Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её выполнять?»

Юлия Карачкова
Семинар-практикум для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её выполнять?»

Форма проведения: семинар-практикум

Аудитория: родители старшей группы

Количество участников: учитель-логопед

Задачи:

1. Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных звуков.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её выполнять?“» размещена в разделах

2. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата; сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

3. Познакомить с комплексами основных профилактических артикуляционных игр-упражнений; с игровыми приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

4. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

5. Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

6. Расширить степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

Родители обучатся приемам проведения артикуляционной гимнастики, упражнений, получат рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях, смогут дома помогать своим детям.

Информационно - техническое обеспечение:

презентация «Артикуляционная гимнастика», схемы-профили артикуляции, презентация наглядно-дидактических пособий, картинки-задания, видеоролик «Научите меня говорить правильно!», памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики», буклет «Артикуляционная гимнастика с мамой».

Материалы и оборудование:

6 столов, стулья, зеркала, листы бумаги, ручки на каждого участника семинара, проектор, ноутбук.

Логика проведения:

1. Организационный момент

Выступление учителя-логопеда: «Зачем язычку делать зарядку?»

(В своем выступлении учитель-логопед напоминает родителям о строении артикуляционного аппарата, дает понятие, что такое «артикуляционная гимнастика», раскрывает причины по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, ее цель, дает краткую характеристику комплексам упражнений) показ презентации «Артикуляционная гимнастика»

2. Совместная деятельность логопеда и родителей :

• работа с профилями артикуляции (демонстрация профилей, объяснение логопедом особенностей артикуляции звуков [c], [з], [ш], [ж], [л], [р]

• самостоятельное выполнение родителями артикуляции данных звуков по схеме-профилю перед зеркалом

• демонстрация, объяснение и показ выполнения артикуляционных игр-упражнений учителем-логопедом и совместное выполнение их с родителями :

• игра-упражнение «Улыбка» («Заборчик»)

• игра-упражнение «Хоботок» («Трубочка»)

• игра-упражнение «Домик открывается»

• игра-упражнение «Загоним мяч в ворота»

• игра-упражнение «Чашечка»

• игра-упражнение «Вкусное варенье»

• игра-упражнение «Лошадка»

• игра-упражнение «Барабанщик»

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

(раздать после семинара)

«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ»

(диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см,

веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Крутить шарик лакательными движениями языка.

5. Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку».

6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ

1. Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

ИГРЫ С ВАТНЫМИ ШАРИКАМИ И БУТЫЛОЧКАМИ, СВЕЧКАМИ

«ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«ПОЮЩАЯ БУТЫЛОЧКА»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«ФОКУС» («Снежинка на носу»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Обратите внимание!

1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

2. Не сжимать язык зубами.

3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

«СЛАДКАЯ ЗАРЯДКА» (упражнения с чупа-чупсом).

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

3. Видеоролик «Научите меня говорить правильно!» (показ фрагментов проведения артикуляционной гимнастики с детьми логопедом и воспитателями группы)

4. Работа в парах - обучающая игра «Взрослый и ребенок»

(Логопед предлагает родителям разбиться на пары и распределить роли: один – взрослый, другой – ребенок. Затем раздает карточку-задание, на которой дается название артикуляционного упражнения, которое взрослый должен объяснить и показать «ребенку» как его нужно выполнить, а затем попросить «ребенка» повторить его. Логопед и родители оценивают качество выполненного упражнения).

5. Презентация пособий:

• Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 32 с.

Наглядно-дидактическое пособие предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию звуков среднего и позднего онтогенеза. Может быть использовано как в работе с детьми, имеющими речевую патологию, так и с их нормально развивающимися сверстниками для профилактики нарушений звукопроизношения. Каждое упражнение гимнастики иллюстрировано забавными картинками и описано в четверостишии. Для взрослого, занимающегося с ребенком, даны методические рекомендации. На последней странице пособия закреплено небьющееся акриловое зеркальце – для того, чтобы ребенок мог контролировать правильное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики

Эта книжка – не игрушка,

Не для развлечений.

Выполняют здесь зверюшки

Много упражнений.

Если вместе с ними, дружно

Их ты сможешь повторить,

То – ведь это очень нужно! –

Будешь чисто говорить

• Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.

В книге в увлекательной форме представлены упражнения, которые готовят речевые органы к постановке звуков.

Задания в стихотворной форме, выразительные рисунки (которые можно раскрашивать) и рекомендации опытных логопедов помогут родителям в занятиях с детьми.

Для детей и родителей, педагогов, логопедов.

Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М. : «Издательство ГНОМ», 2011. – 48 с.

Вашему вниманию предлагаются 46 схем, в которых показано положение артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных (глухих и звонких, твердых и мягких) звуков.

6. Обмен впечатлениями от встречи на семинаре-практикуме.

• Проводится анкетирование родителей

Примерная анкета.

1. Интересна ли была тема семинара-практикума?

2. Что полезного для себя Вы узнали?

3. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

4. Появилось ли у Вас желание проводить дома с ребенком артикуляционную гимнастику?

5. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Логопед вручает родителям памятку «Правила проведения артикуляционной гимнастики», буклет «Артикуляционная гимнастика с мамой».

Благодарит за участие на семинаре - практикуме.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для воспитателей «Развиваем речь детей» Семинар – практикум для воспитателей «Развиваем речь детей». Одной из важных задач, которые предусмотрены любой программой, по которой.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её выполнять?»
Опубликовано: 25 октября 2014 в 19:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД