Иванова Анжелика
Семинар-практикум для педагогов «Сказкотерапия как способ устранения гиперактивности у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивность у детей проявляется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, чрезмерной подвижностью.
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Сказкотерапия как способ устранения гиперактивности у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Семинар, практикум
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
Выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей :
- беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается;
- не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют;
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);
- на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;
- при выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);
- с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
- часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
- не может играть тихо, спокойно.
- часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);
- часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Одним из наиболее доступных средством психолого-педагогической коррекции является сказкотерапия. Сказка - это удивительное по силе
психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Психокоррекционные сказки специально создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения более продуктивным, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения. Эффективная техника работы с детьми с СДВГ – сочинение собственной сказки, герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы. Важно, чтобы ребенок предлагал свой выход из ситуации. Это поможет ему найти свой путь решения проблемы или использовать опыт, предложенный в сказке. В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослых, которые ему так необходимы, уверенность в разрешимости проблем, осознает свои силы и ресурсы. В процессе сказкотерапии можно использовать следующие приемы:
- слушание и запоминание сказок;
- придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;
- моделирование сказок;
- рисование сказок;
- инсценирование сказок;
- развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.
Учитывая особенности гиперактивных детей, такие как импульсивность, двигательное беспокойство, неустойчивость эмоций, необходимо создать условия для организации сказкотерапевтической деятельности : обязательно вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стимулировать желание взаимодействия, заинтересовать с помощью наглядных пособий, включить продуктивные виды детской деятельности (рисунки, изготовление кукол, костюмов). Сказкотерапия не гарантирует моментального эффекта. Иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы справиться с проблемой. Просто почитать ребенку сказку недостаточно. Гиперактивные дети испытывают трудности в понимании сложных чувств, оттенков переживаний, поэтому нужно уделить особое внимание обсуждению положительных поступков персонажей, мягко направить ребенка к тому, чтобы он увидел в сказке выход из своей проблемы, если нужно - обсудить сказку, подсказать ключевые моменты. Таким образом, благодаря мягкому влиянию на поведение ребенка, возможности узнать себя в сказочных образах, «разрешить» сказочные проблемы.
Предлагаю вам попробовать один из приемов на себе и создать психокоррекционную сказку, создать ее нетрудно. Я расскажу алгоритм такой сказки :
1. В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребёнку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что бы ребёнок нашёл сходство со своей жизнью.
3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребёнка, и приписываем герою все переживания ребёнка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию. Герой может увидеть или почувствовать последствия своих действий, и это подтолкнёт его к изменениям.
Герой может встречать существ (или др. героев) оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из такой ситуации.
Задача - через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
5. Герой понимает свою неправоту, становится на путь исправления и видит позитивные изменения в конкретной ситуации.
У вас отлично получилось, на столе у вас лежит три кружочка, поднимите зеленый, если вам понравилось и этот способ актуален, желтый если считаете, что этот способ не интересен, и красный если этот способ не эффективен.