Получи документы

Семинар-практикум «Поликультурное воспитание в ДОУ»

Елена Королькевич
Семинар-практикум «Поликультурное воспитание в ДОУ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 р. п. Семибратово»

Семинар - практикум

«Поликультурноевоспитание в ДОУ»

Старший воспитатель МДОУ «Д/с №3 р. п. Семибратово» Ильичева Н. В.

Старший воспитатель МОУ Кладовицкая ООШ Бершова Е. В.

п. Семибратово

«Человечество обязано дать ребёнку

лучшее из того, что оно имеет»

(«Декларация прав ребёнка»)

Публикация «Семинар-практикум „Поликультурное воспитание в ДОУ“» размещена в разделах

План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть:

а) подвижные игры;

б) презентация наглядного материала;

в) буклет «Поликультурное воспитание, как фактор успешной социализации детей»

3. Рефлексия.

1. Теоретическая часть.

Поликультурное воспитание – это психолого-педагогический процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и направлен на формирование, высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненных позиций, основанной на твердых нравственных убеждениях. В какой-то степени поликультурное воспитание является отражением сущности и подходов интернационального воспитания.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Поликультурная предметно-пространственная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.

Социализация ребенка – явление многогранное происходящее под влиянием разных факторов: наследственность, атмосферы, среды.

Главная цель социализации – ценностное отношение к элементам соцкультуры толерантного к людям разных национальности.

Перестройка всех сфер жизни современного российского общества определила основную цель учебно-воспитательной деятельности – подготовку подрастающего поколения для жизни в демократическом многонациональном поликультурном обществе. В условиях сближения стран и народов, усиления их взаимодействия наряду с развитием собственной национальной культуры, ставится задача формирования умения общаться с людьми разных национальностей, понимать, ценить и уважать своеобразие других культур.

Педагоги дошкольного учреждения пристальное внимание уделяют формированию у детей национального самосознания, уважительного отношения к людям всех национальностей, интереса к различным народам и их культурам. Поликультурное образование рассматривается педагогами детского сада как способ приобщения воспитанников к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего в дальнейшем тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство. Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Если с раннего возраста ребенок будет знакомиться с культурой разных народов, то их разнообразие будет способствовать формированию эстетического вкуса, а нахождение в них единства – стимулировать взаимопонимание.

Важнейшей, а может быть и главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать поликультурное образование, целью которого является формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Задачами поликультурного образования являются следующие:

• полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;

• формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;

воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

• создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;

• формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимо-действия с представителями других культур;

воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

1 этап в работе по поликультурному образованию– ознакомление ребенка с культурой своего народа, формирование понятия культурной идентичности. Понимание человеком своей культуры – залог осознания в дальнейшем своего жизненного стиля, определение пути коммуникации между различными культурами.

На этом этапе воспитанники детского сада знакомятся с народным этносом: с устно-поэтическим творчеством народов, народным декоративно-прикладным искусством, народными играми, музыкой и музыкальным фольклором. Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль. Единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором.

2 этап в работе по поликультурному образованию–создание модели поли-культурного образования в детском саду на основе слияния культур народов родного края. В дошкольном возрасте не встает еще вопрос национальной терпимости, это чуждо данному возрасту, малыши максимально открыты любой культуре.

В дошкольном учреждении может быть разработана модель интегрированного образования дошкольников в контексте культур народов разных стран и культуры народов родного края, т. е. поликультурное пространство. ( Например: знакомя детей с предметами быта русского народа, мы делаем акцент на предметы быта народов других стран.)

3 этап в работе по поликультурному образованию– преодоление территориальной ориентации. Так как ребенок-носитель родной культуры должен быть готов к жизни в открытом обществе, то и его развитие должно происходить в многомерном пространстве, построенном на ознакомлении с культурами разных народов мира.

Важнейшей, а может быть, главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать поликультурное воспитание, встречное движение культур, проживание ребенком прелестей национальных танцев, игр и песен, проигрывание сказочных сюжетов, знакомство детей с обычаями и традициями, культурой народа. Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев.

Созданию предметно-пространственной среды в дошкольной педагогике всегда уделялось достойное место. Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение одно из требований к предметно-пространственной среде в ФГОС звучит так: предметно-пространственная среда должна обеспечить учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, развивая ребенка в поликультурной среде, педагоги делают акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызвать чувство гордости, уважения и любви к своему народу.

В дошкольном образовательном процессе можно выделить следующие примерные требования к поликультурной среде; формирование у детей представления о человеке в истории и культуре:

- создать в группе мини-музей «Игрушки народов мира»;

- организовать неделю традиционных игр народов других стран (сопровождая их музыкальными произведениями этих народов);

- создать коллекцию кукол в народных костюмах;

- познакомить детей с приветствиями разных стран;

- организовать подборку книг, открыток, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

- подобрать образцы народного быта;

- подобрать образцы национальных костюмов (для кукол, детей);

- создать картотеку пословиц, поговорок;

- художественная литература (сказки, легенды, стихи);

- произведения искусства (картины);

- сценарии праздников, досугов.

На некоторых требованиях к созданию поликультурной среды хочется остановиться подробнее:

- Художественная литература

Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как: познавательные рассказы о республиках; рассказы о труде и быте других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизни детей разных национальностей. При подборе художественных произведений национальных авторов целесообразно ориентироваться на следующее: симпатичные герои (дети, любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных чувств:доброта, заботливость,

желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия.

Желательно, чтобы о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам, рассказывалось с улыбкой, по-доброму, а отрицательные проявления высмеивались.

- Сказки

Эффективным средством поликультурного воспитания этики межнационального общения у детей дошкольного возраста также являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.

- Национальная кукла

Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?

- Подвижные игры с использованием национальных атрибутов

Воспитание этики общения, симпатии, дружеского отношения к другим на-родам происходит в процессе подвижных игр, с использованием национальных атрибутов. В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.

- Произведения искусства (картины, иллюстрации)

Большое влияние на воспитание этики межнационального общения детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации. Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.

- Пословицы и поговорки

Большую роль в воспитании этики межнационального общения у детей до-школьного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осто-рожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего «Я» : «Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут» (татарская).

Основные разделы поликультурного воспитания в ДОУ (организованная совместная и самостоятельная деятельность).

В возрасте 3-4 года: «Ты и твое имя», «Хороший-плохой поступок», «Семья», «Дом», «Общие игры и игрушки» и другие.

В возрасте 4-6 лет: «Твои друзья», «Дружба», «Честность», «Добро и зло», «Родина» и другие.

В возрасте 6-7 лет: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история», «Человек и мир» и другие.

«Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры. Культура есть там и тогда, где и когда память о прошлом специально поддерживается и возделывается».

2. Практическая часть

а) подвижные игры

Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно, полезно. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики в нашей программе, чередуя игры разных национальностей, поочередно включая подвижные, словесные, хороводные.

Возможно, использовать народные игры примерно один раз в неделю в старших группах наряду с другими играми, чередуя при этом подвижные, словесные, хороводные, игры с народными игрушками и учитывая сезон, возраст, одну из идей народной педагогики.

На физкультурных занятиях один раз в неделю можно разучивать новую подвижную народную игру. Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках.

В старших группах дети могут являться активными участниками народных праздников, сценарии которые включают народные игры.

Со старшими детьми, возможно, организовать конкурсы, соревнования:

«Кто больше знает народных игр», «Кто больше знает считалок»,

предложить детям самостоятельно придумать, как усложнить правила в народных играх, изготовить совместно атрибуты к играм, рисовать на темы, связанные с народными играми. Необходимо включать игры, которые встречаются в данном регионе.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей. По содержанию все игры доступны.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми с детьми считалками, жеребьевками и потешками.

Они сохраняют возможность быстро организовать игру, выбрать водящего. Этому способствует ритмичность и напевность считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые тоже сохраняют эмоциональный настрой:

Конь вороной остался под горой,

Выбираешь какого коня:

Сивого или златогривого?

Таким способом дети делятся на две команды.

В некоторых народных играх перед началом применяются забавные певалки. Выбирая водящего, все играющие собираются в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Певалки имеют место в играх. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» и говорит:

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают, а водящий старается занять свободны уголок.

Все считалки, певалки быстро запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их играх.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка) не следует раннее разучивать текст и желательно ввести в ход игры неожиданно. Дети легко запоминают зачин из-за ритмичного сочетания слов.

б) презентация наглядного материала;

в) буклет «Поликультурное воспитание, как фактор успешной социализации детей»

3. Рефлексия.

Публикации по теме:

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Поликультурное воспитание в ДОУ»
Опубликовано: 18 января 2020 в 22:26
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД