Лучший педагог года

Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата.

Галина Соснова
Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата.

Соснова Галина Константиновна.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов дошкольного образования.

Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить технологию исследовательской деятельности. Технология исследовательской дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Публикация «Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата,» размещена в разделах

Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

В процессе познавательной деятельности дети расширяют свои представления не только о своей родине и родном крае, а также познают историю в определенных временных рамках прошлого и настоящего.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

• эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;

• наблюдения и опыты;

• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

• фиксация результатов : наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• использование художественного слова.

Виды познавательно-исследовательской деятельности :

• Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира).

• Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему)

• Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.

Эффективность.

Исследование – процесс творческий, рождается на основе внутренней потребности, потребности в познании.

На собственных наблюдениях, опытах, установлении закономерностей у детей стимулируется познавательная активность и любознательность, возникает интерес к исследованию природы, развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация).

Активизируется восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Формируется целостная картина мира и основы культурного познания им окружающего мира.

В своей работе использую форму «Путешествие по «реке времени».

Это одна из форм технологии исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленная на применение временных отношений (историческое время) от прошлого к настоящему.

«Путешествие по реке времени» – это формирование в воображении ребенка образа истории определенного объекта через «метки» – символы.

Большой интерес вызвало создание «реки времени» по теме «Мой родной город». Произошло знакомство детей с родным краем, родным городом, с его историей, достопримечательностями, с людьми, которые в нем живут.

Начальным этапом исследования было реальное место – родной край. В ситуации «круглого стола» произошло «вхождение в тему». На этом этапе использовался иллюстративный и предметный материал: фотографии, открытки, путеводители, карточки разного размера. Проводила с детьми активное обсуждение, нахождение связей, анализ, сравнение.

Следующим этапом проходила работа в подгруппах. Подгруппы детей ведут свои исследования, а потом объединяются за «круглым столом» для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Панно «река времени» вывешено для дополнения в свободной самостоятельной деятельности детей.

Форма исследовательской технологии «Путешествие по карте».

Цель формы «Путешествие по карте» : обеспечение условия для развития у детей представлений об окружающем мире.

Данная форма исследования помогла создать наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, родной стране, родном крае).

«Путешествие по карте» создает в воображении ребенка живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» – символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).

Содержание усваивается детьми тогда, когда оно применяется в самостоятельной деятельности. Дети могут легко подойти, рассмотреть карту полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами, которые имеют свое постоянное место в группе, Исследование по карте является продолжением сюжетной игры в путешествие.

Через «Путешествие по карте» происходит освоение пространственных схем и отношений, формирование представления о пространстве мира.

Форма «Детское экспериментирование».

Экспериментирование — эффективная форма обучения детей исследовательской деятельности во всех видах повышения самостоятельности ребенка. Она вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка во время прогулок, экскурсий.

У детей развивается творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность – способность общаться с взрослыми и сверстниками.

Важнейшей задачей становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.

Развивающая среда.

В группе для экспериментирования созданы центры:

центр «Науки и природы» где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом.

«Почемучка» дети проводят опыты с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскопы. Оборудование для исследовательской деятельности.

Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения.

Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.

Сотрудничество с родителями.

Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

Для повышения педагогической грамотности в вопросе социально-коммуникативного развития ребё нка для родителей организую:

Тематические папки. Анкетирование. Индивидуальные беседы. Консультации. Папки-ширмы. Круглый стол.

Это позволило родителям создать в группе мини-музей «Мой дом – мой родной город», экспериментальную зону, собраны коллекции открыток о природе, оформлены альбомы о родном крае, его достопримечательностях.

Вывод.

Применение технологии исследовательской деятельности дает положительную динамику роста развития воспитанников, которое прослеживается при систематическом проведении мониторинга.

Это способствует развитию у детей поисково-исследовательской активности. Дети пытаются анализировать, делают выводы, объясняют закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросла познавательная активность и интерес к миру.

Публикации по теме:

«Как воспитать гения?» Технология проектной деятельности Как вырастить маленького гения? Дать возможность ребенку экспериментировать, фантазировать, самостоятельно искать ответы на вопросы! С рождения.

Технология детского экспериментирования, как средство развития ребенка «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками» утверждают.

Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ "Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ" Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребенку,.

«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей» Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий.

Консультация для педагогов «Использование метода ТРИЗ для достижения идеального результата» Технология ТРИЗ уже почти забыта Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для: - поиска нетривиальных идей, - выявления.

Педагогическая технология игры как средство формирования качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста В настоящее время возрос интерес к проблеме социализации детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленными.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников»Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников» Актуальность Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей.

Технология проектной деятельности старший воспитатель Булгакова Н. В. МБДОУ детского сада №423 г. о. Самара Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо.

Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей Использование ТРИЗ-технологии как средства развития творческого мышления детей Е. С Кононова, воспитатель ЧДОУ" Родничок" г. Пермь Современное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата.
Опубликовано: 3 мая 2016 в 21:08
+296Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 182.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД