Вера Кураева
Семинар-практикум «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по теме: «Природа родного края, как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников», систематизировать знания и умения педагогов по данной теме.
Задачи:
• Выявить имеющие знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
• Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
Публикация «Семинар-практикум „Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
• Развивать познавательный интерес у педагогов;
• Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
План семинара-практикума :
1. Экологический тренинг для педагогов.
1.1. Представление названия команды.
1.2. Игра-ассоциация.
1.3. Конкурс-эрудитов
1.4. Конкурс-обгонялки
1.5. Домашнее задание
1.6. Творческий конкурс
2. Итоги.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, проектор, видеозапись картин родной природы, выставка методической и художественной литературы по теме, ножницы вырезки из журналов, газет, клей, ватман.
Предварительная работа: проведение смотра-конкурса экологических уголков.
Ход семинара.
Ведущий воспитатель : Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. И одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать. Природа –это важнейшее средство воспитания и развития у детей дошкольного возраста нравственно – патриотических чувств. Оно включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить детей видеть красоту окружающей природы, чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, воспитать интерес и бережное отношение к ней, - одна из главных задач педагога и родителей.
Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГОС: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.
Согласно Конвенции мы с вами, педагоги, должны организовывать развитие ребенка в здоровой среде. Наша задача – вырастить и воспитать защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами. Что для этого нужно?
Для этого нужно в детях формировать:
- элементарные и вполне научные представления о природе : о животных, о птицах, растениях;
-о единстве организма и среды;
- о сущности взаимодействия человека и природы;
- понимание важности охраны природы, окружающей среды;
- осознанное выполнение определенных норм грамотного и безопасного поведения в природе.
Ребенок имеет право дышать чистым воздухом, питаться натуральными, чистыми продуктами, пользоваться чистой водой, любоваться красивой природой. Чтобы все это было, нужно сделать окружающую среду экологической чистой.
Мы, с вами, уважаемые педагоги, должны владеть определенными научными знаниями по вопросам экологии, уметь использовать грамотные знания о природе, о природе своего края в разных видах деятельности. Доносить свои знания детям, а для этого нужно быть грамотным, интересоваться происходящими проблемами в области экологии, любить природу своего края, свою станицу, в котором мы живем. Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
1 конкурс: “ Придумай интересное название команде ”.
Уважаемые, педагоги. Мы предлагаем вам придумать каждой команде название, нарисовать эмблему, придумать девиз свое команды. В название команды вы должны отразить то, что связано с нашим краем. Все необходимое для этого конкурса лежит у вас на столах. Итак, приступайте. Проявите свое творчество и фантазию.
Звучит музыка, педагоги выполняют задание.
Ведущий воспитатель :
Давайте, посмотрим какие же команды будут принимать участие на нашей встрече.
Представление команд. По окончание жюри подводит итог. За каждый оригинальный ответ жюри вручает жетоны или фишки.
Тогда нас ждет 2 конкурс “ Игра «Ассоциация».
В этом конкурсе одновременно участвуют все команды. А за быстроту и правильность ответа вам будут вновь вручать фишки.
Игра «Ассоциация»
Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?
Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов).
Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:
— со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
— с природным явлением;
— с животным (зверь, птица, насекомое);
—с растением (дерево, кустарник, цветок);
Ведущий воспитатель :
Часто дети нам педагогам задают много вопросов: Что это? Почему? От наших знаний зависит, правильно ли мы сможем ответить на все детские вопросы.
3 конкурс под название “Кто есть кто, что есть что?” – конкурс
эрудитов.
От ваших знаний зависит как быстро вы справитесь с этим заданием. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Вопросы:
1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? – (одинаковая).
2. Кто дважды рождается, а один раз умирает? – (птицы).
3. У кого уши на ногах? – (у кузнечика).
4. Почему сосну называют пионером леса? – (сосна первой появляется на открытых местностях).
5. Какая птица лает? – (самец куропатки).
6. Какая рыба вьет гнездо? – (корюшка).
7. Есть ли у комара зубы? – (и немало 22).
8. Кто пьет ногой? – (лягушка).
9. Какие птицы зимой потомство выводят? – (клесты, зимородки).
10. Что у лягушки с языком не так? – (он прикреплен задом наперед).
11. Какие насекомые зовут как животных? – ( жуки: олень, носорог, коровка).
12. Зачем кашляют рыбы? – (они очищают жабры от растений).
13. Чем лягушка отличается от жабы? – (лягушка – дневное животное, а жаба – ночное).
14. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? – (красный цвет - сигнал опасности).
15. Какое дерево является лучшим пылесосом? – (тополь).
16. Последняя ягода в нашем лесу? – (клюква).
17. Кто полгода живет без обеда? – (медведь, еж, барсук).
4 конкурс-обгонялки:
Кто больше назовет названий птиц, животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Звучит музыка, педагоги выполняют задание.
5. Проверка домашнего задания.
Педагоги представляют проекты своей группы по формированию у у детей нравственного отношения к природе своей малой Родине.
6. Коллективная творческая работа «Коллаж «Наш родной край»».
Педагоги составляют коллаж, который будет использоваться в тематической выставке «Природы чудное творенье».
Ведущий предлагает подвести итоги конкурса и назвать окончательный результат судьям. Объявляют победителей. Вручаются награды.
Ведущий воспитатель :
Как быстро прошло время нашей игры. А ведь играя, мы с вами многое узнали о своем любимом крае, о природе своего красивого края, закрепили все то, что знали. И я очень рада, что наша встреча для вас прошла с пользой. Я уверена, что вы сможете донести до своих воспитанников, все то, что вы узнали на нашем семинаре.
И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе.