Зинаида Скляренко
Семинар-практикум для воспитателей «Использование художественной литературы в формировании навыков по ОБЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
«Использование детской художественной литературы для формирования навыков безопасного поведения дошкольников".
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека.
Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ДОУ, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является формирование у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Использование художественной литературы в формировании навыков по ОБЖ“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая,
воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения.
Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их.
Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные.
Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников.
Методы подразделяются на словесные (рассказ, беседа, вопросы к
детям и пр., наглядные (показ, демонстрация и пр.) и практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.). Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении
младших дошкольников, но на материале, отражающем специфику возрастных возможностей.
Следует поддерживать заинтересованность детей совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников - это пример окружающих ребёнка взрослых.
Наглядные методы:
В группах младшего дошкольного возраста показ
Сопровождается развернутыми комментариями,проговариванием взрослым собственных
действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом. Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Просмотр
обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей.
Можно посоветовать педагогам использовать мультфильмы, созданные в
советский период.
Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов
электронных энциклопедий- современные разновидности наглядного метода.
Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям -
очень популярная у дошкольников форма наглядного метода.
В группах среднего и старшего дошкольного возраста просмотр грамотно подобранных драматических спектаклей весьма положительно влияет на формирование норм поведения.
С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать практические опыты с использование микроскопа, лупы. Это послужит наглядным примером при рассказе о вреде поедания снега.
В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору, в пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей.
Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода. Классическая детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме.
Художественное слово пронизывает всю жизни маленького ребенка, задавая определенный ритм (стихотворения, потешки) и образец поведения (классическая проза) в типичных ситуациях. Начиная с чтения «Девочка чумазая» А. Барто, Маршака «Кошкином дом» дошкольники постепенно приобретают навыки эмоциональной отзывчивости : сочувствуют привлекательным персонажам литературных произведений, сопереживают им, откликаются на радостные и печальные события. Именно произведения художественной литературы впоследствии становятся основной для игр-драматизаций и режиссерских игр детей. Так, чтобы напомнить детям осознать, что употребление грязной волы приведет к нежелательным последствиям, можно, например, напомнить известную сказку «О сестрице Аленушке и братце Иванушке.
Отгадывание загадок вызывает неизменный интерес у большинства дошкольников. Педагогам активно использовать данную разновидность метода, начиная со второй младшей группы. Загадки можно использовать и в досуговых формах совместной деятельности взрослого и детей. Сочинение
загадок, как метод обучения, используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Н-р: «Жжется, да не огонь, зеленая, да не кузнечик (крапива)». Составленные вместе с детьми загадки можно оформить в альбом следующим образом : в центре листа располагается закрытая картинка отгадка, а по углам приклеиваются картинки, с которыми сравнивается загаданный предмет.
Рассказ, рассказ-пояснение, составление рассказов из личного опыта детей.
Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций. Беседа-запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой детей. Так, беседа съедобных грибов, целесообразно предложить детям вспомнить и рассказать, как они собирали грибы в лесу: с кем они ходили в лес; кто им объяснял, какие грибы можно, а какие нельзя собирать; как правильно собирать грибы в лесу?
Практические методы:
Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с
использованием презентаций, компьютерные игры, игры-придумывания.
Тренинг «чужой человек». Инструкция: «Давайте вспомним сказки «Снежная королева» и «Приключение Буратино». Какая беда случилась с главным персонажами этих сказок? Действительно, и живой, и деревянный мальчики ушли с чужими людьми, и попали в беду. А знаете ли вы, как следует поступать, если незнакомец предлагает вам пойти с ним, чтобы посмотреть интересные мультфильмы или поискать вместе потерявшегося щенка?
Можно проиграть эти сценки и повторить слова с детьми индивидуально и хором. Тренинг «Если Чужой пытается приникнуть в дом»
. Инструкция : «Давайте вспомним сказки «Кот, петух и лиса» и «Волк и семеро козлят». Какое правило нарушили персонажи этих сказок?»
Работа дошкольной организации по формированию основ безопасного поведения обязательно строится с учетом взаимодействия с кругом близких людей, воспитанников. Для того, чтобы работа педагогов по формированию навыков безопасного поведения у детей дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей воспитанников. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.