Получи документы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Роль театрализованной игры в развитии дошкольника»

Наталья Щукина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Роль театрализованной игры в развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Роль театрализованной игры в развитии дошкольника»

Щукина Н. В., Емельянова М. Н.

Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, которые близки и понятны детям, прежде всего потому, что игра – это ведущий вид деятельности детей, а театрализованная игра является одной из её разновидностей.

Что же такое – театрализованные игры?

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Роль театрализованной игры в развитии дошкольника“» размещена в разделах

По определению Льва Семёновича Выготского театрализованная игра – это деятельность по моделированию социальных отношений с привлечением посредников (кукол или переодевание) и символических средств (мимика, пантомимика, речь)

Существует несколько классификаций театрализованных игр, но в основном все авторы разделяют их на предметные (в них действующими лицами являются предметы – игрушки и куклы) и непредметные (к этому виду относятся игры-драматизации).

В предметных играх ребёнок управляет «артистами» и использует разные средства вербальной выразительности. К ним относятся все виды кукольного театра (театр на руке, настольный театр, театр «живой куклы», напольные куклы, верховые куклы и другие виды)

Играя в непредметные театрализованные игры ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонации, мимики, пантомимики).

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки литературных произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Театрализованная игра таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным и физическим развитием ребёнка.

В сфере познавательного развития:

- развитие разносторонних представлений о действительности;

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных;

- развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;

-развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

В сфере социального развития:

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры общения взрослых и детей, в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

-развитие эмоций.

В сфере речевого развития:

-содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение и активизация словаря, образных выражений, сравнений;

-овладение выразительными средствами общения.

В сфере эстетического развития:

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие творческого воображения, умения перевоплощаться в литературного героя;

- приобщение к совместной деятельности по изготовлению элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа.

В сфере физического развития:

-согласование действий и сопровождающей их речи;

-развитие умения воплощать в движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительное исполнение основных видов движений.

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что педагогами всё больше внимания уделяется раскрытию потенциальных возможностей ребёнка средствами театрального искусства. В настоящее время существует немало парциальных программ и пособий по театрализованной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Программа Э. Чуриловой «Арт-фантазия»

Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы) и рассчитано на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать.

Программа состоит из пяти разделов работы с детьми:

1. Театральные игры, направленные на развитие игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу;

2. Ритмопластика, обеспечивающая развитие психомоторных способностей ребёнка, свободы и выразительности его телодвижений;

3. Культура и техника речи, объединяющая в себе игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата;

4. Основы театральной культуры, помогающие детям овладеть элементарными знаниями и терминологией театрального искусства;

5. Работа над спектаклем - вспомогательный раздел, состоящий из авторских сценариев.

«Театрализованная деятельность в детском саду» Е. Антипиной

В методическом пособии предлагаются игры и упражнения на развитие пластики и мимики, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики в системе театрализованной деятельности.

Особое внимание автор уделяет вопросу диагностики музыкальных и артистических способностей у детей и предлагает осуществлять её, начиная со средней группы.

Программа Н. Сорокиной и Миланович «Театр-творчество-дети»

В программе научно обосновано поэтапное использование детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с особенностями этапов дошкольного детства. Также предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого развития, сценического и музыкального искусства.

Программа А. Щеткина «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности»

Автором программы раскрыта организация развивающей предметно-пространственной среды театральной студии с описанием принципов оформления театральной студии, программных задач по театральной игре, ритмопластике, культуры речи и представлены подробные конспекты занятий.

Программа М. Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду»

Программа способствует реализации новых форм общения с детьми и нетрадиционным путям взаимодействия с семьёй.

В детском саду может быть организована работа разнообразных студий, работе которых принимают участие воспитатели детского сада, дети и их родители. Полезно, когда результаты их работы объединяются в единый целостный продукт - это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник. В таких общих мероприятиях каждый ребёнок становится членом коллектива, объединенного единой целью. Таким образом, ребёнок вступает в контакты с детьми из других групп, с незнакомыми взрослыми людьми и взаимодействует с ними на правах равноправного партнёра.

«Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» И. Вечкановой

Сейчас большое внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом пособии теоретически обосновано использование театрализованных игр в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, охарактеризованы основные этапы обучения их театрализованным играм. Предлагается большое количество дидактических и развивающих игр на каждой ступени освоения театрализованных игр.

Программа художественно-эстетического воспитания О. Гончаровой

«Театральная палитра»

В программе представлены система, содержание и методика работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Программа интегративна, поскольку театрализованная деятельность – неотъемлемая часть всех занятий, проводимых в ДОУ.

В приложении представлены тематические блоки, помогающие организовать театрализованную деятельность, указаны диагностические методики обследования художественно-эстетического развития.

Более подробно мы сегодня хотели бы остановится на авторской системе работы «Кукляндия» (авторы Майя Ивановна Родина и Анна Иосифовна Буренина)

Главная идея создания театральной студии «Кукляндия» - это воспитание детей при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, в действиях которых дети могут увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Театральная кукла является своеобразной ширмой для ребёнка, у которого ещё много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе и т. д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребёнок как бы прячется за неё и таким образом чувствует себя защищённым.

Цель организации театра – не в показе спектакля (или работе на престиж, а именно в воспитании детей, развитии их нравственных, волевых, творческих качеств.

В пособие включено обоснование системы работы с детьми, обширный игровой репертуар, который может использоваться и как тренинг, и как материал для проведения досугов. А также описание оборудования, оригинальных кукол и атрибутов.

Предлагаем перейти к практической части нашего семинара.

- К вашему вниманию мы представляем подготовительное упражнение для работы с куклами-прыгунками

Упражнение «Погуляй с моей игрушкой!»

Это упражнение вырабатывает у детей терпение, воспитывает культуру поведения, способствует развитию слухового внимания.

Делим на 2 подгруппы: артисты – с куклами, зрители на стульчиках. Под музыку артисты гуляют по полянке. Музыка заканчивается. Они «приходят в гости» к детям, которые сидят на стульчиках. Артисты передают свою куклу тому, к кому подошли. При этом произносят слова: «Погуляй с моей игрушкой!». Потом идут гулять они. Как усложнение на полянку можно поставить препятствия (пуфики, подушки).

- варежковые куклы используются для развития координации движений руки их пластичности.

Игра «Рыбки и камешки»

2 подгруппы: 1 – рыбки, 2 -камешки» (садятся, обхватывают руками колени). Под музыку «рыбки» плавают.

Музыка затихает и рыбки подплывают к «Камешку», садясь на плечо. Гладя по спинке, проговаривают слова:

Самый хороший, добрый такой,

Самый любимый камешек мой!

Я тихонько посижу с тобой рядышком посплю

Баю-бай, камешек мой засыпай!

А пока они спали, ночью произошло превращение – Рыбки превратились в камешки, а камешки – рыбок (Дети меняются ролями).

Варежковые куклы-говорунчики

Такое название эти куклы получили потому, что выразительнее всего они «разговаривают», открывая и закрывая рот за счет активных движений пальцев и кисти кукловода. Они способствуют развитию выразительной речи и силы голоса. Они эффективно тренируют подвижность локтевых суставов.

Игра «Два соседа»

Кисти повернуты ладонью вниз. Выполняя это упражнение, нужно научить детей одновременно произносить слова и при этом работать рукой (координация речи и движений) – так, словно говорит кукла-говорунчик.

1 говорунчик: Эй, сосед, привет!

2 говорунчик: И тебе привет, сосед!

1 говорунчик: Рад, что встретил я тебя!

2 говорунчик: Мы ведь лучшие друзья!

1 говорунчик: Давай песенку споём, о том, как дружно мы живём!

2 говорунчик: Давай!

1 говорунчик: А-а-а-а-а! (поёт тонким голосом)

2 говорунчик: А-а-а-а-а! (поёт низким голосом)

1 говорунчик: Что-то плохо ты поёшь!

2 говорунчик: Это ты плохо поёшь!

1 говорунчик: Ты-ты-ты-ты!

Оба говорунчика «стукаются носиками»

Автор: Поссорились друзья, обиделись, отвернулись друг от друга …

Кто кого обидел первым?

1 говорунчик: Он меня!

2 говорунчик: Нет, он меня!

Автор: Кто кого ударил первый?

1 говорунчик: Он меня!

2 говорунчик: Нет, он меня!

Автор: Вы же раньше так дружили!

1 говорунчик: Я дружил.

2 говорунчик: И я дружил.

Автор: Что же вы не поделили?

1 говорунчик: Я забыл…. (повернулись друг к другу)

2 говорунчик: И я забыл….

Автор: И друзья помирились…

Говорунчики гладят друг друга

- При освоении навыков управления штоковыми куклами важно сначала научиться правильно крутить пальцами штоки куклы.

Игра «А теперь ты!»

Под музыку куклы передаются по кругу. Музыка останавливается. У кого в руках кукла, тот ей танцует.

- игры с перчаточными куклами развивает плавность движений рук, укрепляют мышцы пальцев, способствует развитию образного мышления.

Игра «Весёлая сказочка»

Жили-были Зайчики, Зайчики-попрыгайчики!

Весело скакали, весело играли! - «зайчики»

Вдруг откуда, ни возьмись, пробираются ежи

Иголки разноцветные, ежи-то хороши! - замок из двух рук и разжать пальцы

Ёжики вдруг убежали, червячков они позвали,

Маленьких, смешных таких, карапузов озорных! - кулак, оставить мизинец

Червячки вдруг убежали, птичек в небе увидали,

Птицы по небу летят, и на землю всё глядят! - птицы

Пролетают над полями, над лесами, над цветами!

Вот увидели цветы, небывалой красоты! - цветы

Распустились все цветочки и колышут лепесточки! - шевелить пальчиками

Вот цветочки все закрылись и тихонько опустились,

Ночь тихонечко пришла, звёзды в небо принесла - звёзды

Также в пособии представлен игровой репертуар для кукол – марионеток, платковых кукол, больших напольных (ростовых) кукол.

И целый раздел посвящён игровому тренингу с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. Мы хотим вас познакомить с некоторыми из них.

Упражнение с атрибутами «Весёлые башмачки»

Это полезное пособие для подготовки к вождению кукол-марионеток, а также для развития координации движения рук.

- обычная походка, вагу держат двумя руками.

- обычная походка, вагу дети держат одной рукой.

- один башмачок обходит вокруг другого.

- прыгают одновременно.

Буратинки

Это разноцветные колпачки, которые надеваются на всю кисть руки. Все пальцы сжимаются в кулак, а указательный вытягивается вперед, упираясь в уголок колпачка. Последовательность выполнения упражнения:

Дети крутят всей рукой, до локтя, только кисть, только указательный палец.

Карусельки

Последовательность выполнения упражнения:

Дети крутят кистью, рука двигается сначала снизу вверх, затем сверху вниз.

Дети двигают кистью, рука двигается постепенно влево, затем вправо.

Дети делают выпад ноги вперед, рука вытягивается вперед.

Игры с бусами

Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, желательно длинные.

«Бусы и шкатулочка»

Жили-были бусы в шкатулочке… (ладошки складываются, а между бусы).

Шкатулочка была крепко закрыта, ее можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (потрясти бусами)

Шкатулочка открывается, бусы появляются…

Бусы, бусы, покажитесь,

Красотою похвалитесь! (двумя пальцами медленно поднять бусы вверх)

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь. (бусы медленно и аккуратно складываются двумя пальцами руки обратно в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху).

«Нарисуем бусами общую картину»

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная игра помогает реализовать практически все задачи воспитания и развития детей. Но эффективным этот процесс будет лишь в том случае, если рядом с дошкольниками будет педагог, увлечённый театром и умеющий управлять развитием творчества детей. Чего мы вам и желаем. Творческих вам успехов!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Роль театрализованной игры в развитии дошкольника»
Опубликовано: 15 августа 2022 в 06:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Роль театрализованной игры в развитии дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Щукина (УИ 960760) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД