Света Сулейманова
Семинар — практикум «Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара – практикума по теме :
«Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
Публикация «Семинар — практикум „Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход семинара.
Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса.
Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.
Развитие игры.
Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Структура сюжетно-ролевой игры
СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ
Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина)
Роль взрослого - явная и незаметная.
Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность - организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей).
В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях :
- Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).
- Прямое руководство (с вмешательством в игру).
1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.
Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли) :
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)
Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:
- Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.
Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их.
Создание предметно-игровой среды
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.
Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.
Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. Я предлагаю вам немножко поиграть.
Первое задание. Предлагаю блиц-опрос. Знаете ли вы игры?
• Какие атрибуты используются в играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
• Главная роль в игре? (водящий)
• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
• Где используются игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, тур. походов)
• Какие физические качества воспитываются в Р. Н. И.? (смелость, ловкость, выносливость)
• Откуда берётся речевой материал для игр? (из народного фольклора)
• Что является сигналом к действию в игре? (слово).
• Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?
(Самостоятельные.)
• Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)
Второе задание. Сейчас предлагаю вам пофантазировать, как можно использовать в играх различные предметы.
Бумага (салфетка на стол в кафе, подзорная труба, сложить конверт, еда)
Скакалка (веревка, пожарный шланг, для разделения помещения)
Кубик (машинка, пирожное, домик, чемодан)
Палочка (волшебная палочка, жезл работника ГИБДД, забор, лопатка)
Третье задание. Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «салон красоты» и «магазин игрушек». / В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника» - регистратор - врачи - медсестра - педиатр - прививочный кабинет - лаборатория - дневной стационар - гардероб - главврач.
Четвертое задание. Презентация сюжетно-ролевой игры «Салон красоты»
Пятое задание. Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм.
Вопросы к кроссворду:
1. Процесс формирования мировоззрения, мораль их качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. (Нравственность)
2. Разработка поэтапного и целенаправленного продумывания своих или чужих действий. (Планирование)
3. Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т. п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения. (Подражание)
4. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. (Игра)
5. Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия. (Правила)
6. Отрасль педагогики, изучающая принцыпы, приемы и средства учебно-воспитательной работы. (Методика)
7. Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности. (Воспитание)
8. Относительно компактная социальная группа, объединяющая детей, занятых решением конкретной общественной задачи. (Коллектив)
9. Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре. (Роль)
10. Коллективное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными целями. (Экскурсия)
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.