Ткачева Татьяна
Семинар-практикум для педагогов «Значение конструктивной деятельности в развитии познавательной сферы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Педагог-психолог :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам взять по одному листочку и написать, что Вы ждете от сегодняшней встречи?
2 слайд
Теперь я предлагаю Вам с помощью ребуса угадать тему нашей встречи. (На экране зашифровано слово – «конструирование»)
Совершенно верно.
3 слайд
Тема нашей сегодняшней встречи «Значение конструктивной деятельности в развитии познавательной сферы дошкольников».
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Значение конструктивной деятельности в развитии познавательной сферы дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дайте определение слову «конструирование».
(Педагоги говорят свои варианты определения)
4 слайд
Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
Педагог-психолог :
А сейчас предлагаю немного размяться.
Упражнение «Креативный круг»
Цель: Развитие оригинальности, гибкости и скорости мышления.
Педагог-психолог :
Предлагаю вам встать в круг. Я буду вам бросать мяч и называть предмет, вы должны назвать три варианта того, что можно сконструировать из этого предмета. Например: бумага (сделать самолетик, пилотку, тюльпан)
Предлагаю: шишка, катушка, кубик, пластиковая бутылка, атласная лента, листья, камешки – голыши, ракушки, каштаны и т. д.
Педагог-психолог :
Спасибо! Присаживайтесь. Скажите:
Рефлексия:
- Легко вам было?
- Какие ощущения?
- Какие мысли посещали?
- Почему было трудно?
- Что мешало?
- Какие образы возникали мысленно?
- Заработала ли мыслительная деятельность?
5 слайд
Педагог-психолог :
Возвращаемся к конструктивной деятельности. Что нужно иметь под рукой, чтобы ребенок мог конструировать? (Ответы педагогов)
Да, нам нужны различные материалы. А вот какие именно?
На этот вопрос нам помогут ответить ребусы.
6 слайд
Строительные материалы:
Это кубики, мягкие модули, конструкторы с креплениями…
7 слайд
Природные материалы:
Шишки, желуди, каштаны, камешки, листья, фрукты, овощи и т. д.
8 слайд
Подручные материалы:
Картон, бумага, клей, пластилин, нитки, пуговицы, ленты, бутылки и т. д.
( Отступление от темы: в сети Интернет есть ГЕНЕРАТОР РЕБУСОВ, который поможет Вам создать ребус любой сложности на любое слово)
9 слайд
Детское конструирование – это специфическое образное познание действительности через разнообразные постройки и поделки из строительного, природного и подручного материала.
10 слайд
Виды конструирования в детском саду :
- из строительного материала,
- из природного материала,
- из бросового материала.
Формы конструирования :
- по подражанию,
- по образцу (по схеме,
- по замыслу.
11 слайд
Педагог-психолог :
Конструктивная деятельность - это самое мощное средство умственного развития ребенка. Она оказывает большое значение на формирование личности ребё нка:
1. Развивает технические способности детей.
2. Формирует наблюдательность, сосредоточенность внимания.
3. Развивает пространственное воображение, гибкость мышления
4. Формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели.
5. Готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству.
6. Способствует формированию:
- обобщенных представлений о предметах, способности понимать существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями
- обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки
- самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами.
7. Во время НОД формирует умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
8. Сознание детей переключается с конечного результата на способы достижения цели, они начинают понимать, что, при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.
9. Способствует развитию речи.
10. Помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы.
11. Обогащает эстетические представления детей.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений;
Является также средством нравственного воспитания дошкольников и формирования важных качеств личности;
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе;
Имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств.
Каковы же требования к конструктивной деятельности?
Помогайте мне их определить! (педагоги называют требования)
12 слайд
Требования к конструктивной деятельности :
- доступность,
- безопасность,
- эстетичность,
- разнообразие.
Педагог-психолог :
Совершенно верно. А для того, чтобы дошкольники увлеклись конструктивной деятельностью, необходимо самим педагогам уметь конструировать и творчески подходить к этому виду деятельности.
Поэтому сегодня я Вам предлагаю разделиться на 2 команды. Пожалуйста.
И сделать дом из предложенных материалов. Приступайте, пожалуйста.
Упражнение «Сделай дом»
Цель: развитие конструктивных и творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.
Материалы: ножницы, бумага.
Участники объединяются в 2 команды, получают только бумагу и ножницы, им дается задание: изготовить дом.
Обсуждение:
- Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
- Часто ли возникают такие ситуации?
- Кто подсказал решение или это коллективная задумка?
Педагог-психолог :
Спасибо Вам большое за участие. А сейчас возьмите свои листочки, которые вы заполняли в самом начале нашей встречи, прочтите и на обратной стороне напишите, получили Вы то, чего ожидали?
13 слайд
Рефлексия «Архиватор 3, 2, 1»
А вслух предлагаю по очереди ответить на три вопроса.
- Назовите, что понравилось больше всего.
- Назовите, что будете использовать в своей работе.
- Назовите, что побуждает (вызывает желание) задать вопрос.
Всем большое спасибо за участие! До свидания!