Получи документы

Семинар: Дидактическая игра как средство обучения детей раннего дошкольного возраста

Нина Самарина
Семинар: Дидактическая игра как средство обучения детей раннего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №11 «Умка» г. Павлово

Семинар на тему :

«Дидактическая игра как средство обучения детей раннего дошкольного возраста»

Составил:

Воспитатель

Самарина Нина Ивановна

2017г.

Публикация «Семинар: Дидактическая игра как средство обучения детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

Своеобразие дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, состоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и радующей детей игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно, во второй группе раннего возраста дети еще недостаточно взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями и старшими детьми, постепенно осваивая окружающий мир.

В моей группе созданы дидактические игры, которые можно использовать в непосредственной образовательной деятельности по разным областям знаний и в различных видах деятельности детей.

1 Физическое воспитание

Дидактическая игра «Кошки-мышки»

Дидактическая задача. Упражнять детей в подражании легкому бегу мышки; ходить, высоко поднимая ноги.

Игровая задача. Поиграть в «кошки-мышки».

Игровое правило. Двигаться так, чтобы не разбудить (или, если требуется, разбудить) кошку.

Ход игры

Воспитатель выпускает детей-«мышек» погулять, пока кошка (игрушка) спит. Мышки «выходят гулять» (бегают под музыку). Воспитатель советует мышкам бежать легко, чтобы их не услышала кошка.

Если кошка просыпается (звучит бубен, то им надо убежать в норку (на стульчики).

Вот появляется новая мышка (игрушка). Воспитатель предлагает детям показать новой мышке, как надо идти крадучись, чтобы не разбудить кошку. Ребята показывают – все вместе крадутся, тихо ступая.

Вскоре мышки решают разбудить кошку. Они идут, высоко поднимая ноги и топая. Кошка просыпается и «ловит» мышек.

2 Ребенок и окружающий мир

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цель: упражнять детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.

Игровое правило: показывать карточку можно тогда, когда дети назовут время года.

Игровое действие: отгадывание время года по стихотворению или по рассказу.

Ход игры: Дети сидят полукругом.

1 вариант: воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

2 вариант: воспитатель раскладывает на столе большие картинки с изображением времени года. Достает маленькие карточки с изображение определенного времени года и предлагает детям определить к какому времени года она относится.

Загадки

Я белом одеялом

Все землю укрываю, в лед реки убираю, Белю поля, дома

Зовут меня. (зима)

Я раскрываю почки, В зеленые листочки

Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (весна)

Я соткана из зноя, Несу тепло с тобою, я реки согреваю,

Купайтесь! Приглашаю.

И любите за это, вы все меня. Я. (лето)

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я (осень)

Текст (рассказ детям)

Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаё тся на небе: дни коротки и холодны. Бывают такие морозы, что птицы замерзают. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить. Деревья и кусты голы, птиц совсем мало. Люди носят тёплую одежду; катаются на санях, лыжах, коньках, лепят снежную бабу (зима).

Солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают; реки и озёра разливаются. В лесу показалась трава, зацвели первые цветы, на деревьях стали распускаться листья. Крестьяне начинают пахать и сеять яровые: овёс, гречиху, горох, пшеницу, рожь. Садят картофель, бросают в землю семена моркови, свёклы, репы, брюквы (весна).

Самое жаркое время года. В маленьких ручейках и прудах вода начинает высыхать. Оно богато на грибы, ягоды, плоды. Всё в природе растёт и благоухает (лето).

Дни становятся всё короче. Дуют холодные ветры, идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Листья на деревьях желтеют и опадают. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Крестьяне молотят хлеба, собирают огородные овощи и садовые плоды; пашут землю для будущего посева (осень).

3 Развитие речи

Дидактическая игра сказка «Колобок»

Цель: формировать и развивать слуховое восприятие, связную речь, развивать память и мышление, мелкую моторику рук.

Задача: подводить детей к пониманию, что изображено на картинке. Упражнять в выстраивании последовательности героев по сказке «Колобок». Вызвать желание поиграть в сказку.

Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми карточку с изображением иллюстрации сказки «Колобок». Обращает внимание детей на изображение сказочных персонажей. Предлагает детям выстроить последовательно героев по сказке «Колобок». Проговаривает сценарий сказки от начала до конца, показывая карточку с мобильным героем «Колобка», который по сценарию сказки встречает на своем пути сказочных героев. Затем дети с помощью взрослого, последовательно проговаривая сюжет сказки, закручивают мобильного сказочного «Колобка» к каждому герою сказки.

4Формирование элементарных математических представлений

Дидактическая игра «Веселые прищепки»

Цель игры: закреплять представление о форме предмета, названия цветов, развитие логического мышления, воспитывать усидчивость, развитие мелкой моторики рук.

Ход игры:

1 Воспитатель раздает карточки с изображением геометрических фигур и предлагает детям подобрать и прикрепить прищепку под цвет фигуры.

2 Воспитатель раздает карточки с изображением геометрических фигур. По словесному указанию воспитатель предлагает подобрать и прикрепить прищепку такого же цвета, как определенная геометрическая фигура (пример подбери к зеленому квадрату прищепку таким же цветом и т. д.)

5 Нравственное воспитание

Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Цель: формировать нравственные качества, формировать представление у детей о хороших и плохих поступках.

Ход игры: воспитатель рассматривает вместе с детьми картинки с изображение хороших и плохих поступков. Затем разбирает вместе с детьми что такое хорошо, а что такое плохо. Предлагает детям разложить их по разным коробкам.

6 Трудовое воспитание

Дидактическая игра «Оденем куклу Машу на прогулку»

Цель: упражнять детей называть предметы одежды, уточнять представления детей об одежде, упражнять в запоминании последовательности одевания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде. Развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Ход игры:

1. Воспитатель раскладывает одежду на столе и просит ребенка найти ту или иную одежду.

2. Воспитатель показывает алгоритм одевания одежды и предлагает детям в правильной последовательности одеть куклу при помощи взрослого на прогулку.

7Сенсорное развитие

Дидактическая игра «Разноцветные гвоздики»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать умение различать четыре основных цвета.

Ход игры: ребенок подбирает гвоздик такого же цвета как поле доски и вставляет его в отверстие.

8 Изобразительная деятельность

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать чувство цвета, умение подбирать изображения по цвету.

.Ход игры

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением овощей, фруктов и ягод разного цвета. Предлагает детям выбрать и разложить картинки в корзинки такого же цвета.

Дидактическая игра «Лесенка для белочки»

Дидактическая задача. Упражнять детей в постройке по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки.

Игровая задача. Построить лесенку для белочки.

Игровое правило. Построить лесенку так, чтобы белочке было удобно прыгать.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Педагог спрашивает у белочки, где ей еще хочется поскакать. Белочка говорит о своем желании на ухо воспитателю. Педагог строит лесенку, а дети угадывают, что это такое. Воспитатель сообщает детям, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить еще одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя).

Дети вместе с воспитателем строят лесенки. Затем педагог показывает, как белочка скачет по ступенькам каждой лесенки. Белочка благодарит детей.

10 Музыкальное воспитание

Дидактическая игра «Идем—бежим»

Дидактическая задача. Развивать чувство ритма и темпа, умения различать долгие и короткие звуки.

Игровая задача. Хлопать большому слону и маленькому слоненку.

Игровое правило. Не перепутать, кто идет: большой слон или маленький слоненок.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу слона (игрушку, говорит, что этот слон выступает в цирке, и предлагает его рассмотреть (большие уши, большие ноги, длинный хобот, красивая попона). Показывает, как слон умеет кивать головой, просить еду (слон поднимается на задние ноги, танцевать (слон кружится, тяжело переступая). Педагог говорит: «Зрители хлопают, а слон ходит по арене цирка и кланяется. (Дети хлопают в ладоши.) В цирке выступает и маленький слоненок. (Воспитатель показывает игрушку-слоненка.) У него поменьше уши, поменьше ноги, короче хвост, поменьше красивая попона. Маленький слоненок, как и его папа, умеет кивать головой, просить еду, танцевать, ходить под аплодисменты зрителей и кланяться».

Воспитатель ставит игрушки на стол и просит детей похлопать большому слону и маленькому слоненку, приговаривая:

Большие ноги идут по дороге,

Большие ноги идут по дороге.

(Дети тяжело и медленно хлопают под выразительное слово воспитателя, который ритмично декламирует и водит слона.)

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Маленькие ножки бежали по дорожке.

(Дети легко и живо хлопают под выразительное слово воспитателя, который ритмично декламирует и водит слоненка.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям сыграть в большого слона и маленького слоненка. Дети стоят и хлопают, приговаривая: «Большие ноги идут по дороге.», соблюдая выразительность интонации и движений (тяжелые и легкие хлопки). Дети двигаются, как большой слон и как маленький слоненок, приговаривая: «Большие ноги идут по дороге.»

а тему:

«Дидактическая игра как средство обучения детей раннего дошкольного возраста»

Составил:

Воспитатель

Самарина Нина Ивановна

2017г.

Своеобразие дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, состоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и радующей детей игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно, во второй группе раннего возраста дети еще недостаточно взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями и старшими детьми, постепенно осваивая окружающий мир.

В моей группе созданы дидактические игры, которые можно использовать в непосредственной образовательной деятельности по разным областям знаний и в различных видах деятельности детей.

1 Физическое воспитание

Дидактическая игра «Кошки-мышки»

Дидактическая задача. Упражнять детей в подражании легкому бегу мышки; ходить, высоко поднимая ноги.

Игровая задача. Поиграть в «кошки-мышки».

Игровое правило. Двигаться так, чтобы не разбудить (или, если требуется, разбудить) кошку.

Ход игры

Воспитатель выпускает детей-«мышек» погулять, пока кошка (игрушка) спит. Мышки «выходят гулять» (бегают под музыку). Воспитатель советует мышкам бежать легко, чтобы их не услышала кошка.

Если кошка просыпается (звучит бубен, то им надо убежать в норку (на стульчики).

Вот появляется новая мышка (игрушка). Воспитатель предлагает детям показать новой мышке, как надо идти крадучись, чтобы не разбудить кошку. Ребята показывают – все вместе крадутся, тихо ступая.

Вскоре мышки решают разбудить кошку. Они идут, высоко поднимая ноги и топая. Кошка просыпается и «ловит» мышек.

2 Ребенок и окружающий мир

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цель: упражнять детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.

Игровое правило: показывать карточку можно тогда, когда дети назовут время года.

Игровое действие: отгадывание время года по стихотворению или по рассказу.

Ход игры: Дети сидят полукругом.

1 вариант: воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

2 вариант: воспитатель раскладывает на столе большие картинки с изображением времени года. Достает маленькие карточки с изображение определенного времени года и предлагает детям определить к какому времени года она относится.

Загадки

Я белом одеялом

Все землю укрываю, в лед реки убираю, Белю поля, дома

Зовут меня. (зима)

Я раскрываю почки, В зеленые листочки

Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (весна)

Я соткана из зноя, Несу тепло с тобою, я реки согреваю,

Купайтесь! Приглашаю.

И любите за это, вы все меня. Я. (лето)

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я (осень)

Текст (рассказ детям)

Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаё тся на небе: дни коротки и холодны. Бывают такие морозы, что птицы замерзают. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить. Деревья и кусты голы, птиц совсем мало. Люди носят тёплую одежду; катаются на санях, лыжах, коньках, лепят снежную бабу (зима).

Солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают; реки и озёра разливаются. В лесу показалась трава, зацвели первые цветы, на деревьях стали распускаться листья. Крестьяне начинают пахать и сеять яровые: овёс, гречиху, горох, пшеницу, рожь. Садят картофель, бросают в землю семена моркови, свёклы, репы, брюквы (весна).

Самое жаркое время года. В маленьких ручейках и прудах вода начинает высыхать. Оно богато на грибы, ягоды, плоды. Всё в природе растёт и благоухает (лето).

Дни становятся всё короче. Дуют холодные ветры, идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Листья на деревьях желтеют и опадают. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Крестьяне молотят хлеба, собирают огородные овощи и садовые плоды; пашут землю для будущего посева (осень).

3 Развитие речи

Дидактическая игра сказка «Колобок»

Цель: формировать и развивать слуховое восприятие, связную речь, развивать память и мышление, мелкую моторику рук.

Задача: подводить детей к пониманию, что изображено на картинке. Упражнять в выстраивании последовательности героев по сказке «Колобок». Вызвать желание поиграть в сказку.

Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми карточку с изображением иллюстрации сказки «Колобок». Обращает внимание детей на изображение сказочных персонажей. Предлагает детям выстроить последовательно героев по сказке «Колобок». Проговаривает сценарий сказки от начала до конца, показывая карточку с мобильным героем «Колобка», который по сценарию сказки встречает на своем пути сказочных героев. Затем дети с помощью взрослого, последовательно проговаривая сюжет сказки, закручивают мобильного сказочного «Колобка» к каждому герою сказки.

4Формирование элементарных математических представлений

Дидактическая игра «Веселые прищепки»

Цель игры: закреплять представление о форме предмета, названия цветов, развитие логического мышления, воспитывать усидчивость, развитие мелкой моторики рук.

Ход игры:

1 Воспитатель раздает карточки с изображением геометрических фигур и предлагает детям подобрать и прикрепить прищепку под цвет фигуры.

2 Воспитатель раздает карточки с изображением геометрических фигур. По словесному указанию воспитатель предлагает подобрать и прикрепить прищепку такого же цвета, как определенная геометрическая фигура (пример подбери к зеленому квадрату прищепку таким же цветом и т. д.)

5 Нравственное воспитание

Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Цель: формировать нравственные качества, формировать представление у детей о хороших и плохих поступках.

Ход игры: воспитатель рассматривает вместе с детьми картинки с изображение хороших и плохих поступков. Затем разбирает вместе с детьми что такое хорошо, а что такое плохо. Предлагает детям разложить их по разным коробкам.

6 Трудовое воспитание

Дидактическая игра «Оденем куклу Машу на прогулку»

Цель: упражнять детей называть предметы одежды, уточнять представления детей об одежде, упражнять в запоминании последовательности одевания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде. Развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Ход игры:

1. Воспитатель раскладывает одежду на столе и просит ребенка найти ту или иную одежду.

2. Воспитатель показывает алгоритм одевания одежды и предлагает детям в правильной последовательности одеть куклу при помощи взрослого на прогулку.

7Сенсорное развитие

Дидактическая игра «Разноцветные гвоздики»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать умение различать четыре основных цвета.

Ход игры: ребенок подбирает гвоздик такого же цвета как поле доски и вставляет его в отверстие.

8 Изобразительная деятельность

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать чувство цвета, умение подбирать изображения по цвету.

.Ход игры

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением овощей, фруктов и ягод разного цвета. Предлагает детям выбрать и разложить картинки в корзинки такого же цвета.

Дидактическая игра «Лесенка для белочки»

Дидактическая задача. Упражнять детей в постройке по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки.

Игровая задача. Построить лесенку для белочки.

Игровое правило. Построить лесенку так, чтобы белочке было удобно прыгать.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Педагог спрашивает у белочки, где ей еще хочется поскакать. Белочка говорит о своем желании на ухо воспитателю. Педагог строит лесенку, а дети угадывают, что это такое. Воспитатель сообщает детям, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить еще одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя).

Дети вместе с воспитателем строят лесенки. Затем педагог показывает, как белочка скачет по ступенькам каждой лесенки. Белочка благодарит детей.

10 Музыкальное воспитание

Дидактическая игра «Идем—бежим»

Дидактическая задача. Развивать чувство ритма и темпа, умения различать долгие и короткие звуки.

Игровая задача. Хлопать большому слону и маленькому слоненку.

Игровое правило. Не перепутать, кто идет: большой слон или маленький слоненок.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу слона (игрушку, говорит, что этот слон выступает в цирке, и предлагает его рассмотреть (большие уши, большие ноги, длинный хобот, красивая попона). Показывает, как слон умеет кивать головой, просить еду (слон поднимается на задние ноги, танцевать (слон кружится, тяжело переступая). Педагог говорит: «Зрители хлопают, а слон ходит по арене цирка и кланяется. (Дети хлопают в ладоши.) В цирке выступает и маленький слоненок. (Воспитатель показывает игрушку-слоненка.) У него поменьше уши, поменьше ноги, короче хвост, поменьше красивая попона. Маленький слоненок, как и его папа, умеет кивать головой, просить еду, танцевать, ходить под аплодисменты зрителей и кланяться».

Воспитатель ставит игрушки на стол и просит детей похлопать большому слону и маленькому слоненку, приговаривая:

Большие ноги идут по дороге,

Большие ноги идут по дороге.

(Дети тяжело и медленно хлопают под выразительное слово воспитателя, который ритмично декламирует и водит слона.)

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Маленькие ножки бежали по дорожке.

(Дети легко и живо хлопают под выразительное слово воспитателя, который ритмично декламирует и водит слоненка.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям сыграть в большого слона и маленького слоненка. Дети стоят и хлопают, приговаривая: «Большие ноги идут по дороге.», соблюдая выразительность интонации и движений (тяжелые и легкие хлопки). Дети двигаются, как большой слон и как маленький слоненок, приговаривая: «Большие ноги идут по дороге.»

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста Опыт работы в ДОУ у меня не сильно большой, но все-таки хочу попробовать рассказать о дидактической игре, как форме обучения детей. Дидактическая.

Консультация «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста» Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста Развитие сенсорных представлений детей раннего возраста.

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.

Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорно-познавательного развития детей раннего возраста» Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается.

Консультация для педагогов «Игра как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» (практикум) Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию.

План самообразования «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» Утверждаю Заведующий Детского сада «АЛЕНУШКА» р. п. Чишмы ___ Кузьмина А. А Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

План самообразования «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» Абдрахманова Гузель План самообразования «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» Утверждаю Заведующий Детского.

План самообразования воспитателя ДОУ «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» План самообразования воспитателя ДОУ по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»Актуальность выбранной темы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар: Дидактическая игра как средство обучения детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2019 в 22:25
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД