МААМ-картинки

Семинар Музыкально-коррекционная работа с детьми ограниченными возможностями

Людмила Вдовина
Семинар Музыкально-коррекционная работа с детьми ограниченными возможностями

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2. Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности. В этот процесс включена музыкально-коррекционная работа.

Публикация «Семинар Музыкально-коррекционная работа с детьми ограниченными возможностями» размещена в разделах

Слайд3. Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на положительном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка.

Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.

Слайд4. В процессе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Музыкальный руководитель :

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии.

Слайд5. Сущность музыкальных занятий состоит в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, являются мощным стимулом для дальнейшего развития всех психических процессов, его коммуникативных способностей.

Многочисленные методики музыкальной коррекции предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (логоритмика, ритмическая гимнастика, самомассаж, артикуляционная гимнастика) для усиления их воздействия.

В зависимости от активности детей, степени их участия в процессе занятий и поставленных задач музыкальная коррекция может быть представлена в форме активной (дети активно включены в процесс занятия –поют, двигаются, играют на музыкальных инструментах) и пассивной (рецептивной) музыкальной коррекции (когда только слушают музыку).

По форме выделяют индивидуальную и групповую работу.

Слайд 6. Цель музыкально- коррекционной работы : социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать развитию и коррекции психических процессов; (Слайд 7)

2. Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка; (Слайд 8)

3. Формировать произвольную регуляцию поведения; (Слайд 9)

4. Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности; (Слайд 10)

5. Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений; (Слайд 11)

6. Формировать представление об окружающем мире; (Слайд 12)

7. Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми. (Слайд 13)

Реализация.

Срок реализации коррекционной работы – 2 месяца. Занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме для детей от 3 до 18 лет.

Работа с каждым ребенком состоит из 3-х этапов.

Этап первичной психолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей включает в себя изучение всех сторон психики, моторики, а также особенностей развития музыкальных способностей детей. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка.

На основном этапе в соответствии с календарно-тематическим планированием Отделения Реабилитации детей с ограниченными возможностями проводятся музыкальные коррекционно-развивающие занятия.

На контрольном этапе в конце срока реабилитации используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики психического развития ребенка.

Цели и содержание занятий формулируются исходя из физических, психических и умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены на решение значимых для ребенка проблем.

Слайд 14. Среди проблем можно назвать:

• непроизвольность движений;

• боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

• речевые нарушения или отсутствие речи;

• замкнутость, не активность детей;

• неустойчивые внимание и память.

Слайд 15. Особенность работы с такими детьми состоит :

• не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

• не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

• не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на занятиях — это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров — ребенка и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

Музыкальные занятия проводятся с акцентом на эмоционально – психологическую коррекцию (музыкотерапия).

В сочетании с другими видами коррекционной работы, музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной-волевой сферы, повышают качество коммуникации, усиливают способности к саморегуляции.

Слайд 16. Основой коррекционной работы на музыкальных занятиях мною определено следующее:

• наладить слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию, способность синтезировать их в одной деятельности.

Структура занятий:

1. Занятия проходят1-2 раза в неделю по 30 мин. по схеме:

- Приветствие как ритуал.

- Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояния ребенка в плане привлечения его к действию; (основная тематическая линия)

- Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий). Это упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений, звукоподражание, подпевание. игра на детских музыкальных инструментах. Танцы и хороводы. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам

- Прощание - как ритуал.

Слайд 17. Уже на начальном этапе работы я стараюсь ритуализировать занятие (соблюдать постоянную структуру, последовательность разных видов музыкальной деятельности, если ребенок не сопротивляется этому (как правило, дети с нарушениями общения привносят и свои стереотипы).

Ритуал становится канвой занятия, которую музыкальный руководитель, как импровизатор и исполнитель должен представлять, прежде чем наполнить ее необходимым содержанием. Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.

Основные ритуалы связаны с началом и окончанием занятия - музыкальным приветствием и прощанием. Они заключаются в пропевании с аккомпанементом или без него слов, обращенных к ребенку или группе и ответа на них (“Здравствуй Миша, привет” или “Меня зовут Люда - Меня зовут Данил”).

Так как дети приходят на занятия, имея непредсказуемое эмоциональное состояние, главная роль ритуала приветствия - создать атмосферу доверия и настроить ребенка на занятие.

Приветствие помогает установить между педагогом и ребенком мягкие доверительные отношения и, став для детей привычным, оказывается пусковым механизмом, включающим их в работу. Для приветствия и прощания используется какой - либо шумовой инструмент (можно бубен, у него не очень резкое звучание и в то же время он достаточно четко фиксирует ритм фразы). Мне нравится использовать барабан.

В дальнейшем обращение к ребенку может быть более индивидуальным: с тем инструментом, который нравится ему, с теми словами, которые обрадуют или успокоят его. На первых занятиях, когда ребенок еще не привык к ритуалу, я помогаю ребенку (играю на инструменте в ответ и произношу приветствие как бы за ребенка).

Прощание - завершающий аккорд, которым подводится итог занятия. Прощаться, также как и здороваться, можно так-же, с использованием шумового инструмента.

В дальнейшем, если ребенок достаточно освоил эти ритуалы и охотно в них участвует их можно несколько усложнить, добавив после слов приветствия или прощания еще какой - либо вопрос. Диалог расширяется.

Следует очень внимательно отнестись именно к первым встречам с ребенком, потому что от них во многом зависит успех дальнейшей работы. Стремясь установить с ребенком контакт, помочь ему изменить свое состояние, настроить на взаимодействие с окружающими, я не требую, чтобы ребенок действовал по правилам, не ограничиваю позитивную активность ребенка.

Роль взрослого на этапе знакомства - прежде всего роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком.

Для некоторых детей на первых порах необходимо присутствие мамы. В этом случае существенно, чтобы мама также с увлечением выполняла всё, что необходимо по ходу занятия, вместе с ребёнком, и не пыталась как-то воздействовать на него.

Логоритмика, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы - основные элементы занятий - направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.

Приведу некоторые приемы установления контакта, применяемых мной на занятиях.

1. Сопровождение действий ребенка музыкальным отрывком, исполняемым на фортепиано, бубне и др., созвучным его настроению и характеру действий.

2. Сопровождение голосом - педагог комментирует движения, выполняемые ребенком, при этом текст пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка (например, “побежали, покружились и на место сели”).

Эти способы знакомства возможны, если ребенок проявляет активность, передвигается по комнате, разглядывает ее, берет в руки музыкальные инструменты и т. д., но избегает прямого контакта со взрослым, а также если ребенок внешне пассивен, погружен в себя, не интересуется окружающим, не смотрит на взрослого, не вступает в диалог. Такое поведение взрослого является наиболее безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие.

3. Совместная игра на музыкальных инструментах - еще один вариант установления контакта с ребенком. Дети с первых занятий проявляют живой интерес к шумовым инструментам, я активно использую их на всех.

Взрослый не должен стремиться к достижению музыкального результата и как-то корректировать действия ребенка (если они не носят явно разрушительного характера). Важно дать ребенку возможность самостоятельно обследовать, опробовать инструменты, выбрать особо понравившийся, выразить себя, а педагог может подыграть на том или другом инструменте.

Совместное музицирование может возникнуть далеко не сразу. Иногда ребенок не позволяет взрослому вмешиваться в его игру и только постепенно, через какое-то время, удается добиться музыкального диалога.

На этом этапе, следуя за ребенком, я стараюсь понять, что радует его, пугает или настораживает, как влияет на его состояние разная по характеру музыка, звучание музыкальных инструментов.

Всем нашим детям присуща особая музыкальность, поэтому, выяснив у родителей их музыкальные предпочтения, я пытаюсь привлечь к себе внимание, взгляд ребёнка, исполняя его любимые песенки.

Используя на занятиях игровые элементы, я постепенно задаю правила игры и побуждаю ребенка следовать этим правилам, чтобы направить работу на овладение ребенком какой-либо формой поведения или выработку определенного навыка.

Чередование различных видов деятельности позволяет выстраивать динамику занятия. Исходя из целей, занятие может быть построено на смене настроений (расслабление и возбуждение) или с наличием кульминации, когда происходит постепенное эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющиеся к концу занятия расслаблением (от лирически мелодий и плавных движений до бравурных, энергичных, высвобождающих энергию, и затем постепенное расслабление). Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния детей, в котором они приходят на занятие. Так, например, если ребенок возбужден и ему сегодня особенно трудно усидеть на месте, лучше начинать с подвижных игр, танцев - это облегчит переход к занятиям, не требующим физической активности.

В результате проведения занятий развиваются двигательные, сенсорные и речевые функции, познавательные процессы, формируются навыки общения.

Содержание работы

с детьми

индивидуальные занятия по коррекции и развитию музыкальных навыков.

с педагогами

обучение приёмам взаимодействия с детьми на музыкальных занятиях;

включение музыкального репертуара в интегрированную совместную деятельность в группе.

с родителями

обучение приемам взаимодействия с детьми;

обеспечение музыкальным репертуаром для закрепления его дома.

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. Они способны не только пассивно слушать музыку (дети очень музыкальны, но и создавать ее – танцевать, играть на музыкальных инструментах, каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

Музыкальные занятия в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяАрт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Фотоотчет «Масленичные гуляния» с детьми с ограниченными возможностями здоровьяФотоотчет «Масленичные гуляния» с детьми с ограниченными возможностями здоровья А у нас.. МАСЛЕНИЦА! Для детей с ограниченными возможностями здоровья организовали и провели развлечение в русских народных традициях:.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар Музыкально-коррекционная работа с детьми ограниченными возможностями
Опубликовано: 14 марта 2019 в 22:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД