Татьяна Атякшева
Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Тема: «Использование фольклора в духовно – нравственном воспитании дошкольников» 24.03.2022
Автор разработки: Атякшева Т. А. старший воспитатель.
Цель: расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.
Публикация «Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников» размещена в разделах
2. Повысить профессиональную компетентность педагогического состава в данной проблеме.
3. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
4. Формировать у педагогов целостное представление о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора.
5. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал педагогов.
План проведения семинара:
1. Теоретическая часть.
1. Доклад «Значение и роль фольклора в духовно- нравственном воспитании дошкольников») Липина Н. В.
2. Доклад «Формы, методы, принципы работы с детьми дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора» Кириллова А. А.
Практическая часть
1. Задание для педагогов.
2. Конкурс «Лучшая разработка дидактической игры по нравственно-патриотическому воспитанию» Подведение итога. .
3. Мастер-класс «Русская народная игра» Зосимова М. Б.
Ведущий: Давайте мы с вами разделимся на две команды. А поможет нам жеребьевка. Раздаются карточки со словами «роза», «мимоза». Воспитатели делятся на две группы.
Ведущий: – Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает фишку.
1. Задание.
Ведущий: Команды готовы? Ну, тогда, пожалуй, начинаем.
У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз?
Конкурс пословиц.
Вот это и будет нашим первым конкурсом.
Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)
1. Волков бояться – (в лес не ходить).
2. Всякое дело – (мастера боится).
3. Делу время – (потехе час).
4. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).
5. Не хвались началом – (хвались концом).
6. У ленивого Федорки – (всегда отговорки).
7. Человек без друзей – (что дерево без корней).
8. Семь раз отмерь – (один раз отрежь).
9. Лениться да гулять – (добра не видать).
10. Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда).
2 задание:
Игра «Собери пословицу» Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.)
1) ПОД ЛЕ ЖА ЧИЙ КА МЕ НЬ ВО ДА НЕ ТЕ ЧЁТ
2) КОН ЧИЛ ДЕ ЛО ГУ ЛЯЙ СМЕ ЛО
3) ЖАР КОС ТЕЙ НЕ ЛО МИТ
4) НЕ ВСЁ КО ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА
5) ШИ ЛО В МЕШ КЕ НЕ УТА ИШЬ
6) НЕТ МИ ЛЕЕ ДРУЖ КА ЧЕМ РОД НАЯ МА ТУ ШКА
7) ДОБ РОЕ СЛО ВО И КОШ КЕ ПРИ ЯТ НО
Молодцы! Хорошо поработали.
3 задание «Сказки»
Ведущий: В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду поочередно задавать командам вопросы. И так первый вопрос.
1. Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
2. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
3. Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
4. Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
5. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
6. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
7. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
8. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
9. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
10. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)
11. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)
12. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
4 задание:
У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я вам говорю начало имени, а вы вспоминаете окончание.
• Кощей… (Бессмертный)
• Елена… (Прекрасная)
• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)
• Сестрица… (Аленушка)
• Финист… (Ясный сокол)
• Иван…. (Царевич или дурак)
• Братец… (Иванушка)
• Змей ….(Горыныч)
• Крошечка… (Хаврошечка)
• Заяц… (Хваста)
Блиц - игра.
Русские народные сказки. Каждой команде по очереди называть р. н. сказки в течение одной минуты. Выигрывает та команда, которая за отведенное время назовет большее количество сказок.
5 задание:
Викторина «Заморочки из бочки» :
1. Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка,
2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).
3. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина,
4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка,
5. Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот,
6. Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор,
7. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня,
8. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка,
9. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица,
10. Краткая, из двух или трёх строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом (частушка).
6 задание «Объяснялки»
Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:
• светлица (светлая парадная комната в доме)
• горница (верхняя комната)
• портки (штаны)
• косоворотка (рубаха с косым воротом)
• рать (войско)
• чело (лоб)
• изгородь (ограда)
• перст (палец)
• око (глаз)
• уста (рот, губы).
Рефлексия.
Каждый из здесь присутствующих за время семинара испытал определенные чувства. C какими чувствами вы заканчиваете этот семинар? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня?
Я предлагаю вам нарисовать смайлик с определением эмоционального состояния.
Благодарю за внимание!