МААМ-картинки

Семинар-практикум «Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

Наталья Разуваева
Семинар-практикум «Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок»

___

671300,Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Красная Горка 4, Kolobok.64@inbox.ru

Семинар-практикум

«Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

___

Воспитатель : Разуваева Н. О.

п. Онохой

2018 г.

План

Публикация «Семинар-практикум „Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах

1. Теоретическая часть – содержание экологического образования по образовательным областям.

2. Деловая игра для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Слайд 1. Экологическое воспитание детей в контексте ФГОС в ДОУ

Слайд 2. В соответствии с ФГОС ДО (2013) предполагается деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса экологического образования дошкольников. Предполагается, что его можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных областей.

Экологическая направленность определяется как форма активности личности, обуславливающая развитие экологического сознания.

Слайд 3. Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов:

- ценностно-мотивационного;

- потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме.

Слайд 4. Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.

Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.

Слайд 5. Например, содержание образовательной области «Социально-

«Коммуникативное развитие» направлено на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Слайд 6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на:

- формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);

- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов;

- расширение кругозора детей.

Слайд 7. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Слайд 8. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

предполагает:

- становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; -формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Слайд 9. Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.

Слайд 10. Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Слайд 11. С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);

эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т. п.

Слайд 12. Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

Деловая игра для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Слайд 13. Деловая игра для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Задачи:

- закрепить знания педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста по ФГОС ДО;

- установит эмоционально благоприятную обстановку в педагогической среде дошкольного учреждения;

- активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

- совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Организация игры

Ход игры.

Ведущий: Мы рады приветствовать в этом зале всех, кто хочет показать свои знания по теме «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ по ФГОС ДО».

Мало любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше, и богаче.

В игре нашим участникам понадобятся настойчивость, любознательность, фантазия, знание программного материала, методик, технологий, а также умение отстаивать свою точку зрения.

Блиц-опрос

1. Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

Слайд 14. (Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»

2. Условия необходимые для экологического воспитания детей

Слайд 15. (Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

3. Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию?

Слайд 16. (Экскурсии в природу, ООД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

4. Перечислите, какие комнатные цветы должны находиться в группах младшего возраста. Объясните свой выбор.

Слайд 17. (Камелия, бальзамин, бегония, герань, т. е растения, у которых четко выражены стебель, лист. Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части - стебель, лист, цветок).

5. Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

Слайд 18. (Игра, элементарные опыты и моделирование)

Слово предоставляется Агеевой Е. В. по вопросу «Опытно-экспериментальная деятельность».

6. Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников

Слайд 19. (Наблюдение -это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы).

Слово предоставляется Малых Ирине Андреевне по вопросу «Наблюдение»

7. Зачем нужно вести календарь природы детям?

Слайд 20. (Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.)

Слово предоставляется Рогалевой О. В. «Календарь погоды»

8. Почему особое место в ознакомлении детей с природой занимает огород на окне?

Слайд 21. (воспитываем навыки экологической культуры)

Слайд 22.

9. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей,.»

Слайд 23. (Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды детской деятельности)

Слайд 24. Решение педагогических ситуаций.

Слайд 25.

Юля шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями. — Почему ты меня не слушаешь? — спросила Юля и вырвала руку. — Это еще что за капризы! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы. Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Слайд 26.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Светлана Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!» Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Слайд 27. На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашего семинара была для Вас полезна и интересна. Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе.

Слайд 28. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования.

Квест-игра как универсальная игровая технология в рамках реализации ФГОС дошкольного образования «Ребята, у нас пропали все портреты мам, которые мы приготовили для выставки! Еще вчера вечером они лежали вот здесь, а теперь их нет! Завтра.

Cовременные тенденции развития отечественного образования в рамках реализации ФГОС Cовременные тенденции развития отечественного образования в рамках реализации ФГОС Аннотация В настоящее время все большее внимание уделяется.

Презентация «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»..

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольника» Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Экологическое воспитание дошкольника».Экологический тренинг для педагогов. Экологический тренинг.

Семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически.

Семинар-практикум воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС» Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экологическое воспитание в рамках ФГОС в ДОУ Экологическое воспитание в рамках ФГОС в ДОУ «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 14:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД