МААМ-картинки

Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников» (3 фото)

Мария Попова
Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников

Форма проведения: День профессионального мастерства

Дата проведения: 24.04.2017 г.

Время проведения: 9.00 – 10.45ч.

Участники: Педагоги МБДОУ № 8 «Светофор»

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием «исследование»;

Публикация «Семинар-практикум „Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников“» размещена в разделах

2. Углубить знания педагогов о методике проведения исследований; умение отражать знания в педагогической практике.

3. Научить педагогов создавать мини-проекты по исследовательской деятельности, презентации к ним, интерактивные игры.

Предварительная работа: Подготовка занятий в каждой возрастной группе по познавательно-исследовательской деятельности.

План проведения семинара – практикума :

9.00 – 9.10ч. – Вступительное слово по теме семинара (старший воспитатель)

Просмотр ООД по познавательно-исследовательской деятельности (педагоги всех возрастных групп) :

9.15 – 9.30ч. – 2 младшая группа

9.35 – 9.55ч. – средняя группа

10.00 – 10.30ч. – подготовительная группа

10.30 – 10.40ч. – Обучение педагогов созданию мини-проектов, мультимедийных презентаций к ним, интерактивных игр (старший воспитатель).

10.40 – 10.45ч. - Подведение итогов семинара (заведующий ДОУ).

Содержание семинара-практикума на тему : «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников».

Теоретическая часть:

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу. И исследование, и проектирование принципиально разные виды деятельности.

Исследование - бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование - творчество в чистом виде. Проектирование - решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед». В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований. Поэтому эти два вида деятельности взаимосвязаны. Использование исследовательских методов обучения в детском саду имеет ряд существенных особенностей. Дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т. п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Методика проведения исследований позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации. Рассмотрим специфику проведения занятий по исследовательской деятельности.

1. Выбор темы

- Самым первым этапом этой большой работы является определение темы исследования.

Выбор темы осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им ранее заготовленные карточки с различными изображениями — темами исследований. Карточки с темами лучше всего разложить перед детьми или прикрепить на доске. В обсуждение по поводу выбора темы надо включить всех участвующих в занятии детей.

После короткого обсуждения, направляемого взрослым, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.

При выборе темы надо склонять детей к тому, чтобы они выбирали то, что им действительно интересно и что интересно исследовать.

2. Составление плана исследования.

Объясним исследователям : их задача — получить как можно больше новых сведений по теме. И для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый. В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. Каждый такой ответ должен быть обязательно отмечен, ответившего ребенка следует непременно поощрить. После того как, например, кто-то из детей сказал, что новое можно узнать из книг, положите перед детьми карточку с изображением этого метода исследования. Как только названы такие методы, как наблюдение или эксперимент, положите в круг карточки, обозначающие эти методы. Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования. Те методы, которые дети не назовут, на первых порах следует подсказать.

Теперь надо сделать план более строгим и последовательным.

Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее. Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется деликатно подсказать. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».)

«Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент».

Итак, план проведения исследования составлен.

3. Сбор материала.

Следующий, третий, шаг — сбор материала.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы. При проведении первого занятия, как показывает опыт, приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию у детей выражена слабо. Они еще не могут понять значимость этой фиксации. Но по мере участия в занятиях эта потребность у них будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей. Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.). Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка является показателем того, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью.

Итак, 1 метод исследования «Подумать самостоятельно».

Например, подумав, приходим к выводу: наш попугай — «домашняя декоративная птица». Для того чтобы эту идею зафиксировать, нарисуем на листочке домик или клетку, человечка и попугая. Домик (клетка) и человечек будут служить напоминанием о том, что попугай живет в домашних условиях, рядом с человеком.

Следующая пришедшая исследователям идея, например, такая: «попугаи бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Нарисуем два овала — один большой, другой маленький. К каждому пририсуем клювы, хвостики и хохолки. И эта идея уже не забудется. Затем, подумав, дети отмечают, что у попугаев обычно встречается яркое оперение. Нарисовав на другом листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, дети могут закрепить для себя идею «о разнообразном, ярком оперении попугаев». Как показывает наш опыт, этих несложных заметок оказывается вполне достаточно для фиксации такой относительно простой информации на короткий срок. Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

2.«Спросить у другого человека» — следующий метод исследования. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей об интересующем нас предмете. Вопросы можно задавать всем присутствующим — детям и взрослым. (На первых порах это вызывает большие трудности. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать, и еще труднее услышать и воспринять ответ другого человека. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом на пути к формированию навыков успешного обучения ребенка. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети не умеют слушать воспитателя и друг друга. Данные занятия могут помочь в развитии умения спрашивать и слушать других. Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решать. Выполняя эту работу с ребенком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьезными «игрушечными исследованиями» стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Первое время следует особенно четко фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше.

3.«Узнать из книг». Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но не овладевшему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. В этом случае можно поступить двумя способами: ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. В ходе занятия, кроме педагога, ребенку-исследователю мало кто может помочь. Поэтому надо заранее подобрать литературу, сделать необходимые закладки и быть готовым к возможным вопросам.

4.«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом — эксперименты. Возможность их использования может дать и рассматриваемая нами тема. Попугаи — не редкость в живых уголках, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения этой птицы. Нам никто не мешает подойти с нашими исследователями к клетке попугая и поговорить о том, что мы видим. В ходе наблюдений мы можем изучать особенности поведения попугая и его реакции на различные события. Все это надо зафиксировать на наших листочках. Можно провести даже эксперименты. Например, любит ли попугай музыку или звучащую человеческую речь? Чем он питается, какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необычное, отличающееся от продуктов, используемых для приготовления человеческой пищи? Можно ли обучить попугая чему-либо?

5. Обобщение полученных данных. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

6. Доклад. Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о попугае». Практически это выглядит так : дети по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад. Начали они с определения основных понятий, сказали, кто такой попугай, рассказали, где он живет и чем питается, затем продолжили свое повествование, опираясь на собранный материал. Заслушать все доклады на одном занятии обычно не удается. Поэтому часть можно прослушать индивидуально — пока остальные завершают свои исследования, часть докладов перенести на другое время, а на данном занятии коллективно заслушать два-три доклада.

Правила сопровождения детского исследования :

1. Всегда подходите к проведению работы творчески.

2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

3. Не сдерживайте инициативы детей.

4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.

5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.

Практическая часть :

Просмотр ООД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей, средней и подготовительной группах;

Обучение педагогов созданию мини-проектов, мультимедийных презентаций к ним, интерактивных игр.

Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников»
Фото «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников»
Семинар-практикум - фото
Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство познавательно-речевой активности Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь» Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников «Познавательно – исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников» Воспитатель: Безрукова Наталья Васильевна.

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников» Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС 1 слайд. Познавательно – исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ 2 слайд.

Родительское собрание «Экологическая деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» «Экологическая деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Форма проведения: круглый стол. Участники: родители,.

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения» Семинар-практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения» Цель: Обучить родителей.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Цель: объединить усилия коллектива МДОУ.

Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» Семинар-практикум «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ»[/b]Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности.

Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте» Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах речевого развития детей. Задачи: 1. Рассказать воспитателям об артикуляционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 13:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Попова (УИ 1469073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД