Алла Марусева
«Секреты Волшебницы Воды». Конспект экспериментального занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: УТОЧНЯТЬ И РАСШИРЯТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ВОДЕ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ;
АКТИВИЗИРОВАТЬ И ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ;
ЗНАКОМИТЬ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ (ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ, НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА, НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, ВОДА ОТРАЖАЕТ ПРЕДМЕТЫ);
ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, ЧТО ВОДА НЕОБХОДИМА ВСЕМ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКАХ, РАБОТА В МИНИ-МУЗЕЕ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА», РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ФОТОГРАФИЙ О ВОДЕ.
Публикация «„Секреты Волшебницы Воды“, Конспект экспериментального занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ. ДЛЯ ДЕТЕЙ: СТАКАНЧИКИ, ЕМКОСТИ РАЗНОЙ ФОРМЫ, БУТЫЛОЧКИ С ВОДОЙ, КРЫШКИ КОТОРЫХ СНИЗУ ОКРАШЕНЫ КРАСКОЙ, ПЛАСТИКОВЫЕ ЛОЖЕЧКИ,САЛФЕТКИ ДЛЯ РУК, КИСТИ, ГОЛУБАЯ КРАСКА, БАНОЧКА С ВОДОЙ ДЛЯ РИСОВАНИЯ.
ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ: КУВШИН С ВОДОЙ, СТАКАНЧИКИ, БУТЫЛОЧКА С ВОДОЙ, КРЫШКА КОТОРОЙ СНИЗУ ОКРАШЕНА КРАСКОЙ, АРОМАТИЗАТОР, СТАКАНЧИК С МОЛОКОМ, ИГРУШКИ КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ. ПОЛОСКИ ЦВЕТНОЙ БУМАГИ, САХАР, РЕЧНОЙ ПЕСОК
Ход занятия
Ребята, сегодня я хочу вам рассказать что-то очень интересное. То о чем вы еще даже не слышали. Секретное-пресекретное, загадочное-презагадочное….Вы слышите? Какой-то звук?. Что-то мешает мне начать занятие. Что это за звуки: буль-буль-буль… шшшш… кап-кап-кап… плюплюх-плюх… Что же это журчит? Льется? Капает? Вода, а вот и она. (звуки воды в записи)
Да, это я – Волшебница Вода. Здравствуйте, ребята! Меня и пьют, меня и льют, и всем я нужна, никто жить без меня не может.
(Появляется Волшебница Вода)
Волшебница Вода, ты нам. Наверно, что-то хочешь рассказать?
Вы угадали. У меня есть секрет- самый загадочный, самый таинственный. Это то, что неизвестно другим, а знаю только я. Это что-то тайное и загадочное. У меня есть много разных секретов, которые я могу рассказать только самым любознательным. Есть среди вас такие? Любите секреты? А мои узнать хотите?А вы знаете какой я бываю разной? Хотите, я вам покажу кокой я бываю разной.
Какой только воды не бывает на свете. (презентация)
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мертвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная.
Есть даже вода тяжелая,
А есть вода и веселая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная…
Ну, в общем, очень разная.
Так, какая я бываю разная? (ответы детей)
А в природе меня найти сможете? Знаете где меня можно найти? Везде. Отгадайте мои загадки: (презентация загадки)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет. (дождь)
Дождь прошел, а я осталась, на дорожке во дворе. Воробьи во мне купались на потеху детворе. Но до завтрашнего дня солнце высушит меня. (Лужа)
Детки сели на карниз и растут все время вниз (сосоульки)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (река)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Молодцы ребята. Меня можно найти и в дождике, и в росинке, в сосульке, и в реке… Я бываю везде. У меня очень-очень много секретов. Это был еще один мой секрет.
Давайте немного отдохнем и тогда я вам еще кое-что из своих секретов расскажу.
Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой полукруг над головой, маховое движение,
Над деревьями, (поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами (руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной (нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной (дотронуться до головы)
А сейчас вы сами сможете узнать некоторые мои секреты. Мы с вами проведем опыты. (Дети рассаживаются за столы.)
Опыт № 1 «Вода жидкая, может течь»
Ребята, у нас с вами есть два стаканчика: в одном налита водичка, а другой пустой.
Перелейте воду из одного стакана в другой. Как водичка льется? (тонкой струйкой, вода струится, журчит, пузырится) .Почему вода льется? Пересыпать воду можно? Почему не говорят «пересыпать воду»? –потому что она жидкая. А что можно делать с жидкостью? (наливать, переливать, разливать, выливать, проливать). А что еще бывает жидким? (молоко, кисель, компот, сок.)Какой вывод сделаем? Вода льется потому что это (жидкость)
Вывод: вода- жидкая, льется.
(2 стакана: 1 –пустой, 2 –с водой)
Опыт № 2 «Вода не имеет формы»
Ребята, вы знаете. Что предметы имеют форму: мяч – круглый, окно – квадратное… А вода имеет форму? Давайте это проверим.
У вас на столе стоят стакан и емкости разной формы. Какой формы стакан? Какой формы емкость? Вода в стакане какой формы? (круглой).Перелейте водичку из стаканчика в емкость? В этой емкости водичка продолжает оставаться круглой или ее форма изменилась? Какой формы стала вода? Какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет формы. Она принимает форму той емкости в которую ее наливают.
Вот вы узнали еще два секрета.
(Стакан и 2 емкости разной формы)
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха»
Возьмите свои стаканчики с водой. Вода имеет запах? Чем пахнет вода?
А теперь закройте глазки и не подсматривайте. Я капну вам в стаканчик одну волшебную каплю. Открывайте. И опять понюхайте водичку. Изменился запах? Чем пахнет? Делаем вывод. Вывод: вода может приобретать запах, если в нее что-нибудь добавить ароматное, пахучее.
Какие секреты мы уже узнали о воде? Вода- жидкость, вода - не имеет формы, а приобретает форму емкости, в которую ее наливают, вода не имеет запах, но может его приобрести. (Стакан с водой и стакан с молоком. Игушки киндер-сюрпризов (демонстрационный опыт)
Опыт № 5 «Вода не имеет цвета» А цвет вода имеете? Какого она цвета? Красного как эта полоска? или зеленого? А может быть фиолетового? Нет. А какого цвета?
Вывод: вода бесцветная, прозрачная, не имеет цвета.
(демонстрационный опыт) полоски цветной бумаги. Стаканчик с чистой водой.)
Опыт № 6 «Воду можно окрасить»
Вот у нас стоят бутылочки с чистой прозрачной, бесцветной водой. Сейчас будем делать фокус.
Скажем волшебные слова : «Крибле, крабле, бумс, спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания…» и потрясем бутылочки. Что же произошло? Вода окрасилась, стала оранжевой, зеленой, желтой, красной….
Вода стала цветной. Каждому в бутылочку я капнула краску. Что произошло с водой? Она окрасилась. Значит вода может приобретать цвет. А свой цвет есть у воды? Нет она бесцветная.
(Бутылочка с водой чистой, но на крышке капля краски.)
Опыт № 7 «Вода не имеет вкуса»
Сейчас я вам налью в стакан кипяченую водичку. Потому что пить можно только кипяченую водичку. А водичку дождевую можно пить? А из лужи? А талую водичку? Почему? Заболит животик. Поэтому я вам наливаю кипяченую. И вы попробуете, сделаете глоточек. Скажите какого вкуса вода?
Положите кусочек сахара в водичку и размешайте. Скажите, вы видите сахар в воде? Нет. Почему? Он растворился. А цвет воды изменился? Нет, она прозрачная и бесцветная. Попробуйте, какого вкуса стала вода? (сладкая) А если мы положим туда соль, какой вкус будет? (соленый, а если лимон? (кислый)
Значит делаем вывод: вода не имеет вкуса, но может его приобретать.
(Чистые стаканчики. Кувшин с кипяченой водой.
Пластиковые ложечки. Кусочек сахара.)
Опыт № 8 «Растворимость некоторых веществ» Мы клали в стакан с водой сахар и он растворился, исчез, цвет воды не изменился. А что изменилось? (вкус)
А сейчас я положу в стакан речной песок и размешаю его. Какой стала вода? Грязная, мутная. Можно пить такую воду? Нельзя, заболит живот.
Ребята, секрет в том, что в воде одни вещества могут растворяться, а другие – нет? Какие вещества мы можем растворить? (сахар, соль, варенье, лимонный сок и др.)
Вот какие у меня есть секреты. Интересные? У меня их очень много. Один интереснее другого.
(Речной песок, стакан с водой, пластиковая ложка)
Какие из моих секретов вы сегодня узнали:
Вода – жидкая, не имеет цвета, формы, запаха. Может отражать предметы как зеркало, вода повсюду и бывает разной.
Да действительно, вы очень любознательные ребята. Мне очень интересно было с вами сегодня. И у меня для вас есть сюрприз. Что вы видите на этих листочках? (Ничего). Эти листочки не простые, а волшебные. На них нарисованы мои друзья. Вам надо раскрасить лист голубой краской и тогда вы узнаете с кем я дружу.
Кто получился?
Да ребята я дружу со всеми, я всем нужна. И вы тоже мои друзья. А теперь друзьям пришло время расставаться, но ненадолго. Скоро мы опять встретимся и я вам расскажу другие мои секреты. А эти рисунки возьмите себе и меня не забывайте. А еще я вам дарю сладкие капельки. До свидания.
(Голубая краска, кисть, стаканчик с водой для рисования.)