Папки-передвижки

Семинар-практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Елена Удод
Семинар-практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум

«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Цель: повышение профессиональной компетентности участников семинара через знакомство с методом проектов как средства развития творчества и профессиональной активности педагогов.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения“» размещена в разделах

1. Повышать методический уровень педагогов в овладении и использовании технологий проектирования.

2. Пропагандировать педагогическое мастерство педагогов в использовании метода проекта в практике;

3. Способствовать творческому поиску методов реализации образовательного процесса.

Планируемый результат:

Понимание необходимости применения метода проектов в деятельности ДОУ.

План семинара- практикума:

1. Ознакомление с планом семинара-практикума

2. Упражнения на настрой эффективной работы семинара- практикума

3. Метод проектов в ДОУ как средство развития творчества и профессиональной активности педагогов (теоретическая часть)

4. Представление авторских проектов педагогов:

• Презентация работы по проекту «Секреты неживой природы» (знакомство детей младшего дошкольного возраста с природой родного края)

• Презентация работы по проекту «Кто в куклы не играл, тот детства не видал» (знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями)

5. Анализ проектов разработанных педагогами

6. Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода».

Актуальность

Интенсивное обновление модернизации всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам, поэтому современному руководителю методическую работу в ДОУ нужно построить так, чтобы создать адаптивную, образовательную среду, где бы максимально был реализован потенциал педагогического коллектива в полном соответствии с социальными, профессиональными и личностными требованиями к педагогу; найти наиболее эффективные средства всестороннего развития дошкольников и обеспечить единство в работе с родителями.

В поиске такого средства мы обратились к методу проектов, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов и родителей, умение ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания.

Что же такое - метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом - это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

2. Обратимся вначале к истории возникновения метода проектирования.

Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США, Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. В основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат: внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности; внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В. Х. Килпатрик рассматривал "Метод проектов" (1918, как "от души выполняемый замысел.

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию.

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. В настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы.

Рассмотрев историю возникновения метода проектов в педагогике, обратимся к существующим видам проектов.

Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на несколько групп:

по количеству участников проекта, по срокам реализации,по целевой установке:

Исследовательское - творческие

Решение задач:

Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

систематизация знаний об окружающем мире;

формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.

2. Ролево-игровые

Решение задач:

развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов;

развитие навыков общения;

использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.

3.Информационно-практико-ориентированные

Решение задач:

Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни

Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах)

Формирование установок толерантного сознания

Развитие самопознания и положительной оценки

4. Творческие

Решение задач:

Развитие творческого потенциала каждого участника проекта:

Овладение различными видами творческой деятельности

Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству

Смешанные проекты

Решение задач:

Развитие способности к созданию выразительного художественного образа на основе полученных знаний;

Расширение представлений о действительности

Совершенствование навыков художественной деятельности и пополнение знаний в процессе творчества и исследовательской деятельности.

4. Структура проекта.

1 этап – этап подготовки проекта.

• определяются задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,

• разрабатывается модель взаимодействия всех участников проекта;

• определяется прогнозируемый результат;

• обсуждается с родителями;

• выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;

• определяют содержание деятельности всех участников проекта.

2 этап – этап практической реализации проекта.

На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т. д., определяют итоговое мероприятие.

3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.

На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.

4 этап – презентация и защита проектов

Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т. д.

5. Основные требования к использованию метода проекта в детском саду – Это пять П

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога, сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков

6. Заключение.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении для его участников?

Для детей

Учитывая, что самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, что способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.

Для родителей

Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Для профессионального роста педагогов:

Создаются условия для роста активности и инициативы педагогов;

Формируется умение решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук;

Непрерывное овладение прогрессивными технологиями способствует повышению профессионального уровня;

Происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов, способствует распространению педагогического опыта

Итак, использование метода проекта помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.

Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.

С каждым годом нашими педагогами разрабатывается и реализуется все больше и больше проектов по разным направлениям. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Автор публикации:
Семинар-практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 08:02
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Удод (УИ 50499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД