Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов. Организация детской экспериментальной деятельности в летний период

Наталья Шурыгина
Семинар-практикум для педагогов. Организация детской экспериментальной деятельности в летний период

Цель: освоение организации поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

Публикация «Семинар-практикум для педагогов, Организация детской экспериментальной деятельности в летний период» размещена в разделах

- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Наглядный и раздаточный материал:

Подносы, стаканы или кружки с водой, листы бумаги, салфетки, бумажные полотенца, ёмкости с водой, емкости для воды, воздушные шарики, блюдца, восковые мелки, маркеры, пищевые красители, тонкие нитки, скотч, клеёнки, игрушки для инсценировки сказки, прозрачные емкости с крышками, воздушные шарики, мыльные пузыри, зубочистки, жидкость для мытья посуды, кусочки мыла, бумажные водолазы, ложки и вилки.

«Теремок»

Ход.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников в летний период. Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.

Я не стану вам читать лекции. Как говорится лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а еще лучше самому сделать. Я предлагаю сразу перейти к практической деятельности.

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Детей обычно интересует, откуда всё берётся. Взрослых – куда всё девается. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы на оба эти вопроса. Исследование и эксперименты всегда были и остаются самым таинственным и завораживающим видом деятельности. Мы предлагаем вам сегодня погрузиться в мир неизведанного. А поможет нам в этом сказка.

Приглашаю Вас в сказку-действие.

А сказка эта…«Теремок»

(В ходе рассказа на фланелеграф выставляются фигуры животных).

Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетел комар-пискун и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

Видит — никого нет. Он залетел в горшок и стал там жить-поживать.

Прибежала мышка-норушка и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я комар-пискун. А ты кто?

— Я, мышка-норушка. Пусти меня к себе жить.

- Пущу. Очень я люблю играть на музыкальных инструментах, послушай мою музыку.

Опыт: «Музыкальные бутылки».

Задача. Узнать, как получаются звуки разной частоты.

Материалы. 2-3 одинаковые стеклянные стакана, вода, ложка или вилка, карандаш.

Действия. Постучите по пустому стакану ложкой или карандашом. Прислушайтесь к звуку.

Как можно изменить звук?

Налейте в стакан воды, постучите, прислушайтесь. Изменился ли звук? Почему?

Наливаем воду во все стаканы (разное количество) и ударяйте по стаканам

Можете ли Вы сыграть мелодию?

Вывод. Чем больше воды в бутылке, тем ниже будет высота звука. Это потому, что звуковые вибрации, слышимые нами, происходят из бутылки, и при добавлении воды она приобретает большую массу для вибрации. Чем меньше воды в бутылке, значит в ней меньше вес, который вибрирует, и звук выше.

Попробуйте с детьми придумать свою мелодию или сыграть ту, что знаете.

Комар - А что ты умеешь делать?

Мышка - Я могу без клея склеить два листа бумаги.

Опыт: «Можно ли склеить бумагу водой?».

Задача. Показать, что вода обладает «склеивающим» действием.

Материалы. Два листа бумаги, ёмкость с водой.

Действия. Возьмите два листа бумаги приложите их один к другому.

Попробуйте их сдвинуть так: один в одну сторону, а другой в другую сторону.

Смочите листы водой.

Приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга, как в предыдущем опыте.

Что получилось?

Вывод. Вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

— Хорошо. Ступай ко мне жить.

Стали жить они вдвоем.

Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, комар-пискун.

— Я мышка-норушка. А ты кто?

— Я, лягушка-квакушка. Я очень чистоту люблю и знаю много фокусов с мылом. Хотите, покажу?

Опыт: «Волшебное мыло».

Задача. Поднять блюдце при помощи мыла.

Материалы. Фарфоровое блюдце, вода, мыло.

Действия. Ополосните фарфоровое блюдце водой и поставьте на стол.

Возьмите кусок мыла.

Положите кусок мыла на дно блюдца и прижмите, а затем поднимите мыло, не сдвигая его.

Вместе с мылом будет подниматься и блюдце.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить втроем.

Бежит зайчик и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, комар-пискун.

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— Я заюнок-кривоног, по горке скок.

_ Что ты умеешь делать?

_ А я могу спрятать предмет в воде, да так, что он не промокните.

Опыт: «Водолаз».

Задача. Показать, что воздух есть везде. Воздух легче воды.

Материалы. Ёмкость с водой, пластиковый стакан, зеленый листочек (камешек, скотч.

Действия. Прикрепите скотчем ко дну пластикового стакана зеленый листочек (камешек).

Перевернув вверх дном стакан, опустите на дно ёмкости с водой, держа его прямо.

Заполнила ли вода стакан?

Достаньте стакан и посмотрите, промок ли предмет

Вывод. Так получается, потому что стакан заполнен воздухом. Вода не может вытеснить воздух, поэтому «водолаз» остаётся сухим. Что произойдёт, если наклонить стакан?

- Ступай к нам жить.

Стали они жить вчетвером.

Бежала мимо лиса и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, комар-пискун.

— Я, мышка-норушка,.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, заюнок-кривоног, по горке скок. А ты кто?

— Я, лиса — при беседе краса. Пустите меня к себе жить.

- А что ты умеешь?

Опыт «Шишка»

Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет, она опять откроется!

— Ступай к нам жить.

Стали они жить впятером

Прибежал волк:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, комар-пискун.

— Я, мышка-норушка,.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

— Я, лиса — при беседе краса. А ты кто?

— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. Пустите меня к себе жить.

- А что ты умеешь делать?

Опыт: «Радуга в стакане».

Материалы. сахар, гуашь, стаканчики (5-7шт, ложечка, шприц

Действия. Возьмем стаканчики (один оставляем чистым, насыпаем в первый стакан 1 ложку сахара, в другой 2 ложки сахара и т. д., добавляем по 3 столовые ложки воды, размешиваем сахар (на сколько это возможно, добавляем гуашь, размешать. Набираем в шприц раствор, начиная с самого большого количества сахара, выливаем в чистый стаканчик, не разбалтывая, наливаем следующий цвет и т. д.

Вывод. Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

— Ступай к нам жить.

Вот живут они семеро все вместе — и горя мало.

Пришел медведь и стучится:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, комар-пискун.

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

— Я, лиса — при беседе краса.

— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. А ты кто?

— Я вам всем пригнетыш. Пустите меня к себе жить. Я научу вас рисовать мыльными пузырями.

Опыт: «Мыльные пузыри».

Материалы. Пластиковые стаканчики, палочки для коктейля, вода, моющее средство, краски, бумага, карандаши или фломастеры.

Действия. Налейте в стаканчик немного воды, добавьте краску и размешайте.

Далее, добавьте в воду моющего средства.

Опустите палочку для коктейля в стакан и подуйте.

Что происходит?

Приложите лист бумаги к стакану и аккуратно прижмите.

Что получилось?

Сделайте ещё несколько отпечатков.

Дорисуйте фломастерами.

То, что получилось, очень понравилось всем. Пристроили они и для медведя жильё и стали дружно жить, да весь мир удивлять.

Вот и сказке конец, а кто с нами был – молодец.

Один очень важный совет: не торопитесь давать детям готовые ответы, пусть они сами подумают о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период» Лето – прекрасное время года. В большинстве случаев долгожданный отдых - заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы – ждет нас.

Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период». Часть вторая Уважаемые родители! Представляем Вашему вниманию ещё несколько идей для организации досуга детей. Рисование мелками. В самую жару, когда.

Консультация для родителей «Организация семейного досуга в летний период»Консультация для родителей «Организация семейного досуга в летний период» Описание: Данный материал будет полезен, прежде всего, для родителей, а также и для воспитателей дошкольных учреждений (в качестве информации.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Организация детского досуга в летний периодОрганизация детского досуга в летний период Задачи: - Создание условий для развития эмоциональной сферы ребенка; - Развивать быстроту, ловкость, инициативу, выдержку; - Воспитывать.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов. Организация детской экспериментальной деятельности в летний период
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 08:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД