Воспитатель подводит итог: некоторые вещества в воде НЕ растворяются.
- Да, ребята, действительно, вода не имеет не цвета, не запаха, не вкуса. Но в каком случае появляется у воды цвет запах и вкус? И не всегда приятный…
Слышится сигнал тревоги
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о способе фильтрации воды;
формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
Слайд № 4
- Ребята, мне кажется, что с нами кто-то пытается выйти на связь?
Звучит аудиозапись
Золотая рыбка: Ребята! Спасите меня! Заберите с собой, только не отпускайте обратно в грязное озеро! Лучше поселите меня в аквариум с чистою водою – отслужу я вам за это любую службу. Не хочу превратиться я в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!
- Ребята, вы хотите помочь рыбке?
- Только рыбке лучше жить на воле, в озере, а оно грязное. Как быть! Что нужно сделать, чтобы вода в озере стала чистой? (Очистить воду)
Воспитатель достаёт бутылку с водой (грязная с добавлением масла)
- А какое устройство применяют для очищения воды? (Фильтр)
- А вы сможете смастерить фильтр в нашей лаборатории?
- Ребята, давайте попробуем собрать фильтр и с его помощью очистить воду.
Дети, используя предложенные материалы (гравий, песок, уголь, ткань, пытаются собрать фильтр для очистки воды.
Возникает затруднение.
- Смогли вы собрать фильтр? (Нет, не смогли.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это можно сделать.)
- Значит, что нам сейчас нужно узнать? (Как собрать фильтр и его помощью очистить воду)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
формировать представление о способе очистки воды; умение очищать воду с помощью простейшего фильтра.
формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия;
тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Как мы можем узнать? (Спросить у того, кто знает, из книг)
- Ребята, дело в том, что у меня есть знакомый профессор Маргарита Львовна. Она то, уж точно знает, как собрать фильтр своими руками. Может быть, нам стоит обратиться к ней за помощью? Маргарита Львовна сейчас находится в далёкой экспедиции. Как же нам с ней связаться? Нужно не забывать о том, что хотелось бы не только услышать, как устроен фильтр, но и увидеть. (Связаться по скайпу)
- Идея конечно замечательная, но у профессора очень мало свободного времени, и мы не можем отвлекать её надолго от важных дел. Поэтому необходимо четко сформулировать вопрос, с которым мы хотим обратиться к Маргарите Львовне. (Дети формулируют вопрос)
Связь по скайпу с профессором.
Слайд № 5, 6
Профессор Маргарита Львовна Иванова: Здравствуйте, ребята. Чем я могу вам помочь? (Ответы детей)
Профессор Маргарита Львовна Иванова:
Устройство фильтра
- Фильтр состоит из нескольких слоё в:
Гравий отсеет крупные вкрапления нежелательных материалов.
Песок отлично справляется с задержкой мелких частиц, а также фильтрацией тяжелых химических соединений.
Активированный угль удачно справится с задержкой, как минеральных образований, так и токсических веществ. Так же он способен придавать жидкости прозрачность, а также устранять неприятный запах и продукты жизнедеятельности микроорганизмов.
Сборка фильтра
Закрутив крышку с отверстиями, корпус переворачивают. Затем, первым делом укладывается сложенный в несколько раз бинт, либо марля.
Стоит обратить внимание на то, что укладка очищающих компонентов должна производится по типу «пирамиды». Это значит, что первым делом всегда следует мелкозернистый очиститель (уголь, затем идет слой кварцевого песка, а потом наступает черед гравия.
Каждый следующий слой фильтра имеет другую, чаше всего более мелкую структуру, чем предыдущий. Это способствует более тщательной очистке.
Принцип действия такого фильтра заключается в протекании воды сквозь все слои. Под действием гранул, загрязненная жидкость очищается и вытекает из отверстия.
Я отправил электронной почтой схему фильтра, она поможет вам в работе. Удачи вам, ребята!
Слайд № 7
Работа в группах
Ребята собирают фильтр и с его помощью очищают воду.
Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи:
закрепить умение очищать воду с помощью фильтра;
тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.
Д. игра «Озеро для рыбки»
- Ребята, давайте заполним очищенной водой макет озера и поселим туда нашу Золотую рыбку.
Слайд № 8
Золотая рыбка: Спасибо вам огромное, ребята! Вы спасли меня! Мне очень нравится мой новый дом!
Слайд № 9
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Наша экспедиция завершена. Пришла пора вернуться в наш детский сад.
Слайд № 10
Д. игра «Кому нужна чистая вода?»
- Один мудрец сказал: «Наступит время, когда человечество будет готово отдать все сокровища мира за глоток чистой воды»
Более чем один миллиард людей, т. е. каждый шестой человек на Земле - не имеют доступа к чистой воде. Чистая вода - самый ценный ресурс на планете. Если чистота воды не будет восстанавливаться после использования, чистая вода может совсем исчезнуть.
На доске прикреплены сюжетные картины.
- Ребята, вы должны прикрепить капельки воды там, где необходима чистая вода.
- Молодцы, все справились с заданием.
Осмысление
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
- Где мы сегодня побывали?
- Кому и чем смогли помочь?
- Какое новое знание и умение нам пригодились, чтобы помочь Золотой рыбке? (Мы смогли помочь Золотой рыбке, потому что научились очищать воду).
Комментарии к сценарию :
Предварительная работа: НОД «Вода и её значение», «Свойства воды», «Роль воды в жизни растений», опытническая деятельность с водой, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода», игра – конкурс «Сколькими способами можно напиться?»
Литература:
Н. Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома», учебно-методический комплект, МОСКВА, ЛИНКА-ПРЕСС, 2009
Н. А. Рыжова «Наш дом - природа», ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»; 2005
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : ТЦ Сфера, 2005
А. И. Иванова «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек», М. : ТЦ Сфера, 2004
Ф. Ола и др. «Занимательные опыты и эксперименты» МОСКВА, АЙРИС-ПРЕСС, 2007
Л. А. Парамонова и др. «Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет»