Наталья Щукина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Роль театрализованной игры в развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Роль театрализованной игры в развитии дошкольника»
Щукина Н. В., Емельянова М. Н.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, которые близки и понятны детям, прежде всего потому, что игра – это ведущий вид деятельности детей, а театрализованная игра является одной из её разновидностей.
Что же такое – театрализованные игры?
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Роль театрализованной игры в развитии дошкольника“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
По определению Льва Семёновича Выготского театрализованная игра – это деятельность по моделированию социальных отношений с привлечением посредников (кукол или переодевание) и символических средств (мимика, пантомимика, речь)
Существует несколько классификаций театрализованных игр, но в основном все авторы разделяют их на предметные (в них действующими лицами являются предметы – игрушки и куклы) и непредметные (к этому виду относятся игры-драматизации).
В предметных играх ребёнок управляет «артистами» и использует разные средства вербальной выразительности. К ним относятся все виды кукольного театра (театр на руке, настольный театр, театр «живой куклы», напольные куклы, верховые куклы и другие виды)
Играя в непредметные театрализованные игры ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонации, мимики, пантомимики).
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки литературных произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Театрализованная игра таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным и физическим развитием ребёнка.
В сфере познавательного развития:
- развитие разносторонних представлений о действительности;
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
- развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;
-развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
В сфере социального развития:
-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
-воспитание культуры общения взрослых и детей, в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
-развитие эмоций.
В сфере речевого развития:
-содействие развитию монологической и диалогической речи;
-обогащение и активизация словаря, образных выражений, сравнений;
-овладение выразительными средствами общения.
В сфере эстетического развития:
- приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие творческого воображения, умения перевоплощаться в литературного героя;
- приобщение к совместной деятельности по изготовлению элементов костюма, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа.
В сфере физического развития:
-согласование действий и сопровождающей их речи;
-развитие умения воплощать в движении настроение, характер и процесс развития образа;
- выразительное исполнение основных видов движений.
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что педагогами всё больше внимания уделяется раскрытию потенциальных возможностей ребёнка средствами театрального искусства. В настоящее время существует немало парциальных программ и пособий по театрализованной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Программа Э. Чуриловой «Арт-фантазия»
Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы) и рассчитано на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать.
Программа состоит из пяти разделов работы с детьми:
1. Театральные игры, направленные на развитие игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу;
2. Ритмопластика, обеспечивающая развитие психомоторных способностей ребёнка, свободы и выразительности его телодвижений;
3. Культура и техника речи, объединяющая в себе игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата;
4. Основы театральной культуры, помогающие детям овладеть элементарными знаниями и терминологией театрального искусства;
5. Работа над спектаклем - вспомогательный раздел, состоящий из авторских сценариев.
«Театрализованная деятельность в детском саду» Е. Антипиной
В методическом пособии предлагаются игры и упражнения на развитие пластики и мимики, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики в системе театрализованной деятельности.
Особое внимание автор уделяет вопросу диагностики музыкальных и артистических способностей у детей и предлагает осуществлять её, начиная со средней группы.
Программа Н. Сорокиной и Миланович «Театр-творчество-дети»
В программе научно обосновано поэтапное использование детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с особенностями этапов дошкольного детства. Также предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого развития, сценического и музыкального искусства.
Программа А. Щеткина «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности»
Автором программы раскрыта организация развивающей предметно-пространственной среды театральной студии с описанием принципов оформления театральной студии, программных задач по театральной игре, ритмопластике, культуры речи и представлены подробные конспекты занятий.
Программа М. Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду»
Программа способствует реализации новых форм общения с детьми и нетрадиционным путям взаимодействия с семьёй.
В детском саду может быть организована работа разнообразных студий, работе которых принимают участие воспитатели детского сада, дети и их родители. Полезно, когда результаты их работы объединяются в единый целостный продукт - это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник. В таких общих мероприятиях каждый ребёнок становится членом коллектива, объединенного единой целью. Таким образом, ребёнок вступает в контакты с детьми из других групп, с незнакомыми взрослыми людьми и взаимодействует с ними на правах равноправного партнёра.
«Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» И. Вечкановой
Сейчас большое внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом пособии теоретически обосновано использование театрализованных игр в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, охарактеризованы основные этапы обучения их театрализованным играм. Предлагается большое количество дидактических и развивающих игр на каждой ступени освоения театрализованных игр.
Программа художественно-эстетического воспитания О. Гончаровой
«Театральная палитра»
В программе представлены система, содержание и методика работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Программа интегративна, поскольку театрализованная деятельность – неотъемлемая часть всех занятий, проводимых в ДОУ.
В приложении представлены тематические блоки, помогающие организовать театрализованную деятельность, указаны диагностические методики обследования художественно-эстетического развития.
Более подробно мы сегодня хотели бы остановится на авторской системе работы «Кукляндия» (авторы Майя Ивановна Родина и Анна Иосифовна Буренина)
Главная идея создания театральной студии «Кукляндия» - это воспитание детей при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, в действиях которых дети могут увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Театральная кукла является своеобразной ширмой для ребёнка, у которого ещё много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе и т. д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребёнок как бы прячется за неё и таким образом чувствует себя защищённым.
Цель организации театра – не в показе спектакля (или работе на престиж, а именно в воспитании детей, развитии их нравственных, волевых, творческих качеств.
В пособие включено обоснование системы работы с детьми, обширный игровой репертуар, который может использоваться и как тренинг, и как материал для проведения досугов. А также описание оборудования, оригинальных кукол и атрибутов.
Предлагаем перейти к практической части нашего семинара.
- К вашему вниманию мы представляем подготовительное упражнение для работы с куклами-прыгунками
Упражнение «Погуляй с моей игрушкой!»
Это упражнение вырабатывает у детей терпение, воспитывает культуру поведения, способствует развитию слухового внимания.
Делим на 2 подгруппы: артисты – с куклами, зрители на стульчиках. Под музыку артисты гуляют по полянке. Музыка заканчивается. Они «приходят в гости» к детям, которые сидят на стульчиках. Артисты передают свою куклу тому, к кому подошли. При этом произносят слова: «Погуляй с моей игрушкой!». Потом идут гулять они. Как усложнение на полянку можно поставить препятствия (пуфики, подушки).
- варежковые куклы используются для развития координации движений руки их пластичности.
Игра «Рыбки и камешки»
2 подгруппы: 1 – рыбки, 2 -камешки» (садятся, обхватывают руками колени). Под музыку «рыбки» плавают.
Музыка затихает и рыбки подплывают к «Камешку», садясь на плечо. Гладя по спинке, проговаривают слова:
Самый хороший, добрый такой,
Самый любимый камешек мой!
Я тихонько посижу с тобой рядышком посплю
Баю-бай, камешек мой засыпай!
А пока они спали, ночью произошло превращение – Рыбки превратились в камешки, а камешки – рыбок (Дети меняются ролями).
Варежковые куклы-говорунчики
Такое название эти куклы получили потому, что выразительнее всего они «разговаривают», открывая и закрывая рот за счет активных движений пальцев и кисти кукловода. Они способствуют развитию выразительной речи и силы голоса. Они эффективно тренируют подвижность локтевых суставов.
Игра «Два соседа»
Кисти повернуты ладонью вниз. Выполняя это упражнение, нужно научить детей одновременно произносить слова и при этом работать рукой (координация речи и движений) – так, словно говорит кукла-говорунчик.
1 говорунчик: Эй, сосед, привет!
2 говорунчик: И тебе привет, сосед!
1 говорунчик: Рад, что встретил я тебя!
2 говорунчик: Мы ведь лучшие друзья!
1 говорунчик: Давай песенку споём, о том, как дружно мы живём!
2 говорунчик: Давай!
1 говорунчик: А-а-а-а-а! (поёт тонким голосом)
2 говорунчик: А-а-а-а-а! (поёт низким голосом)
1 говорунчик: Что-то плохо ты поёшь!
2 говорунчик: Это ты плохо поёшь!
1 говорунчик: Ты-ты-ты-ты!
Оба говорунчика «стукаются носиками»
Автор: Поссорились друзья, обиделись, отвернулись друг от друга …
Кто кого обидел первым?
1 говорунчик: Он меня!
2 говорунчик: Нет, он меня!
Автор: Кто кого ударил первый?
1 говорунчик: Он меня!
2 говорунчик: Нет, он меня!
Автор: Вы же раньше так дружили!
1 говорунчик: Я дружил.
2 говорунчик: И я дружил.
Автор: Что же вы не поделили?
1 говорунчик: Я забыл…. (повернулись друг к другу)
2 говорунчик: И я забыл….
Автор: И друзья помирились…
Говорунчики гладят друг друга
- При освоении навыков управления штоковыми куклами важно сначала научиться правильно крутить пальцами штоки куклы.
Игра «А теперь ты!»
Под музыку куклы передаются по кругу. Музыка останавливается. У кого в руках кукла, тот ей танцует.
- игры с перчаточными куклами развивает плавность движений рук, укрепляют мышцы пальцев, способствует развитию образного мышления.
Игра «Весёлая сказочка»
Жили-были Зайчики, Зайчики-попрыгайчики!
Весело скакали, весело играли! - «зайчики»
Вдруг откуда, ни возьмись, пробираются ежи
Иголки разноцветные, ежи-то хороши! - замок из двух рук и разжать пальцы
Ёжики вдруг убежали, червячков они позвали,
Маленьких, смешных таких, карапузов озорных! - кулак, оставить мизинец
Червячки вдруг убежали, птичек в небе увидали,
Птицы по небу летят, и на землю всё глядят! - птицы
Пролетают над полями, над лесами, над цветами!
Вот увидели цветы, небывалой красоты! - цветы
Распустились все цветочки и колышут лепесточки! - шевелить пальчиками
Вот цветочки все закрылись и тихонько опустились,
Ночь тихонечко пришла, звёзды в небо принесла - звёзды
Также в пособии представлен игровой репертуар для кукол – марионеток, платковых кукол, больших напольных (ростовых) кукол.
И целый раздел посвящён игровому тренингу с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. Мы хотим вас познакомить с некоторыми из них.
Упражнение с атрибутами «Весёлые башмачки»
Это полезное пособие для подготовки к вождению кукол-марионеток, а также для развития координации движения рук.
- обычная походка, вагу держат двумя руками.
- обычная походка, вагу дети держат одной рукой.
- один башмачок обходит вокруг другого.
- прыгают одновременно.
Буратинки
Это разноцветные колпачки, которые надеваются на всю кисть руки. Все пальцы сжимаются в кулак, а указательный вытягивается вперед, упираясь в уголок колпачка. Последовательность выполнения упражнения:
Дети крутят всей рукой, до локтя, только кисть, только указательный палец.
Карусельки
Последовательность выполнения упражнения:
Дети крутят кистью, рука двигается сначала снизу вверх, затем сверху вниз.
Дети двигают кистью, рука двигается постепенно влево, затем вправо.
Дети делают выпад ноги вперед, рука вытягивается вперед.
Игры с бусами
Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, желательно длинные.
«Бусы и шкатулочка»
Жили-были бусы в шкатулочке… (ладошки складываются, а между бусы).
Шкатулочка была крепко закрыта, ее можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (потрясти бусами)
Шкатулочка открывается, бусы появляются…
Бусы, бусы, покажитесь,
Красотою похвалитесь! (двумя пальцами медленно поднять бусы вверх)
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь. (бусы медленно и аккуратно складываются двумя пальцами руки обратно в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху).
«Нарисуем бусами общую картину»
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная игра помогает реализовать практически все задачи воспитания и развития детей. Но эффективным этот процесс будет лишь в том случае, если рядом с дошкольниками будет педагог, увлечённый театром и умеющий управлять развитием творчества детей. Чего мы вам и желаем. Творческих вам успехов!