МААМ-картинки

Семинар-практикум «Аттестационные занятия в системе дополнительного образования»

Ирина Пасика
Семинар-практикум «Аттестационные занятия в системе дополнительного образования»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "АТТЕСТАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

методист отдела изобразительного и

декоративно-прикладного искусства

Пасика И. А.

Цель проведения: формирование компетентностного подхода ПДО как комплекса ЗУН, позволяющего объективно оценить уровень компетентности обучающихся.

Задачи:

мотивировать педагогов на необходимость создания качественно «работающей» системы аттестации обучающихся;

Публикация «Семинар-практикум „Аттестационные занятия в системе дополнительного образования“» размещена в разделах

разработать алгоритм пошаговых действий к созданию собственной системы оценки освоения обучающимися образовательных программ;

способствовать повышению уровня профессионального мастерства ПДО.

1.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

И действительно, все в наших руках - руках педагогов. Для нас важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя любимым, нужным, а главное - успешным.

И сегодня, уважаемые коллеги, на данном семинаре-практикуме, также все в ваших руках. И если вы почерпнете что-то интересное, это будет значить, что наши труды не напрасны.

Цель нашего семинара : формирование компетентностного подхода как комплекса ЗУН, позволяющего объективно оценить уровень компетентности обучающихся.

2.

В последнее время особое внимание в дополнительном образовании уделяется результативности обучения. Результативность - это, прежде всего, достижение учащимися тех целей и задач, которые поставлены в образовательной программе педагога. Если цели и задачи поставлены, то педагог отслеживает их достижение. Лучшим средством для этого является аттестация учащихся. Аттестация - это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая представляет собой основную форму педагогического контроля, нацеленного на выявление соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам образовательных программ. Главным звеном в системе аттестации учащихся является детское объединение. Именно на его уровне проходит основная работа по выявлению, обработке и фиксации результатов, а также их анализу. Наша методическая учёба сегодня должна дать ответы на вопросы, касающиеся аттестации обучающихся в дополнительном образовании.

Задание (метод «Мозгового штурма»)

Итак, уважаемые педагоги, как вы считаете, для чего нужна аттестация обучающихся?

Варианты ответов:

проверки достижения учащимися определенных результатов,

удовлетворить желание ребенка получить оценку за свой труд,

аттестация позволяет выстроить индивидуальную педагогическую траекторию для каждого учащегося, то есть осуществить индивидуальный подход,

аттестации дает возможность оценить степень сложности программного материала,

правильно организованный и умело осуществляемый контроль помогает лучшему усвоению предмета и воспитывает сознательное отношение к учебной деятельности.

Рассматривая данный вопрос, я не могла не вспомнить об одном из основополагающих документов ПДО - Профессиональном стандарте "Педагога дополнительного образования детей и взрослых", исходя из которого можно сказать следующее:

• Стандарт направлен на формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения программы…

• Оценивание позиционируется как многоаспектный процесс, предполагающий богатый инструментарий, соответствующий разным формам учебной деятельности и разнообразным учебным продуктам.

• Обязателен индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ

3.

Хотелось бы подчеркнуть следующие слова: многоаспектный процесс, богатый инструментарий, разные формы и различные учебные продукты. Действительно, многообразие направлений дополнительного образования порождает многообразие форм и методов аттестации, огромный спектр системы оценок. Можно ли создать более или менее универсальную систему аттестации обучающихся в рамках детского объединения?

Конечно, у каждого из вас не единожды была аттестация в ваших ДО и знакомы вы с системой аттестации не понаслышке. Сейчас я бы хотела провести упражнение "Ассоциации". Придумайте слова-ассоциации к каждой букве слова СИСТЕМА (в рамках

С - схема

И - интеграция, интеллект

С - связь, сложность

Т - технологии

Е - единство

М - множество, механизм

А - анализ

Видим, насколько разнообразны и разноплановы ваши ответы, насколько многогранно это понятие. Суммируя ответы и оценивание согласно Стандарта, аттестацию учащихся рассматриваем как неотъемлемую часть образовательного процесса, как систему, которая позволяет всем его участникам (и педагогу, и обучающимся) оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности, используя разнообразные формы и методы диагностики с обязательным индивидуальным учётом результатов.

А чтобы наша система аттестации была эффективной, конечно же, мы должны владеть богатым педагогическим инструментарием: знанием особенностей форм, методов, приёмов, знанием функций аттестации и последовательности этапов подготовки к занятиям контроля. Следует отметить, что правильно организованный и умело осуществляемый контроль помогает лучшему усвоению предмета и воспитывает сознательное отношение к учебной деятельности. А регулярная проверка результатов обучения помогает педагогу понять, на каком этапе сейчас находится каждый воспитанник объединения.

4.

"Конверт заданий"

Но и мы должны постоянного совершенствовать свои знания и умения, а значит стремиться к саморазвитию и повышению уровня мастерства. В ходе следующего задания выясним, насколько мы все владеем понятиями педагогической практики - аттестация. У меня 5 конвертов заданий, для каждого отдела свой. Предоставляю вам возможность выбрать конверт заданий для своего отдела. Время работы над заданием ограничено - 10 минут.

Задание 1 подгруппе: Последовательность действий ПДО при подготовке

и проведении аттестации в ДО

Определите необходимые действия от возможных, а затем необходимые действия выстройте в правильной последовательности.

Карточки, содержащиеся в наборе:

1. Обращение к целям и задачам образовательной программы

2. Определение предполагаемого результата в «измеряемых величинах» (критериях).

3. Определение форм, подбор системы конкретных методик аттестации

4. Сбор данных

5. Фиксация результатов

6. Оценка результатов путём их сопоставления с результатами предыдущих диагностических проверок

7. Действия

8. Определение понятия «мониторинг»

9. Работа над образовательной программой

10. Разработка мониторинговых карт

11. Выставление результатов мониторинга на сайт ДДТ

12. Проверка разработанной системы мониторинга методистом

Задание 2 подгруппе: Требования к организации аттестационных занятий

Сформулируйте требования к организации занятий контроля :

Карточки, содержащиеся в наборе:

1. Аттестационные занятия должны быть :

систематическими;

всеохватывающими;

мотивированными;

стимулирующими;

все варианты ответов верны.

2. Аттестации (контролю) подлежат:

все без исключения важнейшие действия каждого обучающегося;

только знания обучающихся;

только практические умения и навыки обучающихся.

3. Оценивание результатов должно проводиться:

в сочетании личностного и нормативного критериев;

без учёта нормативных критериев.

4. Контроль педагога должен постепенно дополняться :

формами взаимоконтроля;

формами самоконтроля;

верны оба варианта ответов.

5. Критерии, используемые для оценки, должны:

достаточно полно отражать состояние объекта оценивая;

отражать уровень сформированности умений и навыков.

6. Процесс аттестации должен быть :

закрытым - без установления диалога: педагог - обучающиеся;

открытым, с обязательной установкой двусторонних отношений для открытого обсуждения проблем.

Задание 3 подгруппе: Вопрос - ответ

выберите наиболее правильный ответ

1. Суть проверки результатов обучения учащихся состоит в

- установлении квалификационной категории педагога;

- выявлении уровня освоения знаний, умений и навыков учащимися;

- определении среднего бала по изучаемому предмету.

2. Фронтальная форма контроля усвоения учебного материала:

- предусматривает только письменный контроль;

- подразумевает опрос учащихся по материалу, изученному самостоятельно

- предусматривает короткие ответы (последовательно группой учащихся) с места на короткие вопросы.

3 Индивидуальная форма контроля учащихся:

- предусматривает выполнение задания группой учащихся по образцу отдельного учащегося;

- подразумевает контроль усвоения учебного материала отдельных учащихся

- предусматривает контроль одним учащимся знаний, умений и навыков другого учащегося.

4. Функция контроля обучения учащихся состоит в

- административном контроле деятельности педагога

- определении уровня усвоения учащимися учебного материала по изучаемому предмету.

- оба ответа верны.

5. Главная функция контроля обучения

- административная

-диагностическая

- воспитательная

6. К недостаткам тестового контроля знаний учащихся можно отнести

- объективность оценки знаний учащихся

- невозможность задания педагогом дополнительных наводящих вопросов

- равные условия контроля для всех его участников

7. К показателям сформированности знаний относятся владение

-умениями выполнять комплекс учебных действий

- практическими приёмами, алгоритмическими принципами

- фактами, теориями, закономерностями, правилами

8. К достоинствам тестового контроля знаний учащихся можно отнести:

- отсутствие диалога между педагогами и учащимися

- равные условия контроля для всех его участников

- невозможность задания педагогом дополнительных наводящих вопросов.

9. К показателям сформированности умений относятся

- решение практической задачи;

- знание принципов выполнения действий

- построение алгоритма действий.

10. Можно ли считать контроль результатов обучения учащихся частью дидактического процесса

- нет, нельзя

- да, можно

- контроль - обособленная процедура, не связанная с дидактикой

Задание 4 подгруппе: Функции педагогического контроля

Подберите к терминам данные определения.

Карточки, содержащиеся в наборе:

- диагностическая

- контролирующая

- обучающая

- воспитывающая

- мотивирующая

- развивающая

- прогностическая

- социально- психологическая

1. выявление пробелов в подготовке обучающихся и принятие управленческих решений по совершенствованию учебного процесса

2. установление степени рассогласования между эталоном и реальными знаниями обучающихся

3. получение знаний в ходе анализа ответа или путём самоконтроля или самоанализа обучающихся

4. становление таких качеств личности как интерес к знаниям, умение систематически работать, активность

5. изучение предмета не ради оценки, а с целью понимания

6. использование нестандартных, творческих заданий, при которых обучающиеся отступают от привычных алгоритмов, развитие памяти, мышления, умения применять знания на практике

7. прогнозирование потенциальных возможностей обучаемого в освоении нового материала.

Задание 5 подгруппе: Задачи педагогической деятельности

Чему я учу? Распределите задачи по важности для вас, начиная с самых важных

Чему я учу?

1. Основам научных знаний.

2. Нормам поведения, необходимым для жизни в обществе.

3. Пониманию себя и других.

4. Применению знаний на практике.

5. Способности отвечать за себя и результаты учебного труда.

6. Постановке целей и планированию своей работы.

7. Творчеству, самовыражению.

8. Общению, умению взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми.

9. Формированию предметных и надпредметных учебных навыков.

10. Умению видеть, формулировать проблему, предлагать пути её решения.

11. Общечеловеческим ценностям.

12. Различным способам решения.

Подведение итогов задания.

Итак, приступим к обсуждению Конверта заданий. (5) Оценка уже полученных результатов – это прежде всего, оценка достижений учащимися тех задач, которые поставлены в образовательной программе. От задач зависит вся система аттестации в ДО. Какие задачи мы ставим перед собой как педагоги? Чему мы учим? Посмотрим, на решение каких задач направлена ваша педагогическая доминанта. Отдел, вам слово.

(4) В системе дополнительного образования образовательная деятельность предполагает не только обучение детей знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому аттестация выполняет не только диагностическую функцию. О функциях аттестации и их сути расскажет нам отдел…

(2) Какими должны быть аттестационные занятия? Над этим вопросом работал отдел…. Давайте озвучим требования данным занятиям.

(1) Успешное проведение диагностики возможно при выполнении определённых условий и правильном выборе действий при подготовке и проведении аттестации в ДО.

Определяли необходимые действия от возможных, а затем необходимые действия выстраивали в правильной последовательности в отделе…

(3) Отвечали на общие вопросы, касающиеся тематики семинара в отделе…. Вы работали над заданием вопрос - ответ, прошу озвучить результаты работы.

Подводя итог, можно сказать, что мы проверяем не только знания, умения, навыки, то есть образовательные результаты, но и воспитательные и развивающие результаты. Только тогда наша система аттестации будет эффективной, когда мы учтем все сказанное нами ранее.

Подводя итог, можно сказать, что мы проверяем не только знания, умения, навыки, то есть образовательные результаты, но и воспитательные и развивающие результаты. Только тогда наша система аттестации будет эффективной, когда мы учтем все сказанное нами ранее.

5.

Очень важный шаг в системе аттестации – выбор формы проведения аттестационного занятия, в зависимости от задач, которые мы определяем при изучении тем, спектра тех показателей, которые необходимо проконтролировать. Современный педагог – это исследователь, идущий к глубинам личности и коллектива. Чем многообразнее и тоньше наши педагогические инструменты, тем лучше. Каждую их форм аттестационных занятий, которую мы выбираем, нельзя абсолютизировать. Только совокупность различных приёмов, их комплексное использование дает результаты. Ведь специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля. Можно, например, провести устный опрос по карточкам, а можно – «Турнир знатоков», «Устный журнал» или «Аукцион знаний». Здесь важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.

Сведения, полученные в результате педагогической диагностики, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше мы будем узнавать об особенностях наших детей, тем очевиднее станут проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее будет наша работа. Конечно, при том условии, если мы не просто примем к сведению полученные диагностические результаты, но и проанализируем их и выстроим следующие этапы нашей работы, развивая плюсы и минимизируя недостатки.

Конечно, формы и методы проведения аттестации определяются педагогами самостоятельно с учётом особенностей содержания образовательной программы и деятельности объединения.

Только при выборе форм контроля необходимо помнить:

• форма должна быть понятна детям;

• формы контроля должны быть интересными;

• результат должен отражать реальный уровень подготовки детей;

• контроль должен иметь различные степени сложности;

• контроль не должен вызывать чувство страха, формировать позицию человека не способного достичь успеха.

• одним словом, применять такие средства определения результативности продвижения ребёнка в границах избранной им ОП, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.

Как правило, педагогам разных направленностей подходят разные формы проведения аттестационных занятий. Не нужно забывать, что образование без знания теории - это неполноценное образование, поэтому теоретическая подготовка должна проверяться так же, как и практическая. Здесь можно порекомендовать два пути: либо умения и навыки проверять одной формой, а теорию - другой либо совместить эти два вида проверки в одной форме. Как это может быть? У вас на столах находится перечень форм организации учебных занятий.

Итак, ваша задача заключается в следующем. Вспомните и проанализируйте содержание своих рабочих программ на предмет используемых педагогических форм учебных занятий для входной, промежуточной, итоговой аттестации. Выпишите несколько самых оптимальных форм. Обоснуйте выбор форм организации аттестационных занятий. Подумайте, достаточен ли набор этих форм для достижения результатов согласно ОП? Какие новые формы, ранее не использованные, вы могли бы включить в свою ОП из предложенных.

Подведение итогов задания.

6.

Получив результаты, мы должны провести их оценивание согласно критериев, не забывая, что учитываем теоретическую подготовку: соответствие требованиям ОП, широту кругозора, осмысленность пользования специальной терминологией.

практическую подготовку обучающихся: свободу владения оборудованием, качество и технологичность выполнения, индивидуальные творческие достижения.

и критерии уровня развития и воспитанности обучающихся: культура поведения, речи общения, организации практической деятельности, развитие специальных способностей.

7.

Кластер.

Заключительное задание я предлагаю провести с использованием одной из нетрадиционных форм организации аттестационных занятий - составлению кластеров, которые дают возможность свободно думать и выстраивать логические связи в рамках любой темы. Метод кластера способствует развитию системного мышления, учит ребят классифицировать свои оценочные суждения, учит формулировать и высказывать своё собственное мнение. Составим кластеры с ключевым понятием - аттестация. Последующие ассоциации логически свяжите с ключевым понятием либо с предыдущими ассоциативными исходными. Постарайтесь построить как можно больше связей. Записывайте и рисуйте всё, что приходит на ум. Дайте волю воображению и интуиции.

8.

Итог. Рецепт хорошего занятия

Уважаемые педагоги, спасибо вам за плодотворный труд. Конечно, форм, методов и приёмов проведения эффективного занятия много. В завершение нашей сегодняшней встречи я предлагаю вам один из рецептов хорошего занятия. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Добавьте в своё занятие по одной порции мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, доброты, доброго юмора и такта, веры в каждого ученика. Поставьте наше блюдо на неуёмную энергию и огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте педагогическим профессионализмом. Следуйте этому рецепту и у вас все получится. Аппетита Вам к педагогическому труду и творчеству! А эти буклеты с общими рекомендациями не будут лишними в ваших методических копилках.

Публикации по теме:

Конспект занятия дополнительного образования в группе старшего возраста «Создаем мультфильм по сказке «Приключения Ижика» Конспект занятия "Создаем мультфильм по сказке «Приключения Ижика». Цель: Совершенствование творческих способностей у детей старшего дошкольного.

Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования» Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель.

«Лэпбук как современная технология дошкольного образования». Семинар-практикум Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься.

Семинар практикум для молодых педагогов «Бесконфликтное общение в системе педагог-родитель» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «ЛЕСОВИЧОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ.

Семинар-практикум «Массаж по системе А. А. Уманской как средство профилактики простудных заболеваний»Семинар-практикум «Массаж по системе А. А. Уманской как средство профилактики простудных заболеваний» Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение.

Семинар-практикум «Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» .

Станция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образованияСтанция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образования В настоящее время большую роль в развитии ребёнка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование.

О роли ФГОС в системе дошкольного образования Автор:Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. С 01.09.2013 года с.

Проектная деятельность в системе образования Проектная деятельность является инновационной технологией, которая имеет широкую область применения в организации системы образования. Владение.

Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно – нравственному воспитанию детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Аттестационные занятия в системе дополнительного образования»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 08:16
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД