Оксана Концевая
Семинар — практикум с элементами тренинга «Гиперактивный ребёнок в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формирование у педагогов навыков работы с гиперактивными детьми.
Задачи:
1. познакомить педагогов с особенностями проявления гиперактивности у детей;
2. показать отличия гиперактивных детей от активных;
3. познакомить с методами и приёмами эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми;
Публикация «Семинар — практикум с элементами тренинга „Гиперактивный ребёнок в детском саду“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4. отработать навыки эффективного взаимодействия с детьми.
Материалы и оборудование: листы бумаги с нарисованным солнцем, лист ватмана формат А4 с нарисованным силуэтом нарисованного ребёнка, магнитная доска, бланки с критериями выявления гиперактивного ребёнка, презентация.
Ход мероприятия
I. Вступление
Сегодняшний семинар, я хочу начать с притчи.
Одна молодая женщина, очень много времени отдавала своей работе. Она выполняла ее быстро и качественно, но при этом сетовала на то, что не успевает сделать за день все, что намечает. Услышал ее жалобы старец, проходивший мимо, и сказал:
- А ты, милая, пойдем-ка со мной в дальний путь – может я смогу тебе помочь решить твою проблему. Но прежде сделай те свои дела, без завершения которых нельзя двинуться в путь. Как сделаешь – позови меня.
Женщина подумала совсем немного и ответила:
- Я уже готова.
- Да, действительно, всех дел не переделать. Впереди еще половина рабочего дня и много домашних хлопот. Но, несмотря на это, Вы смогли найти время для нашего общения, и я рада приветствовать Вас.
Приветствие
Упражнение «Знакомьтесь: Ха-хи-ха!» (по кругу)
- Любая встреча начинается со знакомства и приветствия членов группы.
Сегодня мы будем приветствовать друг друга, заменяя все согласные буквы в Вашем имени на букву Х. Произнесите его громко, по слогам, стараясь выдыхать воздух на каждом слоге.
II. Основная часть
Ведущий: Работа с детьми требует повышенного внимания, терпения, ответственности, смекалки. А работа с детьми, у которых есть какие-либо нарушения в поведении, вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей, необходимо принять их такими, какие они есть. Но начать нужно с себя.
Упражнение «Солнце способностей»
Каждому участнику раздаются листы с нарисованным солнцем (10 лучиков). Участники пишут на них свои способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. По кругу участники озвучивают свои наработки.
Вопросы для обсуждения
- Какие чувства вы испытывали, записывая свои способности и умения?
- Кто-нибудь испытывал неловкость, затруднения?
Ведущий: Каждый из вас собрал большой багаж способностей. Пусть это солнце греет вас всё занятие и помогает в работе с детьми. После того, как вы приняли себя со всеми своими способностями и умениями можно двигаться дальше.
Ведущий: Все дети разные, каждый ребенок индивидуален. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, у них всё легко и быстро, получается. Бывают дети, которые похожи на кактус у них много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми. А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно усидеть на одном месте. Все дети разные. Главная задача взрослых: понять и принять ребёнка таким какой он есть.
Предлагаю вам сейчас посмотреть мультфильм, который поможет нам настроиться на тему нашего семинара.
Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие симптомы гиперактивности вы увидели у Пети?
2. Какие трудности возникают у воспитательницы в работе с ним?
3. Какой нетрадиционный способ воздействия на поведение Пети использовала воспитательница?
Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка»
Ведущий: Предлагаю, сейчас составить портрет гиперактивного ребенка дошкольного возраста. Гиперактивный ребёнок, какой он, как ведёт себя, чем выделяется на фоне других детей, из какой он семьи… Назовите, пожалуйста, качества, которые присущи гиперактивному ребёнку (ведущий записывает качества гиперактивного ребёнка на бумажном силуэте).
Ведущий: Портрет составлен! Мы с вами молодцы! Давайте похвалим себя за проделанную работу.
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, просто погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи.
Лекция
Что же такое «гиперактивность»? Это сложное слово состоит из двух простых слов: "Гипер” указывающее на превышение нормы, и "активный”, означающее "действенный, деятельный”. Диагноз гиперактивность или СДВГ ставит врач - невролог. По сути, данный синдром представляет собой проявление ММД – минимальной мозговой дисфункции, то есть очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы. О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной причиной появления ММД является родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется. Особенность гиперактивных детей в том, что процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения, обычно ребенок сам не рад тому, что вытворяет, он не способен контролировать свое поведение и эмоции, тем самым создавая проблемы не только взрослым, но и самому себе.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд основные проявления гиперактивности делят на три блока : дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.
Рассмотрим каждый блок (презентация).
А сейчас рассмотрим критерии, которые помогут выявить гиперактивного ребёнка.
Каждый педагог получает бланк «КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА В ГРУППЕ»
ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ:
o непоследователен в поведении;
o не может долго удерживать внимание;
o не слышит, когда к нему обращаются;
o с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
o имеет трудности в организации поведения;
o теряет вещи;
o избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий;
o часто бывает забывчив.
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:
o ерзает, как червяк беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо);
o спит намного меньше, чем другие дети;
o находится в постоянном движении, «с мотором»;
o очень говорлив.
ОЦЕНКА ИМПУЛЬСИВНОСТИ:
o отвечает до того, как его спросят;
o не может дождаться своей очереди в игре;
o на занятиях часто вмешивается, прерывает говорящего;
o плохо сосредоточивает внимание;
o не может отложить вознаграждение;
o не может регулировать свое поведение;
o не умеет подчиняться правилам;
o на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий).
Если в возрасте до семи лет в течение 6 месяцев проявляются, хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз, что ребенок является гиперактивным.
Методы работы с гиперактивными детьми.
Да, несомненно, появление гиперактивного ребенка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Но нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические особенности не позволяют ему сделать это. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:
Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума его возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
Негативные методы воспитания неэффективны для этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.
Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в спальню. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.
Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль воспитания, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.
Ребенку легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, поднять «случайно оброненный карандаш», помочь что-то раздать, принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.
Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля.
Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.
Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.
При неудовлетворенном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение привилегий).
Направлять энергию ребенка в нужное русло – взять его в помощники, назначить ответственным за что-либо.
Ребенок всегда должен находиться на виду у воспитателя, для того, чтобы воспитатель мог в любой момент дотронуться до ребенка, тактильный контакт дает положительный результат. Такой метод поможет воспитателю успокоить ребенка во время тихого часа (посидеть рядом с ребенком, погладить по головке, и эмоциональная напряженность будет снижаться).
Далее я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые необходимо использовать в работы с гиперактивными детьми :
Психокоррекционные игры с гиперактивными детьми
Гвалт
Цель: развитие концентрации внимания, развитие слухового внимания.
Условия игры. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Примечание. Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Тишина
Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.
Условия игры. Детям дается инструкция: «Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех)».
Примечание. Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, в другом классе, на улице.
Золушка
Цель: развитие распределения внимания.
Условия игры. В игре участвуют 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.
Мишки и шишки
Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.
Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
Аисты — лягушки
Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз, так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.
Поиграем с предметами?
Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти.
Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.
Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.
Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.
Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.
Примечание. Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию, увеличивая в дальнейшем их количество.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним, вполне посильная задача для взрослого.