Лучший педагог года

Семинар-практикум «Корреляты: профессиональная речь педагога и коммуникативная компетенция детей»

Надежда Белова
Семинар-практикум «Корреляты: профессиональная речь педагога и коммуникативная компетенция детей»

.

Семинар-практикум

для воспитателей детского сада

в рамках РМО старших воспитателей

«Корреляты : профессиональная речь педагога и коммуникативная компетенция детей»

Старший воспитатель

МАДОУ ЦРР – д/с «Лира»,

г. Оса, Пермский край:

Белова Надежда Витальевна,

Цель:

Совершенствование профессиональной речи педагога с целью формирования и дальнейшего развития коммуникативной компетенции детей.

Публикация «Семинар-практикум „Корреляты: профессиональная речь педагога и коммуникативная компетенция детей“» размещена в разделах

Оборудование: проектор и экран, карточки с понятиями, карточки с определением понятия, презентация, две вазы, стеклярусы, карточка с названием команды.

Добрый день, Уважаемы коллеги!

Роль речевой деятельности человека в современном мире велика. Изменение речевой практики за последние десятилетия и мощный сдвиг культурно-этических ценностей в обществе обострили кризисные явления в речевой культуре общества: прослеживается утрата лучших языковых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры, в т. ч. культуры речи.

При общем снижении уровня владения правильной, грамотной речью распространенным явлением стало неумение и нежелание говорить красиво, точно, уважая собеседника и выдерживая принятые в обществе нормы речевого этикета. Приходится с сожалением констатировать, что речевые проблемы дня вчерашнего видоизменились в речевые болезни дня сегодняшнего. Свобода от норм, правил и этических установок традиционной речевой культуры, складывающейся в обществе не один год, привела к неразборчивости в использовании языковых средств многих носителей языка.

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога.

Процесс гуманизации образования ориентирует образовательные учреждения на расширение социального кругозора детей и усвоение ими общечеловеческих и национальных ценностей, что, безусловно, предполагает воспитание у них речевой культуры.

Решение этой проблемы особенно важно для педагогов, поскольку именно они понесут идеалы речевой культуры в общество.

Перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, педагогических чтениях, конференциях и др. В этом случае педагог проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему?

Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и поэтому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли.

Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы.

Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

Недостатки речевой культуры проявляются во всей совокупности коммуникативных качеств :

- в соотношении «речь – язык» страдают такие качества как правильность речи, ее чистота и богатство;

- в соотношении «речь – мышление» – точность (особенно понятийная) и логичность на уровне текста;

- в соотношении «речь – ее адресат» – вежливость, соблюдение норм речевого общения;

- в соотношении «речь – условия общения» страдает уместность речи.

Между тем, культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.

Тема нашего семинара-практикума «Корреляты : профессиональная речь педагога и коммуникативная компетенция детей»

Внимание, Мозговой штурм

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «корреляты».

Корреляты – любая из двух переменных, которые независимо связаны друг с другом, то есть они коррелируют друг друга. Принцип или аргумент, который обязательно указывает на какой-то другой, т. е. является следствием первого.

Какое значение они имеют в контексте нашей темы?

А сейчас посмотрите, какое понятие размещено на спинке вашего стула («Профессиональная речь педагога», «Коммуникативная компетенция детей»

Предлагаю Вам объединиться в группы (на стол размещаю карточки с названием команды)

Дошкольный возраст является более благоприятным периодом речевого развития ребенка.

Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.

Поэтому, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Автор методики развития речи и обучения родному языку дошкольников – М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Педагог, являющийся часто если не единственным, то основным лицом, от которого дети могут слышать правильную литературную речь.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования.

Требования к речи педагога

Что означают данные понятия?

Задание «Соотнести понятия».

(Раздаются карточки с понятиями)

Нужно подобрать определения к каждому понятию.

Сейчас озвучим, что получилось. (За ответ – стеклярус)

Итак:

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

В общении с детьми педагог использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Многие ли не делают таких недопустимых ошибок, как одеть или раздеть пальто вместо надеть и снять, сколько время? вместо который час, я занял ему рубль вместо одолжил, и обратно, он одолжил у него рубль вместо занял? Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

Руководитель: Часто можно слышать: «Я кушаю».

По отношению к детям обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание.

Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем». («Когда я ем, я глух и нем»).

Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести родительское собрание в октябре месяце».

Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.

Часто можно слышать «Двух тысячи семнадцатый год». Правильно говорить «Две тысячи семнадцатый год».

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Педагог должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания, а стало быть, и мышления. В этом смысле язык людей изобилует погрешностями. Часто употребляют слова не по назначению; называют форточку окном, кирпичик – кубиком. Это вредит пониманию детей, точности и ясности их восприятий.

Включать в свою речь детские словечки, подчас столь милые и забавные, недопустимо. Этим замедляется процесс овладения ребенком правильной речью.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Педагог в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагог заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Педагог, владеющий различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Таким образом, обобщая вышесказанное, речь педагога оценивается с трех сторон:

• содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);

• безупречная правильность формы (как говорит);

• возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

В речи педагогов иногда прослеживаются ошибки в постановке

Причины колебания ударения различны:

• хронологические (старое и новое ударение,

• прогрессивные тенденции развития акцентологической системы (для нормативных вариантов,

• диалектные,

• просторечные,

• иноязычные и другие влияния,

• внутриязыковые условия (действие аналогии) – для ошибочных, ненормативных вариантов.

ударения.

Например: ДирЕктор, мн. директорА (устарелое дерЕкторы).

Устарелое – относящееся к старой традиционной форме, вышедшее или выходящее из активного употребления, но сохраняющееся в речи старших поколений.

А сейчас задание: Просклонять слово дЕньги по падежам.

Команда 1 - ДЕньги, р. дЕнег, дат. деньгАм (устарелое – дЕньгам, тв. дЕньгами, пр. о деньгАх (устарелое – о дЕньгах).

Команда 2 - Туфли, р. п. тУфель, дат. п. тУфлям, вин. п. тУфлю, тв. п. тУфлями, пр. п. о тУфлях.

Обратите внимание на размещенные на слайде слова, как нужно правильно их произносить.

КвартАл, не квАртал, во всех значениях.

Августовский, допустимо августОвский.

Допустимо, т. е. возможное употребление во всех стилях речи. Допустимые формы употребления (наряду со строго литературным вариантом) : разговорной речи, профессиональное употребление, устарелое.

• ДозвонИться, дозвонЮсь, дозвонИшься.

• афЕра, не афёра.

• КулинАрия, допустимо кулинарИя.

• ТворОг, твОрог – допоустимо в разговорной речи.

• СвЁкла, прилагат. – свекОльный (не свЁкольный).

«Не свекла, а свёкла. Ни Фекла, а Фёкла».

• ЩавЕль, не щАвель

«Ты нас мама не ищи, щиплем мы щавЕль на щи».

Торт – тОрты (не тортЫ и не тортА).

ТЕфтели.

ОлАдья, р. п. мн. ч. – олАдий (не оладьев)

ЖалюзИ.

ОптОвый.

ОткУпорить.

ОтжИм, отжИмный, допустимо отжимнОй.

ПоселЁнный (не поселенный).

ПрИмкнутый.

Итак, педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах, правильно образовывать множественное число, проговаривать окончания слов.

Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль.

Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно. Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на фразеологизмах.

Задание команде 1.

Как вы понимаете понятие Фразеологизм – лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица.

Что означают выражения (спрашивать поочередно у каждой команды)

«Работать, засучив рукава» – то это значит работать интенсивно, усердно.

«Работать спустя рукава» – работать плохо,

«Вставлять палки в колеса» - препятствовать делу,

«Тянуть канитель» – медлить и т. д.

Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность.

Какие еще фразеологизмы мы употребляем в своей речи? Поочередно отвечает каждая команда. За правильный ответ дается стеклярус в вазу.

(огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т. п.)

Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной. Мысль высказывается предельно точно, и одновременно ей придается определенный, оттенок: одобрения, осуждения, пренебрежения и т. д.

Однако иногда употребляют фразеологизмы, не понимая их истинного значения. И тогда возникают курьезы. Так что пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.

Положительно влияет на развитие речи детей речь педагога, наполненная эпитетами.

Задание команде 2. Что означает понятие эпитет?

Эпитет - Определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить», именем существительным («веселья шум», числительным («вторая жизнь»).

У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и дети более чутки к слову, способны сами правильно и четко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима – художница. Вон как разрисовала стекла».

Приведите примеры эпитетов.

«Шапочка у Дашеньки будто одуванчик – белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле – ситцевое платье: яркое и пестрое».

Не менее важно для педагога умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями.

Что означает понятие афоризм?

Афоризм – это сочетание слов, сказанных когда-то писателями или поэтами, несущие в себе глубокий смысл.

Приведите примеры.

Использование в речи афоризмов и крылатых выражений помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков – писателей и поэтов.

Профессиональным инструментом педагога является Голос. Им необходимо правильно пользоваться, беречь от перегрузок.

Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке). Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Громкую же речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Что же получается? Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в устанавливающемся гаме тонут слова и их содержание. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.

Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам и только вы можете им воспользоваться. Обратите внимание на экран.

Если вы:

• повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь;

• повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой;

• ускоряете темп речи, то вы не уверены в себе;

• отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь;

• взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь;

идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя;

• услышав телефонный звонок, остановитесь, если вы были в движении, сделайте паузу прежде, чем ответить.

Речь педагога легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы.

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать следующие компоненты :

Чтение художественной литературы

1. Посещение театров, музеев, выставок

2. Общение с образованными людьми

3. Поставленная работа над совершенствованием культуры речи

Осознание педагогами потребности в развитии собственных речевых умений и неприятие к речевой безграмотности на личностном уровне – это первый шаг по пути воспитания речевой культуры детей.

Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Эмоционально-ценностная атмосфера, в которой дети будут получать радость от грамотно построенной речи, от умений излагать мысли точно и правильно, от творчества на материале речевых заданий, будет способствовать развитию не только их речевой воспитанности, но и развитию личности будущих носителей родного языка.

Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш семинар-практикум. Мы предлагаем вам проанализировать уровень вашей культуры речи, опираясь на то, как вы справлялись сегодня с заданиями. Возьмите карточки самооценки и оцените уровень своей культуры речи по 5-ти балльной шкале.

Посчитаем стеклярусы. Совпадает ли ваша самооценка с нашим оцениванием? За работу на семинаре мы вручаем вам сертификаты.

Заключение

Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усвоены знания.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Каждому педагогу следует позаботиться о развитии, упорядочении собственной речи.

На этом и наш семинар закончился. Спасибо за работу.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках»Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках» Конспект семинара-практикума для родителей во 2 младшей группе «Ягодка» Выполнила: Чегодаева С. А. Тема: «Здоровье детей в наших руках» Цель:.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования»Семинар-практикум «Обучение детей решению простейших арифметических задач с использованием метода моделирования» Разработка новых программ и методик обучения - актуальная задача психолого - педагогической науки и практики обучения детей. Развитие познавательной.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Корреляты: профессиональная речь педагога и коммуникативная компетенция детей»
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 14:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД