Светлана Орехова
Семейные традиции в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Семейные традиции помогают нам определить,
что мы есть. Они дают что – то устойчивое,
надежное и безопасное в запутанном мире…»
Сьюжан Либерман
Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Только здесь ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, она оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила, и познание других людей начинается с семьи. Таким образом, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Это область человеческих отношений, где реализуются самые различные потребности. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются. Современные ученые (И. В. Бестужев-Лада, Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные традиции. Так что же это такое – семейные традиции? Семейными традициями считаются повторяющиеся совместные действия, которые понятны окружающим. Это ритуалы и обряды, которые передаются в семье из поколения в поколение. Слово "традиция" (от лат. tratitio - передача, означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения (Т. А Куликова). Семейные традиции - это осознание принадлежности к своим корням, а также передающиеся из поколения в поколение обычаи и нормы поведения. Традиции, оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Они играют важную роль в воспроизводстве культурной и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Когда-то семейные традиции были неизменным условием дружной и сплоченной семьи, и люди просто не представляли, как можно жить без них. Так, например, вся семья ежедневно встречалась за ужином, после которого за чаепитием анализировался прошедший день, и обсуждались планы на ближайшее будущее. Эти традиции оставляли в памяти лишь самые приятные воспоминания, а дети, вырастая, пытались продолжить их и в своих семьях. К сожалению, в наши дни семейные традиции являются редкостью, и очень немногие могут похвастаться ими. Чаще всего современные родители слишком заняты, а, возможно, у них просто нет желания - они считают, что это не нужно ни им, ни их ребенку. Но на самом деле все это не совсем верно. Роль семейных традиций очень важна и для воспитания детей в семье и для самих родителей. Детям они помогают в родителях увидеть не только строгих воспитателей, а тех людей, с которыми им, может быть, очень интересно проводить время. Кроме того, традиции способствуют сплочению семьи, благодаря ей мы можем почувствовать, что наша семья - единое целое. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи (экономическую, социальную, демографическую и др., то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т. д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе. Они призваны служить упрочнению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценностных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человек (А. И. Захаров, А. Б. Орлов, А. С. Спиваковская). В основе традиций лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Развивающие возможности традиций формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Если, например, ребенка воспитывают в традициях отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей, животных, литературных героев. (Т. А. Куликова). Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Дошкольное детство - важный этап становления морального облика ребенка. В эти годы складываются основы нравственности, формируются первые моральные чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие. Родителям особенно важно учитывать тот факт, что процесс познания у ребенка связан с эмоциями, поэтому дети воспринимают только то, что приятно, интересно, увлекательно, забавно, ново. Этим и отличается уровень детского восприятия. Одной из важнейших традиций, с которой необходимо познакомить дошкольника – это знакомство с Родословной своей семьи. Родословная - это слово о роде, родовая поколенная роспись. Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая родина". Ответить на эти вопросы, правильно собрать и сгруппировать материал поможет генеалогия. Генеалогия (с греческого Genealogia - родословная) - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий. Русский философ Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой. Он призывал к активному познанию своего рода: "Жизненная задача всякого - познать содержание и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать собственное место в роде и собственную задачу, не индивидуальную свою, поставленную - себе, а свою как члена рода, как органа высшего целого». Л. М. Гавелов говорит о том, что генеалогия есть построенная на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющего общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной. Изучая и составляя свою родословную, мы приобщаемся к истории своей семьи, постепенно начинаем обретать самосознание и ценность наших предков, а построение генеалогического древа одна из нестандартных форм работы с детьми шестого года жизни. Она может дать ребенку представление о его родословной и позволит расширить знания об истории семьи, ее настоящем и прошлом. Это «оживление» генетической памяти. Ребенок мал, и так же мал его опыт, словарный запас его скуден, жизненные переживания ограничены небольшим количеством прожитых лет. А в жизни взрослых было много различных случаев, родителями накоплено большое количество фактов и житейских историй, удивительных, забавных, невероятных, сложных и простых. Многие взрослые, вспоминая детство, рассказывают именно о традициях, принятых в их семье. Эти воспоминания остаются в памяти человека на всю жизнь, и, обзаведясь своей семьёй, повзрослевшие дети переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме, и создают собственные. Дети с удовольствием слушают рассказы из семейной жизни родителей, бабушек, дедушек и других родственников. Ребенок от родителей узнает, кем был его прадедушка, как звали бабушку, в какой школе учился отец.
Публикация «Семейные традиции в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
В настоящее время одним из проявлений возрождения традиций стало то, что многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. Часто составленное семейное древо вешают в комнате для всеобщего обозрения. Вернулась мода на портреты предков, родителей, детей, вывешенные на стенах квартиры. Иногда по таким фото можно проследить историю семьи: свадебное фото, малыши в колыбели, в детском саду, в первом, а потом и в последнем классе - и снова свадебное фото.
Для ребенка свадебное фото на стене - это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут. Обязательно следует дополнить семейную галерею фотографиями всей семьи и ребенка, где он один. Основная мысль семейной фотографии - сплоченность, отдельной - индивидуальность. Оба эти качества должны гармонично развиваться в малыше. В заключение хочется отметить, что формируя семейные традиции, не стоит забывать о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости в социуме. Но какие бы традиции не культивировались в семьях, нужно помнить, что они должны доставлять радость всем членам семьи. Поэтому не следует быть излишне настойчивым в их выполнении, если какое-либо событие препятствует этому, ведь семейные традиции для того и созданы, чтобы принести радость и сплотить вместе всю семью. Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Хочется верить, что благодаря семейным традициям укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Литература.
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : -М. : Просвещение, 2001.
5. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной».
6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду».
интернет-ресурсы и автора шаблона:
Сайт: https://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы
https://s53.radikal.ru/i140/0910/a3/31e6fe701157.png