Татьяна Скрягина
Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности
Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально-благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы видеть личность. А личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние изобразительной деятельности на человека. Не все станут хуожниками-профессионалами. А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, помочь, то рисовать будут многие. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить в нем талант, вселить веру в свои силы можем мы, взрослые. Именно в детские годы происходит формирование характера, определяются черты будущей личности. И нам бы очень хотелось, чтобы личность была яркая, творческая. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дошкольники имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивление.
Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, аппликация, коллаж) не исчезает в момент прекращения ребенком действий. Созданное детьми остается, его можно рассматривать, оценивать, а главное – совершенствовать. На протяжении нескольких дней у детей появляется возможность дорисовывать, дополнять работу природным и бросовым материалом и т. д.
Для работы с детьми я наметила следующие задачи:
Развивать познавательные процессы, образное мышление, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазии, воображение.
Формировать эстетический вкус в изобразительной деятельности.
Совершенствовать технические умения и навыки.
Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.
На занятиях использую следующие принципы:
От простого к сложному.
Оптимальное соотношение известного к неизвестному.
Определенный дефицит информации.
Вызвать интерес.
На занятиях по изобразительной деятельности создаю атмосферу доброжелательности, регулирую дозировку психической и физической нагрузки, использую физминутки, речь и движения, зрительную гимнастику, пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев рук и ушных раковин. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет облегчить общение друг с другом и развивает коммуникативные и творческие способности. Очень люблю коллективные работы. Это сложная, но очень интересная в плане организации форма, когда работа выполняется всеми детьми одновременно. Она дает много возможности для общения. Использую природный и бросовой материал (желуди, шишки, нитки, бусины, ракушки и т. д.)
Планируя работу с детьми, темы старалась подобрать с учетом сезона и календарных праздников – то, что детям близко и дорого: «Осенний ковер», «Моя мама самая лучшая», «Кем я хочу быть», «Украшаем елку», «Новогодние подарки», «Зимушка-зима», «Подарок папе», «Праздничная открытка маме», «Весна пришла», «Летим с друзьями в космос», «9 Мая – День Победы», «Строим волшебный город» и другие.
Совместная деятельность детей и взрослых положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата. В совместной с ребенком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз по-новому выполняя знакомые детям задания. При формировании у ребенка воображения взрослому очень может помочь перевоплощение в игровой персонаж, который побуждает малыша воображать ту или иную ситуацию.
В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми, радостные чувства объединяют детей, а родители учатся восхищаться детским творчеством. Многие родители вместе со своим ребенком участвуют в выставках рисунков и поделок. Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам, подарками близким, родным людям. На выставку вывешиваем все работы, действуя по принципу: «Некрасивых работ не бывает».
Для себя я определила позицию в общении с детьми: педагог-партнер. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Я рассматриваю изобразительную деятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может выразить свою индивидуальность.