Татьяна Александровна Трунова
Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оптимизация и коррекция детско-родительских отношений, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.
Задачи:
• Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
• Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;
• Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
• Познакомить родителей с играми и упражнениями на песке;
• Развитие мелкой и крупной моторики, накопление сенсорного опыта ребенка;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
• Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);
• Развитие процессов саморегуляции.
Оборудование: песочные столы, набор миниатюрных игрушек, влажные салфетки.
Вводная часть (Психолог)
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу вам немного рассказать о песочной терапии, а также об играх и упражнениях, которые можно использоваться как в образовательной деятельности, так и на прогулке в песочнице.
Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.
Благодаря своей неструктурированности песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Свойства песка позволяют ребенку справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром.
Преимущества песочной терапии состоит в том, что она позволяет воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее, увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов.
Песочная терапия имеет еще параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.
Ход непосредственной совместной деятельности:
Знакомство родителя и ребенка с песочницей. «Посмотрите, наша песочница наполовину заполнена песком. Как вы думаете, зачем это нужно? У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим стеклянное дно, у которого при помощи пульта можно изменить цвет. Как вы думаете, а это зачем?
Знакомство с миниатюрными игрушками. «Посмотрите – на полках стоит огромное множество разнообразных фигурок. Вы можете рассмотреть их, подержать в руках. Здесь есть животные, деревья, дома, люди, транспорт и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».
Прежде чем начать наш семинар-практикум, я хочу напомнить вам о правилах при работе с песком:
1. Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно.
2. Не сыпать песок на товарищей.
3. Не поднимать руки с песком высоко, надо играть и строить из песка спокойно, аккуратно.
4. Не толкаться возле песочницы.
5. Не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.
6. Ни в коем случае не тереть грязными руками глаза, лицо.
7. Не брать песок в рот.
8. После игры нужно убрать все игрушки на свои места.
9. Вымыть руки, до и после работы с песком.
Ну, что ж давайте познакомимся с песком!
Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет родитель и ребенок).
- Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).
- Теперь давайте наберем песок в кулачок крепко-крепко сожмем его, потихонечку разжимайте кулак и посмотрите как струится песок.
- А теперь закопаем друг другу ладошки, сначала мама закапывает ладошки ребенка, а затем ребенок мамины ладошки.
Упражнение «Узоры на песке»
- Родители пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисуют различные геометрические фигуры, узоры. Ребенок должен нарисовать такие же фигуры, узор в нижней части песочницы. Затем ребенок рисует, а родители повторяют.
Основная часть.
Психолог. А теперь выберите каждый из коллекции игрушек, фигурку любого животного. Расскажите каждый о своем животном.
Упражнение «Необыкновенные следы»
- «Идут медвежата» - ребенок и родитель кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.
- «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» - ребром ладони рисуют на поверхности песка волнистые линии (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» - двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком ругами – «жучки здороваются»).
- «Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Психолог. А сейчас мы с вами поиграем в ещё одну увлекательную игру. Возьмите своего животного и создайте ему дом, жилище, обустройте ему пространство.
После того, как жилища обустроены, психолог говорит, что сейчас нужно будет животным сходить друг к другу в гости. Сначала к одному животному, затем к другому (проводится игра «Животные, которые ходят друг к другу в гости»).
После того, как игра завершится, происходит обсуждение ее с родителем и ребенком.
Заключительная часть.
(Психолог). В заключение нашего семинара-практикума я хочу рассказать вам ещё немного об играх и упражнениях с песком:
• «песочный массаж» пересыпать песок, перетирать его между ладошек (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т. д.);
• делать отпечатки пальчиками, ладошками, толстыми и тонкими палочками, камешками и т. д. ;
• рисовать что-нибудь или писать буквы, цифры, слова пальчиком или веточкой;
• создавать узоры или выкладывать контуры предметов из ракушек, камешков, веточек, каштанов, желудей, орехов и т. д. ;
• проводить пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке мамой. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики и в подготовке руки к письму).
Рефлексия:
- Понравилась ли вам играть в песочнице?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Понравилось ли ходить в гости, принимать гостей?
- Какие чувства вы сейчас испытывайте?