Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Как правильно обучать грамоте дошкольника?» (подготовительная группа) Часть 1

Ольга Алексеева
Семинар-практикум для родителей «Как правильно обучать грамоте дошкольника?» (подготовительная группа) Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

часть 2

Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

1. Расширить знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах.

2. Уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова).

3. Тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости.

4. Закреплять навык звукового анализа слова.

5. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Как правильно обучать грамоте дошкольника?“ (подготовительная группа) Часть 1» размещена в разделах

Предварительная работа:

1. Родительское собрание «Ребенок идет в школу».

2. Анкетирование среди родителей на тему «Готов ли ваш ребенок школе?».

3. Анализ проведённого анкетирования.

4. Консультация «Задачи работы с детьми 5-7 лет по области «Коммуникация».

5. Консультация «Формирование готовности к овладению чтением и письмом».

6. Выпуск памятки «Портрет будущего первоклассника».

7. Подготовка к семинару практикуму : подбор литературы, заданий для практической работы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Картинки с изображением предметов, выставка методической литературы.

Раздаточный материал: сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных и гласных звуков, схема звукового анализа слова (липа, карточки для самооценки.

Участники семинара - практикума : воспитатели, родители.

План семинара :

I. Теоретическая часть.

1.1. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.

1.2. Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.

II. Практическая часть.

2.1. Освоение приемов звукового анализа слов.

2.2. Работа над слоговой структурой слова (деление слов на слоги).

2.3. Заключительный этап. Рефлексия.

1. Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей так и у родителей.

Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

1.1. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :

-учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на,бе-ре-за) на части;

-учить составлять слова из слогов (устно);

-знакомство с терминами: "звук", «буква», "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие.

-умение работать со схемой слова, предложения.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение? Предложение – это слова связанные между собой по смыслу. Предложение состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.

Звуки бывают - гласные, согласные. В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [ы], [и] ,[э].

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ]. Согласные звуки обозначают синим цветом.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р].

Например [ c‘] [р‘] [н‘]

[с] [р] [н]

Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).

Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!

И твёрдыми, если за ними следуют гласные (а, о, у, ы, э).

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (Емеля, ёлка, юг, яма);

2. После гласных (заявка, приют, Пелагея);

3. После букв Ь, Ъ (вьюга, въезд).

А могут обозначать один звук, после согласного (семена, Пётр, утюг, пять).

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Всегда твё рдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Звуки на письме обозначаем буквами.

Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что:

1. Звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем; Например: - Ваня, звуки [м] или [ м’] обозначаются буквой ЭМ.

2. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

3. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному: Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

-написать букву в воздухе;

-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

-выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;

-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

-вылепить из пластилина, теста; -написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Семинар-практикум «Формы работы с родителями с целью подготовки детей грамоте в домашних условиях» Семинар-практикум для педагогов ДОУ, подготовлен воспитателем Аржакаевой Е. Н. Тема: «Формы работы с родителями с целью подготовки детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Как правильно обучать грамоте дошкольника?» (подготовительная группа) Часть 1
Опубликовано: 25 мая 2014 в 14:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Как правильно обучать грамоте дошкольника?» (подготовительная группа) Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Алексеева (УИ 220079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД