Лучший педагог года

Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ»

Ирина Калякова
Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ»

Цель:

— Развитие, формирование и коррекция профессиональных качеств направленных на сотрудничество;

— Способствовать развитию рефлексии;

— Ознакомить воспитателей с идеей сотрудничества;

— Предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию определенных качеств, для налаживания сотрудничества между дошкольниками.

Сценарный план

1. Организационный этап

По середине зала лежит веревка. Педагоги стоят шеренгой, предлагается перейти на

другую сторону тем:

— кто в семье первый ребенок;

— у кого в детстве был велосипед;

— кто любит петь;

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ“» размещена в разделах

— у кого карие глаза;

— у кого есть дочь (сын);

— кто любит кофе;

Мы все разные, но рядом с нами всегда есть люди, с которыми мы можем найти общие интересы.

А сейчас мы разделимся на три группы. В середине зала стоит поднос с 3 картинками, каждая из которых разрезана на 6 частей. Ваша задача взять одну часть картинки и найти 5 товарищей с частями той же картинки, чтобы получилась полноценный сюжет.

Вот таким образом у нас получилось 3 команды.

2 Игровой этап

Задание 1 команде.

Из предложенного материала (самоклеящая бумага фомата А3, шерстяные нитки разного цвета и разной длины) изобразить сюжет : «В детском саду» .

Задание второй команде:

Из предложенного материала (белый лист бумаги формата А3, клей, обрезки бумаги разной формы, размера и фактуры (ножницы отсутствуют, изобразить картину «На море».

Задание третьей команде:

Из предложенного материала (белый лист бумаги формата А3, степлер, фольга, салфетки, фломастер зеленого цвета) сделать открытку «С новым годом.»

Игровой этап №2

Цель: Показать, как важно уметь просить, принимать и оказывать помощь и поддержку.

Оценить себя в сложившейся ситуации.

Участники выстраиваются в плотную шеренгу – они имитируют скалы. Перед ними, предельно близко от носков ног кладется лента или веревка – это узкая тропа над пропастью. Каждый из участников, начиная с первого, должен пройти по тропе над пропастью и не упасть в нее, встать в конце шеренги. (При этом, каждый передвигается, как считает удобным – хватается за «скалы», вытесняет ноги участников, ища место опоры, кто то движется спиной к «скале». Имитирующие скалы тоже ведут себя по разному – кто то старается помочь, поддерживает идущего, кто то отпихивает и оказывает сопротивление).

Резюме

Что вы почувствовали, коллеги, поддержку или сопротивление? Испытали ли вы желание помочь или были равнодушны к путнику?

Все мы разные, но каждый из нас когда-то нуждается в помощи, а она не всегда приходит сама. Ее надо уметь найти – прямо за ней обратиться. Если человек замечает, что вы нуждаетесь в помощи, и предлагает ее сам, ее надо уметь принять. Этому нужно учиться самим и формировать чувство взаимопомощи у детей.

3. Содержательный этап

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли

большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога.

Дошкольные организации вступают в период глубоких качественных изменений. В ФГОС ДО изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности «деятельностный подход» и на ее основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира. Таким образом, современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое.

И сегодня мы с вами еще раз обратимся к вопросам «педагогики сотрудничества», реализация которой в образовательном процессе ДОО становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС ДО.

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с

людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности.

Проблемы педагогики сотрудничества затрагивались в работах таких педагогов и психологов, как Ш. А Амонашвили, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, Л. С. Выгодский.

Педагогика сотрудничества рассматривалась ими как перспективное направление развития дошкольного и школьного образования и нашла отражение в современной Концепции дошкольного воспитания, разработанной лабораторией ВНИК «Школа» и НИИ дошкольного воспитания.

Основные идеи педагогики сотрудничества :

— Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса.

— Изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от репродуктивных методов обучения на поисковые, творческие, осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.

— Применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе.

Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно делает его иным: одностороннее управление как взаимодействие воспитателя на ребенка сменяется взаимным воздействием, при котором управляет не только воспитатель, но и ребенок, более того, в роли объекта воздействия со стороны ребенка оказывается воспитатель.

Переход на личностно – ориентированную педагогику.

— Педагогика сотрудничества предполагает создание атмосферы радости и оптимизма как необходимого элемента процесса обучения, развития и воспитания.

Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести сильное самосознание, точно так, как дети, выращенные на сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни. Важной задачей педагога следует признать организацию сотрудничества между детьми. Этому может способствовать:

— отказ от постоянной и жесткой иерархии отношений, сотрудничество как существенный элемент отношений; — выход воспитателя из роли наставника и освоение роли организатора групповой деятельности;

— переход к «непедагогическим» формам образовательного общения :

а) Развитие общего и взаимного интереса участников общения (воспитанников); б) Отсутствие дидактичности (поучения); в) Творческий характер общения (как задача воспитателя);

— признание особой роли групповых и парных занятий как форм самостоятельной деятельности.

Чтобы воспитатель мог на практике реализовать принципы равенства – диалогизма, соразвития, свободы, сосуществования, сотрудничества, единства и принятия, он сам должен иметь такой опыт переживания, проживания.

Технология развития сотрудничества у дошкольников – это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.

1 этап: Необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений

дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях.

На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на: - поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей; - ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него - проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы (серия бесед с использованием литературных произведений, из личного опыта); - демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей; - непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.

2 этап: Осмысление предстоящих моделей сотрудничества.

- Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты. («Изготовление книги» - рисование страниц) - Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. (По этому принципу действует производственный конвейер). - Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата. ( Подготовка к спектаклю: костюмы, декорации, роли)

3 этап: Сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.

Технология сотрудничества осуществляется в :

- совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок»;

- совместных играх;

- совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам;

- совместной творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения);

- индивидуально-подгрупповой работе.

Результат:

- Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков.

- Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей.

- Положительная динамика результатов усвоения программного материала.

- Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать.

При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость.

Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками)

Публикации по теме:

«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей» Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальными полифункциональными материалами МАДОУ Каскаринский детский сад «Золотой петушок» Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальными.

Семинар для педагогов детского сада «Технология проектирования» Авторы и ведущие семинара:педагог-психолог МКДОУ "Улыбка" - Провадкина Ю. В., воспитатели МКДОУ "Улыбка" - Бутылина И. В., Глушкова Т. В. ,.

Семинар-практикум «Комплексный подход в моделировании образовательного процесса на этапе реализации ФГОС до» Семинар-практикум «Комплексный подход в моделировании образовательного процесса на этапе реализации ФГОС ДО» Автор: Л. А. Толстик учитель-логопед.

Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС дошкольного образования» План-конспект Семинар-практикум «Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО" Асауленко Г. В., старший воспитатель,.

Технология фасилитации — философия сотрудничества с семьёй в ДОУ Технология фасилитации – философия сотрудничества с семьёй в ДОУ. Работа с семьёй в ДОУ является традиционным направлением воспитания ребёнка,.

Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата. Соснова Галина Константиновна. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов.

Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результат Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата. Володина Елена Васильевна Современные педагогические.

Технология трудового процесса Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ»
Опубликовано: 9 июля 2016 в 00:38
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД