Приложение МААМ

Конспект семинара-практикума для педагогов «Русское народное творчество»

Людмила Лоскутова
Конспект семинара-практикума для педагогов «Русское народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект семинара-практикума для педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Куженерский детский сад №3 «Колосок»

Конспект семинара – практикума для педагогов

«Русское народное творчество»

Выполнила: Лоскутова Л. С.

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории.

2017 г.

Публикация «Конспект семинара-практикума для педагогов „Русское народное творчество“» размещена в разделах

«Русское народное творчество»

Семинар-практикум для воспитателей

Задачи:

• Актуализировать знания воспитателей об устном народном творчестве.

• Приобщать педагогов к русскому народному творчеству через игры.

• Пробудить и развивать интерес к российской истории и народным традициям, расширяя знания о русском народном творчестве.

• Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

• Раскрыть внутренний творческий потенциал педагогов.

Ход семинара.

Свое выступление мне хочется начать со слов академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.

Многие педагоги, психологи (В. Г. Белинский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

За последние годы наша жизнь, жизнь нашего государства, нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой : как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то что мы сможем передать младшему поколению, вообще, сможем ли мы возбудить желание узнавать об историческом прошлом. Чтобы донести все это до сознания детей, надо чтобы через наше сознание прошло то, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях.

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи.

Как же мы передаем детям мудрость накопленную народом? Вся эта деятельность происходит через педагогические методы (наглядные, игровые, практические). И сейчас мы проверим ваши знания, проведя тестирование.

«Мозговой штурм» (вопросы в виде теста)

Как известно, все педагогические методы делятся на группы:

наглядные

словесные

практические

• Назовите словесные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (чтение, рассказывание сказок, потешек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы, пение колыбельных, народных песен)

• Назовите наглядные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов)

• Назовите практические методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рисование элементов народных художественных промыслов, лепка народных игрушек, аппликация жанровых сценок - макетирование).

Тест «Русское народное творчество»

Поставить знак Н напротив наглядных методов, С – словесных методов, П напротив практических методов.

• чтение произведений русского народного творчества; С

• рассматривание иллюстраций и картин о прошлом; Н

• лепка народных игрушек; П

• демонстрация наглядных пособий о русском народном творчестве; Н

• аппликация (рисование) какого-либо народного праздника, обычая, традиции; П

• рассказ о русских праздниках, традициях, обычаях; С

• беседа о русском народном творчестве; С

• эпизодические игровые приёмы по произведениям русского народного творчества; П

• рассказывание русских народных сказок; С

• просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов; Н

художественное слово: загадки, пословицы, поговорки; С

• пение колыбельных, народных песен; С

• рисование элементов народных художественных промыслов. П

Народные игры и игрушки являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. А первая народная игра – это игра «Прятки», в которую все дети играют и по сей день. Давайте освежим ваши знания по теме «Русские народные игры и игрушки».

Викторина «Заморочки из бочки» :

• Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

• Главная роль в народной игре? (водящий)

• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

• В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

• Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

• Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

• Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)

• Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

• Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

• Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

• Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).

Далее хочется остановиться на одном из жанров фольклора – пословицах. Что такое пословица? (это своеобразные притчи, уложенные в формат коротенького афоризма поучительные истории). Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицу».

Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.)

1) ПОД ЛЕ ЖА ЧИЙ КА МЕ НЬ ВО ДА НЕ ТЕ ЧЁТ

2) КОН ЧИЛ ДЕ ЛО ГУ ЛЯЙ СМЕ ЛО

3) ЖАР КОС ТЕЙ НЕ ЛО МИТ

4) НЕ ВСЁ КО ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА

5) ШИ ЛО В МЕШ КЕ НЕ УТА ИШЬ

6) НЕТ МИ ЛЕЕ ДРУЖ КА ЧЕМ РОД НАЯ МА ТУ ШКА

7) ДОБ РОЕ СЛО ВО И КОШ КЕ ПРИ ЯТ НО

Толкование русских народных сказок.

Баба Яга

Древние считали, что Баба Яга (Йога) - это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света - на тот Свет.

Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова, специалист по ведической северорусской народной культуре, дает очень интересное пояснение к этим сказкам:

«Баба Яга отмечает собой сакральное пространство между жизнью и смертью и обладает двойственной природой – она может помочь герою, а может и съесть его. Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т. е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия.

Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».

Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним, и первое, что встречается ей на пути – Печь и хлеб – два символа человеческой общины, семьи. Но героине сказки надо выйти за пределы человеческого социума и она не ест ритуальный хлеб.

Далее на ее пути встречается яблоня. И снова символ, на сей раз здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости (вспомним живильные, молодильные яблоки сказок). И вновь героиня отказывается от того, что может задержать ее в мире живых.

И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами – страшное пограничье двух миров. Вспомним, именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо, причем последнее, поминального и похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным киселем и молоком поминают родителей в так называемые «родительские» дни…

Не свершив поминального обряда и не вкусив ритуальной пищи, героиня сказки «Гуси-Лебеди» вступила в пространство межмирья, во владения Бабы-Яги.

Поведение и мальчика, и девочки при возвращении в мир людей иное.

Они пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам.

Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу.

Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь.

Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. Почему?

Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний обряд ПЕРЕПЕЧЕНИЯ, который сохранился на Русском Севере вплоть до наших дней.

Считается, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся. …Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т. е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.

В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми людьми: не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Таким образом, перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации.

ЗАЧЕМ НА РУСИ «ПЕРЕПЕКАЛИ» ДЕТЕЙ?

Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости», атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. ЗАЧЕМ? — Вот об этом и поговорим.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья – мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы : поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы.

Дореволюционный этнограф и краевед В. К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, согласно исследованию другого этнографа П. В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.

А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно, которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепечения» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.

Следует отметить, что обряд «перепекчения» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В. И. Валеева (1928 г. р., «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.

Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем – сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».

По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.

ЗАЧЕМ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ «СТАРИНУ СЕДУЮ»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку? Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болезни, могло символизировать одновременно:

– символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;

– временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируемое печью, и его второе рождение;

– временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизируемом печью, и возвращение в этот мир.

. Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек.

Автор: Валентина Пономарева (по материалам этнографических экспедиций)

Дополнение автора сайта: Перепекали не только детей, но и износилованных женщин. Завоеватели русских городов первым делом не только грабили, но и убивали младенцев - присекали род, насиловали женщин-такая женщина уже в генетику потомства вносила чужеродную информацию. Считалось, что обряд перепечения помогал избавиться от этого чужерожного полевого вируса.

Сказка «Колобок»

Надо сказать, что изначальный вариант этой сказки был несколько иным: зверей было больше и каждый из зверей еще и откусывал от колобка по кусочку:

…Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему - Лебедь: - Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему - Ворон: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по, а тут навстречу ему - Волк: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: - Колобок-Колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, Лисонька, - только и успел проговорить Колобок, а Лиса его - "ам", и съела целиком.

А теперь - пояснение. Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию.

"Замес" Колобка – полнолуние. Далее, Месяц идет на убыль, т. е. каждый из встречающихся (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) - "съедают" часть Месяца. К встрече Лисы от Колобка уже ничего не остается - Земля полностью закрывает Месяц от Солнца. Таким образом, дети получали начальное знание в астрономии и изучении звездной карты (заметьте, практически с пеленок). Подтверждение такой интерпретации Колобка можно найти в русских народных загадках из собрания В. Даля: Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается (движение солнца по небосводу).

Сказка «Репка» известна всем с самого раннего детства.

Смыслом первоначального варианта данной сказки являются взаимоотношения поколений, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

НаРОД един; у каждого из нас предков много, а РОД один. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: приРОДа, РОДина, РОДители, РОДственники. Поэтому так важно каждому из нас соблюдать законы своих предков (своего рода, чтить дедов, слушать родителей, воспитывать в уважении к традициям своей семьи детей и внуков.

А теперь, прочитав пояснение - вернемся снова к сказке «РЕПКА»В старых интерпретациях сказки существовали еще два персонажа: Отец и Мать. Предполагается, что их убрали из сказки, после христианизации Руси. Без отца и матери получается семь элементов, т. к. у христиан семеричная система восприятия мира, в отличие от девятиричной древнеславянской системы. Каждый из девяти элементов сказки нес свой скрытый образ:

Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное;

Дед – Древняя Мудрость;

Бабка – традиции дома, хозяйственность;

Отец – защита и опора;

Мать – любовь и забота;

Внучка – дети, внуки;

Жучка – достаток в Роду, есть что охранять;

Кошка – благостная обстановка в Роду, т. к. являются гармонизаторами энергии человека;

Мышка – благосостояние семьи, «где нечего есть и мыши не водятся».

Курочка Ряба

Жили-были старик со старухой.

Понятно, что это были муж с женой преклонного возраста, которые прожили долгую жизнь и время их на этой земле подошло к концу.

И была у них Курочка Ряба.

По старославянским преданиям, мы знаем, что курица была священным животным, как и корова, через которую Бог говорил с людьми.

И снесла Курочка яйцо, не простое, а золотое.

Яйцо – символ жизни, мы разбиваем его и это символизирует жизнь и долголетие. А золотое яйцо, опять же по преданиям, было знак от Бога через курицу о наступающем конце жизни человека. Но так же было знаком и то, что человек, которому пришло это послание, сумеет разбить его, получит разрешение жить дальше.

Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била не разбила.

Нет такой силы, которая может противостоять замыслу Бога, даже если это самая простая вещь в мире, но тут…

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Это была не мышкина карма! Ее-то жизнь не заканчивалась! И ей не было знака о конце жизни, потому-то оно так легко разбилось, а Дед с Бабой безвозвратно упустили этот шанс.

Плачет Дед, плачет Баба, а Курочка кудахчет:

Эти люди очень верили в Божественное. И для них не было никаких сомнений в реальности Его знака и они горевали, потому что очень хотели жить. И Бог, видя их безграничную веру, говорит через курицу:

Не плач Дед, не плач Баба. Я снесу вам яичко не золотое, а простое.

Таким образом Бог дает еще один годы жизни для них без всяких условий.

(со слов Юрий Шатохина)

Используемая литература:

• «Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А. П. Усова. Изд. 3-е. М. : «Просвещение», 1972.

Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М. : Худ. Лит., 1985.

• Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М. : Высш. Школа,1983.

Публикации по теме:

Фотоотчет о фестивале народных подвижных игр в рамках проекта «Русское народное творчество»Фотоотчет о фестивале народных подвижных игр в рамках проекта «Русское народное творчество» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию подборку русских народных подвижных игр, которые мы проводили в рамках.

Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Во второй младшей группе "Пчелки" прошёл семинар - практикум на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОО". Присутствовали: 21 родитель,.

Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество»Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет тематической недели в средней группе "Русское народное творчество". Эта неделя, впрочем как и все остальные,.

Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица»Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица» Масленица считается старинным русским народным праздником. По сути, это прощание с зимой и торжественная встреча красавицы-весны. Конкретной.

Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Мастерство и вдохновение»Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Мастерство и вдохновение» В середине марта центр эстетического воспитания "Песнохорки" на базе гимназии №131 организовали традиционный городской семинар-практикум.

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида» Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь»Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь» В нашей группе с родителями был проведен семинар-практикум «Движение и речь». Встреча проходила в теплой домашней обстановке за чашечкой.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума для педагогов «Русское народное творчество»
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 15:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект семинара-практикума для педагогов «Русское народное творчество»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Лоскутова (УИ 322927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД