Тюрина Юлия Александровна
Семинар-практикум для родителей «Экспериментируем вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях.
Задачи:
1. Формировать умение родителей поддерживать в ребенке желание.
2. Экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.
Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Форма проведения: Семинар – практикум.
Ход мероприятия:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Экспериментируем вместе с детьми“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на семинаре – практикуме. Сегодня мы поговорим с вами об исследовательской деятельности.
1. Теоретическая часть
Воспитатель: Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект.
Воспитатель: Так, пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега.
Воспитатель: Глыба плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбы. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши.
На донышке - немного краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?.
Воспитатель: Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н. Н. Поддъякова занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством.
Воспитатель: Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Воспитатель: Любое место в квартире может стать местом для организации экспериментальной деятельности с ребенком.
Воспитатель: Ванная комната. Во время купания ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Также кухня - это то место, где легко организовать эксперименты, как с продуктами, так и с другими веществами.
Воспитатель: Эксперимент можно проводить во время любой деятельности. Например, ребенок рисует, у него кончилась зеленая краска. Предложите ему попробовать и смешать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, не вмешивайтесь и не подсказывайте. Пусть в результате проб и ошибок ребенок найдет верное решение. К тому же, в ходе экспериментирования, он может получить еще несколько новых оттенков красок.
Воспитатель: Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Весной старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов.
При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами соблюдайте правила безопасности, При проведении опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполненных правил. Помните, при проведении эксперимента, главное-безопасность для вас и вашего ребенка!
Воспитатель: Ну что, а сейчас немного отдохнем! Я вам предлагаю Творческое задание
Воспитатель: Задание звучит так «Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях» (Незнайка, Винни - пух, Карлсон).
Воспитатель: Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
Воспитатель: С заданием справились, молодцы!
2. Практическая часть
Воспитатель: Как говорят в народе: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, уважаемые родители, предлагаю вам пройти в нашу мини лабораторию, где вы самостоятельно можете провести некоторые эксперименты, а затем дома повторять их вместе со своими детьми.
Воспитатель: Первый Опыт - «Радуга»
Воспитатель: Для этого нужно добавить в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4.
Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте. Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте. В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан. Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный. Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
Вывод: В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью.
Опыт 2. Наш следующий опыт - «Волшебная рукавичка»
Воспитатель: Металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Предлагаем взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестаёт быть волшебной.
Вывод: почему? Магнит. Внутри рукавички есть магнит. Магнит не давал упасть металлическим предметам.
Воспитатель: Опыт под названием «Салют» я проведу сама, а вы посмотрите и сможете повторить его дома вместе с ребенком! Сейчас мы устроим маленький салют.
Воспитатель: В цветной раствор мыла и соды добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют.
Вывод: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
Воспитатель: Опыт - «Засохшие цветы».
Воспитатель: Для этого из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой. Что же произойдет с цветком? (Цветок постепенно раскрывается). Почему?
Вывод: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки «раскрываются».
3. Заключительная часть
Воспитатель: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Воспитатель: Уважаемые, родители, надеюсь, что практикум вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
4. Рефлексия.
Воспитатель: В завершение нашей встречи я предлагаю вам поделится своими впечатлениями от проведенного семинара-практикума.
1 Что я сегодня узнала?
2. Что для меня было интересно?
3. Что для меня было трудно?
4 Я поняла, что…
5 Теперь я могу…
6 Я приобрела…
7 У меня получилось …
8 Я попробую.
9 Что меня удивило?