Лебединцева Елена
Семинар практикум для педагогов «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 часть ТЕОРИЯ
Сензитивным периодом для развития коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Публикация «Семинар практикум для педагогов „Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Дошкольный возраст это - возраст, который характеризуется наиболее интенсивным общением: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Но потребность в общении со сверстником является одной из лидирующих потребностей ребёнка в дошкольном возрасте. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми.
Но в настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Так же в старшем дошкольном возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное формирование у детей коммуникативных способностей.
Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И научить детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приёмы.
Вопрос для педагогов: Какие формы организации детского общения вы можете предложить?
1. Непосредственная образовательная деятельность
2. Речевые проблемные ситуации
3. Беседы
4. Составление рассказов, сказок, загадок
5. Ситуативные разговоры
6. Игры.
Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка и основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера. Общение является важным элементом любой игры. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Обогащается и эмоциональный мир ребёнка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Игры, способствующие развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, делятся на группы:
- игры на сплочение детского коллектива;
- игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению;
- игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог;
- игры на развитие навыков взаимодействия в группе;
- игры на развитие умения определять эмоциональное состояние других людей;
- игры на телесный контакт.
Сейчас мы с вами поиграем в некоторые из них…
2 часть ПРАКТИКУМ
Сегодня наша встреча посвящена играм и игровым упражнениям, способствующем развитию коммуникативных навыков дошкольников. И, конечно, для начала нам нужно познакомиться. Игры на «Знакомство» многим известны. Как правило они проводятся с атрибутами (мячом, игрушкой-персонажем).
Упражнение «Колпачок»
Цель: позитивный настрой на предстоящую совместную работу, сплочение коллектива.
Материал: праздничный колпачок.
Участникам предлагается образовать круг и по очереди приветствовать друг друга, передавая колпачок необычным способом. При этом желать друг другу «здравствия» или «хорошего настроения». Нужно постараться не повторяться.
Игра «Весёлый паровозик»
Цель: Развивать сплочённость группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.
Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
— А я красивый вагончик Саша.
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. В таком положении они преодолевают различные препятствия: «Нужно переехать через горы», «Въехали в тоннель», «дремучий лес».
Упражнение «Пантомимические этюды»
Цель: развитие воображения, эмоциональное раскрепощение, расширение поведенческого репертуара ребенка.
Описание упражнения:
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
- маленькая девочка в хорошем настроении;
- старик;
- уставший человек;
- испуганный зверёк
- смелый человек и т. д.
Упражнение «Найди себе пару»
Цель: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Материал: Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги или надевается на голову маска с изображением, где нарисован сказочный или мультяшный герой, или литературный персонаж, имеющий свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни Пух и Пяточок т. д. Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу и давая описание своему оппоненту. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня нарисовано?». Пример: «Этот сказочный герой – мучное изделие круглой формы, сбежавший от бабушки и дедушки…» (Колобок) или «Озорная девчонка в малиновом платке и сарафане, вечно докучающая Косолапому…» (Маша, или «Восточная принцесса, с красивым именем цветка, возлюбленная хозяина волшебной лампы…» (Жасмин) и т. д. Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.
Упражнение «Газета»
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четырём.
Материал: газета.
Описание игры: на пол кладут развёрнутую газету, на которую встают четыре ребёнка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на неё. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.
Игра «Стиральная машина»
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.
Ход игры: В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Далее через мойку проходят все участники…
Как ваше настроение? Уверена улучшилось. Ну а если ребёнок затрудняется сказать комплимент, можно пожать руку или обнять его.
Заключение
Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Деятельность по формированию коммуникативных навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.
И задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Поэтому необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных способностей.
Рефлексия «Всё в твоих руках»
Поднимите палец и продолжите предложение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – я обязательно использую в работе…
Средний – спасибо, что напомнили о…
Безымянный – мне было трудно (мне не понравилось…
Мизинец – мне было недостаточно…