Получи документы

Сценарий занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Природные этажи»

ирина панюшкина
Сценарий занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Природные этажи»

Воспитатель: Панюшкина Ирина Владимировна

МКДОУ «Мартюшевский детский сад «Искорка», Свердловская область

Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса к дикой природе через установление причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

следственные связи на основе понимания зависимости

жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

Задачи:

Обучающие:

- расширить представление воспитанников об обитателях различных природных сообществах (лес, луг, водоём).

Публикация «Сценарий занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром „Природные этажи“» размещена в разделах

-закрепить знания о растительности этих экосистем.

-познакомить с понятием «ярус, этаж»

-упражнять в умении классифицировать животных и растения по группам (звери, птицы, насекомые, цветы, деревья и т. д.).

-формировать интерес к интеллектуальной деятельности, желание выполнять задания с речевым и математическим содержанием.

Развивающие:

-продолжать развивать связную речь, расширять и обогащать словарь по теме.

-развивать поисково-познавательную деятельность детей путём включения их в мыслительные и моделирующие действия (развитие познавательных процессов : внимания, памяти, логического мышления, умения рассуждать и анализировать).

-создать условия для проявления детской инициативы и самостоятельности.

Воспитательные:

-формировать сознательное желание бережного отношения к природе.

-создать условия для развития коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками, поощрять интерес к совместным игровым действиям.

Реализуемые образовательные области:

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие.

Подготовительная работа :

С сентября по февраль:

1. Подготовка презентаций по темам «Дикие животные леса», «Птицы Среднего Урала», «Перелётные и зимующие птицы», «Как птицы и животные готовятся к зиме», «Обитатели леса и луга» - (о разнообразии представителей флоры и фауны)

2. Представление видеороликов об экологических событиях.

3. Разработка вопросов, викторин, дидактических и интеллектуальных игр, заданий для закрепления новых знаний.

4. Организация и проведение экологических акций.

Дети просмотрели ряд видеороликов:

«Всемирный день животных», «Всемирный день охраны мест обитаний»,

«Синичкин день», В/Р «День заповедников и национальных парков»,

«День зимующих птиц России», «Всемирный день дикой природы»

После каждого просмотра дети активно участвовали в обсуждении их содержания, отвечали на вопросы, как воспитателя, так и сверстников, готовили и презентовали исследовательские проекты, рисовали и лепили представителей флоры и фауны.

Вместе с родителями принимали участие в М/н акции «Чистый берег», во Всероссийских мероприятиях: экологическом субботнике «Зелёная Россия» и Экологическом диктанте.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для игр, фотографии с изображением дикой природы (представители разных классов животного и растительного мира, макет дерева на переносной магнитной доске для демонстрации ярусов.

Проведение занятия обеспечивалось мультимедийной поддержкой в виде презентации и видеоролика по ознакомлению с окружающим миром природы и аудиозаписью «Шум леса».

Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность детей

Организационный момент

Создание проблемной ситуации: -Сегодня я приглашаю вас стать участниками исследовательской экспедиции.

-Куда? И зачем?

Вы об этом узнаете, если отгадаете загадку:

Открыт дворец со всех сторон.

Внутри в нём множество колонн.

Над ними сверху есть шатры,

Внизу ковры чудной красы.

И жители во дворце том есть,

И их не счесть – ни перечесть!

И живут они в шатрах,

И на колоннах, на коврах.

При затруднении детей открывает на экране фото леса и

подводит детей к осознанию, что лес - это огромный дом, который состоит из разных частей. Осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия. Слушают загадку и высказывают свои предположения.

Отвечают на наводящие вопросы воспитателя.

(что такое дворец, колонны, шатры, ковры).

Самостоятельно делают вывод, что экспедиция состоится в виртуальный лес.

Объединение в команды Игра: «Животные»

Цель: активизация группы, развитие слухового внимания.

Детям раздаются карточки с изображением нескольких видов животных и птиц. Дети издают характерные звуки того или иного животного, находят остальных членов своей команды. (ворон, белка, волк, жук, кукушка, змея)

Эмоциональный настрой Включает звуки леса.

Для начала я предлагаю вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей.

Нужно ответить на как можно большее число вопросов.

(вопросы о природе) Дети рассаживаются командами на заранее оборудованные «пенёчки» и «брёвнышки» на «опушке» леса и отвечают на вопросы.

Основная часть. Используя подводящий диалог, организую построение нового знания, которое четко фиксируется вместе с детьми в речи. Начинаю с вопроса:

- Как вы думаете, что такое лес?

Лес — это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.

Ученые называют его природным сообществом.

Сегодня мы изучим сообщества жителей леса, составим карту его обитателей, и как настоящие ученые будем делать открытия.

Лес — это огромный многоэтажный дом для мхов, трав, грибов, кустарников, деревьев, птиц, животных, насекомых и сейчас мы с вами убедимся в этом. ответы детей

Рассматривают картину леса и начинают выполнять действия по задачам занятия.

Используя рассуждения, делают вывод, что в лесу существуют несколько этажей или ярусов, которые формируются в зависимости от освещения солнцем:

1 деревья

2 кустарники

3 кустарнички

4 трава и мхи

Классифицируют обитателей леса.

Практическая работа №1 Выставляю картинку-схему ярусов в лесу и модель дерева на магнитной доске. На полу, в разных местах «леса» разложены фотографии растений и обитателей леса.

Задание:

Используя схему ярусов в лесу,

распределить животных и растения на модели дерева и около неё.

Начинаем нашу экспедицию!

Контролирует работу команд на всех ярусах макета. Прежде, чем начать работу, дети должны определить, к какому ярусу относится животное, по которому произошло объединение команды и подобрать, соответствующих этому ярусу, других обитателей.

Им необходимо доказать свой выбор.

Дети прикрепляют картинки к макету.

Результат работы команд:

Первый ярус самый верхний. Здесь больше всего солнца, поэтому здесь растут высокие деревья (сосна, ель, берёза). И обитают хищные птицы и животные (ворон, беркут, куница).

Аналогично картинки прикрепляются к другим ярусам и делаются соответствующие выводы.

С помощью вопросов закрепляем знания:

Какие деревья растут в 1 ярусе?

Какие животные расположились во 2 ярусе? Почему здесь их достаточно большое разнообразие?

Почему птицы могут занимать несколько этажей?

Почему травы в лесу мало?

Чем питаются обитатели 3 яруса?

Что в лесу растёт вместо травы? Дети отвечают на вопросы,

И приходят к выводу, что в природном сообществе всё взаимосвязано: наличие солнечного света, наличие корма и укрытия.

Физминутка Ребята, я сейчас назову слово- мимикрия. Как вы думаете, что оно обозначает?

Мимикрия – это маскировка, рисунок на теле животных, который позволяет им “слиться” с окружающей природой.

Я предлагаю вам поиграть в прятки. А затем отыскать на картинках замаскированных насекомых и животных.

Вы увидите, как маленькие и беззащитные существа прячутся от хищников. А те, в свою очередь маскируются, чтоб незаметно напасть на свою добычу. Дети, изображая животных, прячутся от своих потенциальных врагов.

По выбору педагога, объясняют, где они спрятались и почему.

Затем рассматривают карточки с примерами мимикрии.

Практическое задание №2 Мы с вами очень плодотворно поработали в лесу по определению лесных этажей.

А как вы думаете, подобные этажи есть в других местах обитания животных? Где мы можем встретить других птиц, насекомых и животных?

1. Ромашки, клевер, василёк

В ковре зелёном у реки.

Где пчёлки шустрой стаей

Нектар с утра глотают. (Луг)

2. Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды –

В нем все отражается.

Как это зеркало называется?

(Озеро)

После того, как дети отгадали загадки и назвали другие природные сообщества, им предлагается исходя из образца лесного сообщества, определить обитателей других сообществ и расположить их по соответствующим ярусам. Дети называют природные сообщества самостоятельно или пользуются подсказками в виде загадок.

Дети находят у «пенёчков» конверты с картинками представителей флоры и фауны того или иного природного сообщества и распределяют их по ярусам.

Вопросы воспитателя:

Сколько этажей у вас получилось?

Сколько видов насекомых вы здесь заселили?

Какие растения здесь преобладают? Правильность выполненной работы одной команды, проверяет другая команда.

Дополняет и исправляет по необходимости.

Заключительная часть

Итог занятия.

Систематизация знаний.

Рефлексия Вот и закончилась наша экспедиция.

Вам понравилось?

Посмотрите на нашу карту-схему. Что нового вы узнали сегодня?

От кого зависит, какими будут природные сообщества : сухими и безжизненными или наполненным разными обитателями, пением птиц и звуками природы? Самооценка детьми своей деятельности.

Рефлексия содержания учебного материала.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Антарктида» в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Антарктида». В подготовительной группе. Цель: Развитие экологического мышления.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Государственные символы России» в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Государственные символы России». В подготовительной группе. Задачи: - Закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Источник жизни — вода» в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Источник жизни вода». В подготовительной группе. Цель: Обобщить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Природные этажи»
Опубликовано: 26 марта 2024 в 23:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД