Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Татьяна Александровна Трунова
Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: оптимизация и коррекция детско-родительских отношений, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.

Задачи:

• Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;

• Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;

• Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

• Познакомить родителей с играми и упражнениями на песке;

• Развитие мелкой и крупной моторики, накопление сенсорного опыта ребенка;

• Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);

• Развитие процессов саморегуляции.

Оборудование: песочные столы, набор миниатюрных игрушек, влажные салфетки.

Вводная часть (Психолог)

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу вам немного рассказать о песочной терапии, а также об играх и упражнениях, которые можно использоваться как в образовательной деятельности, так и на прогулке в песочнице.

Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.

Благодаря своей неструктурированности песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Свойства песка позволяют ребенку справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром.

Преимущества песочной терапии состоит в том, что она позволяет воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее, увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов.

Песочная терапия имеет еще параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.

Ход непосредственной совместной деятельности:

Знакомство родителя и ребенка с песочницей. «Посмотрите, наша песочница наполовину заполнена песком. Как вы думаете, зачем это нужно? У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим стеклянное дно, у которого при помощи пульта можно изменить цвет. Как вы думаете, а это зачем?

Знакомство с миниатюрными игрушками. «Посмотрите – на полках стоит огромное множество разнообразных фигурок. Вы можете рассмотреть их, подержать в руках. Здесь есть животные, деревья, дома, люди, транспорт и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Прежде чем начать наш семинар-практикум, я хочу напомнить вам о правилах при работе с песком:

1. Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно.

2. Не сыпать песок на товарищей.

3. Не поднимать руки с песком высоко, надо играть и строить из песка спокойно, аккуратно.

4. Не толкаться возле песочницы.

5. Не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.

6. Ни в коем случае не тереть грязными руками глаза, лицо.

7. Не брать песок в рот.

8. После игры нужно убрать все игрушки на свои места.

9. Вымыть руки, до и после работы с песком.

Ну, что ж давайте познакомимся с песком!

Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет родитель и ребенок).

- Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).

- Теперь давайте наберем песок в кулачок крепко-крепко сожмем его, потихонечку разжимайте кулак и посмотрите как струится песок.

- А теперь закопаем друг другу ладошки, сначала мама закапывает ладошки ребенка, а затем ребенок мамины ладошки.

Упражнение «Узоры на песке»

- Родители пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисуют различные геометрические фигуры, узоры. Ребенок должен нарисовать такие же фигуры, узор в нижней части песочницы. Затем ребенок рисует, а родители повторяют.

Основная часть.

Психолог. А теперь выберите каждый из коллекции игрушек, фигурку любого животного. Расскажите каждый о своем животном.

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Упражнение «Необыкновенные следы»

- «Идут медвежата» - ребенок и родитель кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

- «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

- «Ползут змейки» - ребром ладони рисуют на поверхности песка волнистые линии (в разных направлениях).

- «Бегут жучки-паучки» - двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком ругами – «жучки здороваются»).

- «Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Психолог. А сейчас мы с вами поиграем в ещё одну увлекательную игру. Возьмите своего животного и создайте ему дом, жилище, обустройте ему пространство.

После того, как жилища обустроены, психолог говорит, что сейчас нужно будет животным сходить друг к другу в гости. Сначала к одному животному, затем к другому (проводится игра «Животные, которые ходят друг к другу в гости»).

После того, как игра завершится, происходит обсуждение ее с родителем и ребенком.

Заключительная часть.

(Психолог). В заключение нашего семинара-практикума я хочу рассказать вам ещё немного об играх и упражнениях с песком:

• «песочный массаж» пересыпать песок, перетирать его между ладошек (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т. д.);

• делать отпечатки пальчиками, ладошками, толстыми и тонкими палочками, камешками и т. д. ;

• рисовать что-нибудь или писать буквы, цифры, слова пальчиком или веточкой;

• создавать узоры или выкладывать контуры предметов из ракушек, камешков, веточек, каштанов, желудей, орехов и т. д. ;

• проводить пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке мамой. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики и в подготовке руки к письму).

Рефлексия:

- Понравилась ли вам играть в песочнице?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Понравилось ли ходить в гости, принимать гостей?

- Какие чувства вы сейчас испытывайте?

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» «Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого». Выполнил:.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 июня 2020 в 17:18
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 апреля. День простого карандаша на МААМ

Такому непростому простому карандашу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы сделать простой карандаш инструментом детской продуктивной...

20 апреля. День кукольной одежды на МААМ

На занятиях это тематического дня можно познакомить детей с разновидностями одежды – по полу, сезону, предназначению. Обратить внимание на детали одежды: рукава, воротник, манжета, пуговицы, карманы,...


Горячие темочки