Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии»

света болсуновская
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для воспитателей

«Развитие творческого воображения у дошкольников

с использованием ТРИЗ технологии»

Подготовила воспитатель Болсуновская С. В.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития ин-теллектуальных и творческих способностей дошкольников через ТРИЗ технологию.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии“» размещена в разделах

План:

1. Вступительная часть. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошколь-ников

2. Практическая часть:

• Технология обучения детей составлению сравнений.

• Технология составления загадок

3. Рефлексия

В системе дошкольного образования развитие речи ребенка занимает ведущее место. До-школьный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умствен-ного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период разви-тия.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Однимиз основных показателей уровня развития умственных способностей ребенкаможно считать богатство его ре-чи. Взрослым важно поэтому, поддержать и обеспечить развитие речевых и умственных способ-ностей дошкольников.

В педагогике используются разные методы и приемы развивающего обучения де-тей. Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креатив-ныхпроцессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная осо-бенность данной теории заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы орга-низации собственной творческой деятельности.

Система работы по развитию связной речи состоит из:

Технологии обучения детей созданию образных характеристик объектов.

Технологии обучения создания рифмованных текстов.

Технологии обучения составления рассказа по картине.

Технологии обучения составлению текстов сказочного содержания.

Сегодня я хочу подробно остановиться на технологии составления загадок.

Работа по обучению детей образной речи начинается с обучения детей созданию сравнений (первый этап, а затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап).

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений начинаем с трехлетнего воз-раста. Упражнения проводятся не только во время совместной образовательной деятельности по развитию речи, но и во время режимных моментов (прогулка, приём пищи, гигиенические проце-дуры).

Модель составления сравнений такая: воспитатель называет какой-либо объект; обознача-ет его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

Модель 1. Назвать признаки предмета по цвету, действию, форме и записать в левом столбце, обозначая словом с четко выделенной первой буквой. В правом столбце зарисовка объекта, которому характерны выбранные признаки. Загадка читается, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Какой? Что бывает таким же?

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по за-данным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

На пятом году жизни тренинги усложняются: в составляемой фразе не произносится при-знак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята); в сравнениях усилива-ется характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощ-ряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объек-тами (цвету, форме, действию и т. д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данно-го признака.

Пример: дерево по цвету золотистое, как …

Практическое задание :

Составить загадки по модели 1 «Какой?»

Апельсин, елочка, снег, сахар

Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании.

Практика показывает,что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей груп-пы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта.

Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные за-гадки, чем просто отгадывать знакомые.

Данная технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе состав-ления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается сосредней группы. При составлении загадок с детьми дошкольного возраста используются три основных модели. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. «Какой?»

Для составления загадки выбирается объект ( например :самовар).

Далее даются образные характеристики по заданным признакам.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий

- Какой он по форме? - круглый

Какой? Что бывает таким же?

По цвету

По действиям

По форме

А теперь попробуйте прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столб-цов связки "Как" или "Но не".

Пример: Блестящий, как монета, шипящий, но не вулкан, круглый как арбуз.

Можно предложить детям дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). Пример: блестящий –монета, но не простая, а начищенная монета и т. д.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Начищенная монета

Шипящий Проснувшийся вулкан

Круглый Спелый арбуз

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

После освоения модели: "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо по-знакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар бле-стящий, как начищенная монета).

Практическое задание: Составить загадку по модели 2 со словами:медведь, заяц, снег, дождь.

Модель 2.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Назвать действия предмета и записать в левом столбце, обозначая словом с четко выделенной первой буквой. В правом столбце зарисовка объекта, которому характерны выбранные действия. Сравнение идет на завышение или занижение. Загадка читается, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Что делает? Что (кто) делает так же?

Пример составления загадкипро ежика:

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). Пыхтит как старый чайник (срав-нение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение"). Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как трудолюбивый муравей (сравнение на "завышение"). Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Что делает? Что (кто) делает так же?

Пыхтит Новенький паровозик

Собирает Хорошая хозяйка

Семенит Трудолюбивый муравей

Далее составляем загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

Пример: Составление загадки про ежика с приемом "завышение" : "Пыхтит, как но-венький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не трудолюбивый муравей".

Пример: Составление загадки про ежика с приемом "занижение" : "Пыхтит, но не ста-рый чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый дедушка".

Модель 3.

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

Пример составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На гнома.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

На что похоже? Чем отличается?

Гном Без бороды

Дом Без окон

Зонтик Толстая ножка

Текст получившейся загадки: "Похож нагнома, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Практическое задание: составить загадки по модели 3 со словами: пирамидка, подсолнух, ма-шина, зонт, улыбка, иголка.

РЕКОМЕНДАЦИИ:Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста прояв-ляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую стороны речи. Однако, при стихийном развитии лишь не-многие достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное развивающее обу-чение в речевом развитии ребенка.

По В. В. Давыдову, творческое созидание, творческое преобразующее начало должны обяза-тельно присутствовать в деятельности. И чтобы она была более полноценной, необходима пра-вильная организация. Всё это возможно, если использовать в своей работе «ТРИЗ-технологию».

Рефлексия:Все участники семинара получаютсмайлики, на которых предлагается написать, чем была полезна для них эта встреча, высказать свои пожелания и предложения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.

2. ЕльцеваО. М., Горбачевская Н. Н. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» - СПб. : «Детство-пресс»,2005,-192с.

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольни-ков. - М., 1997.

4. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. - М., 1977.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т. 2. М., 1983.

6. Гуткович И. Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. // Тезисы докладов Региональной научно - практической конференции "Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников". - Челябинск, 5 - 6 июня, 1998. - С. 13-15.

7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М. : Педагогика, 1986.

8. Сидорчик Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников : Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998.- 64

9. Сидорчук Т. А., Хомченко Н. Н. «Технологии развития связной речи дошкольников»

Ульяновск 2004 г. –64 с. (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии» Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа,.

Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально-благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование игровой деятельности по ознакомлению дошкольников с ПДД» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПДД» Автор: воспитатель Тарасова.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников" «Что такое театр? Это чудо,.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интонационной выразительности речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка».

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования» Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической.

Презентация «Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в.

Семинар-практикум «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники друдлы» Прежде чем начать свое выступление, давайте вспомним в какие игры вы играли в детстве. (Это и подвижные игры на скорость, реакцию, выносливость).

Семинар-практикум для воспитателей «Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств дошкольников» Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств и интереса к занятиям физической культурой у дошкольников. Забота о всестороннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 10:04
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии»» (включая файлы) размещена пользователем света болсуновская (УИ 1436288) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД