Получи документы

Семинар-практикум «Использование телесно-ориентированной терапии в работе с детьми дошкольниками»

Наталья Альбертовна Самойлова
Семинар-практикум «Использование телесно-ориентированной терапии в работе с детьми дошкольниками»

Семинар-практикум для педагогов

«Использование телесно-ориентированной терапии в работе с детьми».

Задачи:

• Повышение психологической компетентности педагогов;

• Проработка и снятие мышечных напряжений (выполнение упражнений; позволяющих прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения);

• Усвоение простых приемов телесно-ориентированной терапии, для работы с детьми (игры, упражнения).

Публикация «Семинар-практикум „Использование телесно-ориентированной терапии в работе с детьми дошкольниками“» размещена в разделах

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча посвящена телесно-ориентированной терапии – одному из самых современных и продуктивных направлений в психологической практике. Телесно-ориентированная терапия – это метод, с помощью которого можно решать широкий спектр психологических проблем: тревожность, возбудимость, плаксивость, агрессивность, страхи, трудности с общением, стеснительность, зажатость, замкнутость и др., устранять неврозы посредством телесного контакта. Телесная терапия помогает снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать и контролировать свое тело и эмоции. Основатель телесно-ориентированной терапии – австрийский психолог Вильгельм Райх.

В телесной терапии общение осуществляется не на языке слов, а на языке тела (жесты, поза тела, кожные ощущения).

Умение владеть собой, держать себя в руках – одно из главных показателей деятельности педагога, от этого умения зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознано и эффективно распределить свои силы в течение дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей активной и успешной жизни.

Давайте начнем наш семинар-практикум с ритуала-приветствия.

Ритуал «Желаем добра»

Участники делятся на две группы. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Психолог: Внутренний круг остается на месте. Внешний круг передвигается вокруг них по часовой стрелке. Нужно произносить приветствие и выполнять действия, которые я вам подскажу.

Здравствуй, друг! Здороваются за руку

Как ты тут! Хлопают друг друга по плечу.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

Упражнение № 1. «Пианино».

Цель: Психолого-энергетическая зарядка.

Каждый участник игры кладет ладони на колени другим членам группы слева и справа от себя, затем ритмически ударяет по коленям (по очереди звучат бравый марш и медленная музыка).

Упражнение № 2. «Колесо эмоций».

Цель: самодиагностика педагогов, посредством цветового кода отражать насыщенность каждой из эмоций.

Психолог: сейчас предлагаю провести небольшую самодиагностику.

Вам понадобится чистый лист бумаги и инструменты для рисования (простой и цветные карандаши).

Инструкция:

o сложите лист пополам;

o на одной половине нарисуйте круг и разделите его на восемь сегментов (колесо);

o раскрасьте каждый сегмент колеса разным цветом. Один сегмент – один цвет. Карандаши, которые Вы использовали для колеса, отложите в сторону;

o нарисуйте контур фигуры человека. Раскрасьте фигуру теми цветами, которые Вы использовали для колеса;

o подпишите возле каждого сегмента колеса, какое чувство ассоциируется у Вас с этим цветом. (Выделяют базовые эмоции: интерес, удовольствие, счастье, радость, гнев (злость, отвращение, презрение, удивление, страх, печаль (грусть, стыд (вина, обида).

Психолог: сравните колесо и контур человека, обратите внимание на:

- какая часть тела соотносится с каким чувством,

- какие чувства присутствуют и какие отсутствуют,

- насколько соответствует местонахождения чувства в теле его функции,

- как Вам живется, когда эти чувства находятся в этих частях тела.

Психолог дает пояснения по телесной карте эмоций человека: где спрятались переживания.

Ноги. Боль в ногах может говорить о страхе потери стабильности и опоры. Человек не чувствует уверенности в завтрашнем дне.

Таз. Проблемы в области таза говорят о страхах человека в сексуальной сфере. Этим страхом провоцируется развитие различных заболеваний, а также он препятствует получению оргазма у женщин.

Живот. Дискомфорт в этой области обусловлен страхом человека за жизнь.

Может быть, ситуация угрозы для жизни была и не реальной, но даже когда опасность проходит для бессознательного она остается актуальной. В связи с этим не удается достичь полноценного расслабления и ощутить себя в безопасности.

Район диафрагмы, включая желудок и солнечное сплетение. В этой зоне обосновались социальные страхи. Страх человека – быть отвергнутым обществом.

Грудная клетка. В этой зоне на карте страхов отражается страх человека перед одиночеством, человек боится быть отверженным как личность.

Руки. Через эту часть тела выражается страх человека перед контактом с миром. Зачастую люди, которые скрывают этот страх, выбирают профессию, где не нужно общаться с окружающими.

Проблемы с кистями указывают на проблемах с коммуникацией. Правая кисть свидетельствует о страхе мужчин, а левая – женщин.

Спина. Дискомфорт в этой области свидетельствует о том, что человек боится предстать несовершенным, не оправдав ожидания окружающих. Зачастую с такой проблемой сталкиваются перфекционисты.

Что касается плеч, то они символизируют ответственность и силу. Боль в этой области связана со страхом человека оказаться слабым или не справиться с ответственностью.

Шея. Частые ангины, ощущение сжатия и першение преследует людей, которым трудно выражать свои чувства. Постоянное напряжение в шее возникает из-за того, каждый раз, когда чувства хотят выйти наружу, шея сжимается и удерживает их внутри.

Лицо. На телесной карте страхов лицо символизирует боязнь “потерять лицо”. Такие люди нуждаются в любви и одобрении, поэтому чтобы всем угодить им приходится постоянно носить маски.

Глаза. Страх реальности поражает один из основных каналов восприятия. Человек отказывается видеть правду, что выливается в проблемы со зрением.

Психолог: тайные страхи, эмоции, которые держим в себе, являются причиной большинства заболеваний. Справившись со своими внутренними переживаниями, Вы сможете избавиться от проблем со здоровьем.

Понимание себя помогает выстраивать свою коммуникацию и взаимоотношения с ближним и дальним окружением. Помня о том, что базовые эмоции и кроющиеся за ними импульсы универсальны, и к тому же умея определять эмоции по микровыражениям мимики, вы становитесь более осознанным и компетентным коммуникатором и знатоком людской природы. Вы даже можете помочь людям лучше понимать себя и разбираться в том, что ими движет.

Вот простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:

1. Что сейчас со мной происходит?

2. Что чувствует моё тело?

3. Что я хочу сделать?

4. Как называется это переживание?

Психолог: Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно. «Тело помнит все» – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции.

Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливаются в проблемы со здоровьем и, если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше.

Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.

Наше сознание не хочет признавать некоторые чувства, поэтому они разбредаются по телу и оседают в определенных местах. Этот механизм в психологии называют «вытеснение». В бессознательном происходит вытеснение болезненных переживаний, мыслей и воспоминаний, в том числе и страхов человека. Чтобы напомнить о себе, они трансформируются в болезни, таким образом, скрытые чувства пытаются обратить на себя внимание.

Человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность.

Психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Походка, мимика, жесты, манера ходить, любимые позы – это язык нашего тела, который расскажет очень многое о человеке: его проблемах в семье, чертах характера, комплексах и страхах. В социальной жизни, мы настроены на демонстрацию «фасада» — это то, как мы себя демонстрируем и внешне, и внутренне. С детства нам говорят, как себя вести, как сидеть, стоять, говорить, и мы подавляем свои естественные телесные импульсы, поэтому одна из задач телесной терапии – «вернуть тело в свою жизнь».

Телесно-ориентированная терапия полезна для детей всех возрастов. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя. Через телесный контакт ребенок получает подтверждение, что его любят. Исследования физического контакта между людьми показали, что, если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном, и в физическом планах.

Но и для старших деток он, разумеется, тоже важен. То, что дети меньше любят обниматься с возрастом — это наша «медвежья услуга». Многие родители говорят: «Ты уже вырос, что ты как маленький». Вот так ставится запрет на проявление потребности в телесном контакте. Однако эта потребность все равно есть. Даже самые «колючие» детки нуждаются в нем. Для детей самые любимые и важные – это родители. И им важно телом чувствовать, что они нужны родителям.

В процессе формирования личности появляются сложности взросления, издержки воспитания, многочисленные стрессы подавляют чувства и ощущения тела, способствуют оскудению эмоций. Более глубокие переживания закрепляются в памяти тела. Так образуется «мышечный панцирь», зоны и узлы хронических напряжений и зажимов, что понижает подвижность жизненных ресурсов организма. Теряется способность получать удовольствие от жизни, так как броня блокирует возможные негативные и положительные ощущения внутри тела и извне.

Главное содержание телесно – ориентированной терапии – это работа с телесными ощущениями. Прикосновение помогает лучше ощущать свое тело. В области прикосновения создается зона интенсивности, повышающая осознанное психическое внимание. Ребенок учиться лучше понимать и контролировать свое тело и эмоции. Когда Вы понимаете и слышите свое тело, свои желания и потребности, жизнь становиться намного интереснее и красочнее.

Телесно-ориентированная терапия не имеет противопоказаний, ее приемами могут пользоваться не только врачи и психологи, но и инструкторы физической культуры, воспитатели ДОУ, инструкторы ЛФК.

Много взрослых людей живет с телесными проблемами, идущими с детства. Большинство телесных зажимов трансформируются в психосоматические заболевания. Чем дольше не решать проблему, тем потом сложнее ее изменить.

Игровые упражнения, с которыми сегодня познакомитесь Вы сможете применять в работе с детьми, чтобы снимать накопленное эмоциональное напряжение, развивать навыки общения, развивать основы саморегуляции.

Упражнение № 3. «Ладошки».

Цель: научить принимать и оказывать психологическую поддержку в группе, сформировать позитивную мотивацию к общению, создать групповую атмосферу, развить внимание к своему собственному состоянию.

Все закрывают глаза и кладут руки на колени ладонями кверху, тот, к чьим ладоням прикоснулись, открывает глаза, встает, подходит к любому участнику группы, прикасается к его ладоням, садится на его место и снова закрывает глаза. Тот, кто встал, выбирает другого игрока и т. д. Игра заканчивается по сигналу ведущего. Если ведущий тренинга один, он не закрывает глаза, а следит за ходом игры.

После игры обязательно проводится рефлексия. Вопросы для рефлексии:

Удалось ли в течение игры не открывать глаза, кроме тех случаев, когда это было положено по правилам?

Комфортно ли было длительное время сидеть с закрытыми глазами?

Изменилось ли внутренние ощущения и переживания до и после прикосновения чьих-либо рук?

Упражнение № 4 «Ладонь».

Цель: поднять самооценку, активизировать участников группы.

Раздать листы А4. Попросить участников обрисовать свою ладонь. В центре ладони каждый пишет свое имя. Предложите передавать ладони по кругу. Педагоги вписывают пожелания и комплименты хозяину ладони. Завершить упражнение, когда все ладони вернутся к хозяевам.

Психолог: во время выполнения задания, прислушайтесь к себе. Что Вы чувствуете, когда надо написать послание, если написать послание трудно, то почему? Обратите внимание на свое тело, какие ощущения возникают в нем?

Прочитайте, что написали Вам. Какие чувства у Вас это вызвало, где в Вашем теле это отзывается? Допишите себе то, что Вам не хватило.

Упражнение № 5. «Аплодисменты».

Цель: повысить настроение и самооценку, активизировать участников группы.

Психолог: сейчас предлагаю вам отдохнуть. Снять усталость и расслабиться нам помогут упражнения телесно-ориентированной терапии. Эти же упражнения вы можете использовать в работе с детьми. Итак, поднимите правую руку, кто любит посещать театр и кино. Участники, которые не подняли руку, аплодируют. Так же они должны поступать при каждом следующем задании, которое дает педагог-психолог.

- Поднимите левую руку, кто любит копаться в огороде.

- Разведите руки в стороны, у кого дома есть домашнее животное.

- Закиньте руки за голову, кто по утрам любит поспать.

- Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.

- Закройте руками глаза, кому не хочется брать работу домой.

- Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.

- Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.

- Опустите голову вниз, кто любит сладкое.

- Похлопайте в ладоши, у кого хорошее настроение.

Упражнение № 6 массаж шишками «Маляр».

Цели: снять напряжение, развить коммуникативные навыки, умения согласовывать свои действия с действиями других.

Участники семинара делятся на две группы. Педагог-психолог становится позади одного из участников и объясняет правила, массируя шишками спину тому, кто стоит впереди. Затем участники тренируются друг на друге.

Маляр заборы красит, не любит отдыхать,

Мы тоже взяли кисти и будем помогать.

(ритмично водить шишками по спине вверх-вниз)

Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать.

Метлу берем, ребята, и будем помогать.

(ритмично водить шишками по спине сверху вниз)

Портной все шьет иголкой, не любит отдыхать,

Скорей возьмем иголки и будем помогать.

(слегка ударяем по спине шишками)

Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,

Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать.

(круговые движения по спине)

Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,

Пилу берем, ребята, и будем помогать.

(ритмично водить шишками по спине вверх-вниз)

Косарь косою косит, не любит отдыхать,

Мы тоже взяли косы и будем помогать.

(водить шишками по спине слева-направо)

А пианист играет, не любит отдыхать,

И мы на пианино решили поиграть.

(слегка ударяем по спине шишками)

Упражнение № 7 «Дождик».

Цели: снять напряжение, развить коммуникативные навыки, умения согласовывать свои действия с действиями других.

Педагоги стоят в кругу близко друг к другу, выполняют массаж спины.

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом (похлопали ладошками по спине)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом (постучали пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом (кулачками постучать)

Никуда не выходите – бом, бом, бом (погладить спину)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом (потереть ребром ладони)

А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом (шагаем по спине пальчиками)

Психолог: Упражнения и задания, которые вы сегодня узнали, помогут вам снимать напряжение у детей, работать с трудностями.

Упражнение № 8 «Медитация».

Цель: снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.

Психолог: в конце нашего семинара предлагаю Вам выполнить небольшое упражнение, которое поможет расслабиться и восстановить свои физические силы для продолжения рабочего дня.

Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза).

Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза). Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза). Сделайте глубокий вдох (пауза). Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).

Включается магнитофонная запись.

Прислушайтесь. Совсем близко слышен шум моря (пауза).

Ваше расслабленное тело лежит на теплом песке, ветерок чуть заметно обдувает Вас.

Теплые, золотистые волны бегут по песку, легкий ветерок нежно подгоняет их, заставляет бежать все быстрее (пауза).

Волны нежно касаются кончиков ваших пальцев на ногах, чуть покрывают ступни (пауза).

По всему вашему телу распространяется пробуждающее тепло (пауза).

Вы чувствуете, как каждая новая волна пробуждает вас от сна, дарит новые силы.

Ваше тело наливается новой силой, крепнет, делается сильнее.

Вы чувствуете прилив бодрости, ваши мышцы и ваш разум пробуждается ото сна.

Откройте глаза. Потянитесь как можно сильнее (пауза).

Расправьте руки, встаньте, потянитесь еще раз.

Обратная связь.

Цель: развитие самопонимания участников семинара, углубление представлений о самом себе

Психолог: я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

• Что полезного Вы выносите с сегодняшнего семинара, и как хотите применить это в работе?

• Как то, что вы сегодня изучили, повлияет на вашу работу? Что изменится?

• Что для вас было самым ценным в сегодняшнем семинаре? Почему?

Психолог: спасибо всем за плодотворную работу! Удачного продолжения рабочего дня!

Публикации по теме:

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ»Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Использование телесно-ориентированной терапии в работе с детьми дошкольниками»
Опубликовано: 17 марта 2022 в 17:37
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Использование телесно-ориентированной терапии в работе с детьми дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Альбертовна Самойлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД