Ирина Панова
Семинар-практикум «Система подвижных игр в формировании произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Система подвижных игр в формировании произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция внимания.
Публикация «Семинар-практикум „Система подвижных игр в формировании произвольного внимания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры на развитие внимания
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Переход ребенка в школу приносит с собой сложный комплекс новых воздействий, приспособление к которым сопряжено с немалыми трудностями, связанными с освоением учебной деятельности, школьных норм поведения, управлением двигательной активностью, значительной статической нагрузкой. Это требует активизации всех систем жизнедеятельности организма ребенка, напряженного функционирования адаптивных механизмов.
Готовность ребенка к школе определяется его состоянием здоровья, физическим, психическим и умственным развитием, сформированностью волевой сферы личности.
Один из важнейших признаков волевой готовности - произвольность, то есть способность владеть и управлять своим поведением. Это свойство является одним из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Дети, имеющие низкий уровень развития произвольного поведения, плохо учатся по причине того, что на уроках постоянно отвлекаются, не могут сосредоточиться на задании, для них характерна импульсивность, двигательная расторможенность.
Высокая успеваемость при недостаточном развитии произвольности поведения приводит к чрезмерному напряжению организма, к утомлению и переутомлению, а в результате - к расстройствам психофизиологической сферы.
Общеизвестно, что целенаправленные эмоциональные и двигательные нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить развитие произвольного внимания детей.
Общий путь формирования произвольных действий. В основе этих действий не лежат врожденные потребности и они не являются непроизвольным ответом на непосредственно воспринимаемую ситуацию.
Развитие произвольной и волевой регуляции в ходе взросления ребенка неразрывно связаны. Формирование произвольности в раннем детстве с ее центральным моментом — регулирующей ролью речи — имеет существенное значение для перехода к собственно волевому поведению как строящемуся на внутренней речевой основе.
Преобладающая в раннем детстве разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа приводит к тому, что действия ребенка долго не совпадают с наглядно воспринимаемым образцом, опережая его или явно запаздывая, иногда даже на несколько звеньев воспроизводимого двигательного комплекса. В дошкольном возрасте эта разобщенность преодолевается, и двигательные реакции детей все более точно соотносятся с образцом не только по характеру, но и по времени. Возрастание адекватности поведения детей образцу, сопровождаемому словесной инструкцией, можно отнести на счет упрочения с возрастом, с одной стороны, речевых форм регуляции (с вытекающим отсюда смысловым воздействием речи на поведение, с другой — самих механизмов подражания.
Соотношение действий со смысловой нагрузкой словесной инструкции: действие воспроизводится легче, если инструкция прямо указывает на двигательную реакцию («Затопали ножки много раз.»); сложнее воспроизводится действие, когда инструкция содержит непрямое требование («Своих ножек не жалей») или требование имеет подчиненное значение по отношению к другому («Присели, чтобы постучать»).
Выполнение ребенком требования невозможно без понимания речи, которое намечается к концу первого года жизни. Однако само понимание речи не обеспечивает адекватного выполнения словесных требований, если за ними не стоит упрочившаяся система связей, вызывающих действия и обеспечивающих контроль за из выполнением.
Сначала речи принадлежит просто побудительная или пусковая функция (начало второго года жизни, при которой речевая инструкция играет общую ориентировочную роль, а действие определяется прямыми ориентировочными реакциями на воспринимаемые предметы. «Дай кошку» — ребенок останавливает взгляд на кошке, но дает другой, более привлекательный предмет, т. е. просто реагирует на слово «дай».
Собственно, регулирующая роль речи формируется позднее, по мере образования фонда временных связей, объединяющих слово и действие в единую функциональную систему. На пути этого формирования нужно еще развить тормозную функцию речи: маленькому ребенку очень трудно задержать или прекратить начатое действие. Например, напрасно ожидать, чтобы ребенок по требованию прекратил листать книгу, если он уже начал листать, или снять носок, если уже начал его надевать. В таких случаях словесный приказ не действует не потому, что ребенок его игнорирует, а потому, что не может затормозить начатое действие: нервные связи, лежащие в основе торможения действия, недостаточно прочны.
Для детей 2—2,5 лет большие трудности представляет выполнение по словесному требованию нового, даже простого действия. Например, (опыты А. Р. Лурия) на требование: «Когда зажжется свет, нажми мячик» — ребенок действует так, как будто получил два указания. Ищет мячик и нажимает на него, несмотря на отсутствие света.
Выработать произвольную, четко согласованную с сигналом, двигательную реакцию в этом глучае можно, если действия ребенка регулируются каким-то ипешним сигналом, возникавшем от движений самого ребенка. Например, потухание света означает окончание действия.
Инструкция при этом звучит следующим образом: «Когда появится огонек, нажми мячик и потуши его». Дети легко выполняли данное требование.
По мере усвоения ребенком речи и расширения опыта общения речь приобретает все боль-тую роль в организации его поведения. Однако только в возрасте 4,5—5 лет ведущая роль в регуляции поведения переходит к системам смысловых связей, т. е. ребенок становится способным выполнять новые для него действия по слову. С расширением опыта удовлетворения требо-наний взрослых и осознания их содержания создаются реальные предпосылки для превращения инешних требований во внутренние требования самого ребенка. А это в свою очередь является одной из существенных предпосылок и необходимых условий развития в детском позрасте волевого поведения.
Поскольку формирование произвольных движений и действий является одной из важных предпосылок становления волевого поведения, необходимо уделять должное внимание развитию у детей целенаправленной двигательной активности. Овладевая в подвижных играх двигательными комплексами, дети научаются управлять своей двигательной сферой. Таким образом облегчается переход от элементарных к более сложным, осознанным и целенаправленным действиям.
Необходимо сочетание разнообразных способов обучения детей произвольными движениями и действиями: показа, прямыми и косвенными, конкретными и более обобщенными словесными инструкциями. Учитывать при этом, что с возрастом все большая роль в произвольной регуляции поведения переходит к речи не только взрослого, но и самого ребенка (Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.).
Рассмотрим особенности проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
В подвижных играх ребенку приходится применять свои движения в самых разнообразных условиях, самых неожиданных положениях, что способствует развитию ловкости, смелости, инициативы. Игры воспитывают выдержку, дисциплинируют детей.
Жизненный опыт детей младшего дошкольного возраста мал, поэтому содержание подвижных игр составляет то, что они сами видят, о чем им рассказывают или показывают на картинке.
Игры для таких детей построены на выполнении какого-нибудь несложного двигательного задания: добежать до определенного места, принести предмет или прокатить мячик, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик и т. п.
В большинстве случаев выполнение правил сводится к действиям по определенному сигналу: на один сигнал начинают действие, на другой — заканчивают. Сигналом служит слово взрослого, удар в бубен, взмах флажком определенного цвета.
Движения в играх несложны по своему выполнению. Первое время применяются те из них, которыми дети уже в достаточной степени владеют: бег, ходьба, подпрыгивание на месте. Движения, которые требуют ловкости, смелости, — игры с мячом, лазание — еще затрудняют детей.
В играх дети выполняют одинаковые для всех движения: все бегают, все прыгают. К тому же им еще трудно согласовывать свои движения сдвижениями других детей, например, в игре «Поезд» дети часто нарушают колонну, забегая вперед.
Дети 3—4лет воспринимают игру как интересный для них процесс движения, их увлекает появление неожиданных элементов: вдруг замяукала кошка, откуда-то появилась кукла, из корзины покатились цветные мячи. Смысл игрового действия, ход игры, результат понять пока сложно. Поэтому педагогу при проведении игр необходимо учить детей :
— правильно выполнять движения;
— замечать действия других (бегать, не наталкиваясь);
— уметь регулировать силовые действия;
— уметь использовать зрительные ориентиры для развития ориентировки в пространстве;
— развивать активность, уверенность в своих силах;
— воспитывать в себе выдер жку, умение прекращать действия по сигналу.
К 5—6 годам содержание игр становится разнообразнее, увеличивается количество игр, В которых есть двигательные задания: пролезть, передать мяч попасть в цель. Постепенно эти задания усложняются: не просто убежать, а увернуться от «ловишки», не просто «замереть», а сделать фигуру. Правила для игры устанавливаются твердые, их немного (2—3). В основном они диктуют детям поведение в игре, указывают, что можно делать и чего нельзя, например, ловить до черты.
Дети старшего дошкольного возраста уже понимают смысл самого процесса игры. Результат становится для них важным моментом: им не безразлично, кто прибежит первым, кто ни разу не пойман в игре. Это позволяем усилить элемент соревнования и старших группах. Поэтому педагог при проведении подвижных игр в старшей и подготовительной группах должен:
— побуждать к активности, смелости;
— воспитывать выдержку, организованность через точное выполнение правил;
— учить умению уступить роль лидера товарищу;
— воспитывать взаимопомощь, самостоятельность (Быкова А. И., Леви-Гориневская Е. Г., Метлов И. А., Михайлова Л. И. Методика физического воспитания в детском саду. М., 1956.).
Далее мы приводим перечень подвижных игр, которые могут быть использованы педагогом для развивающей работы. Проводить их можно на прогулке, в помещении, количество детей в подгруппе 5—8 человек.
Младший возраст
«Лови и бросай — упасть не давай!»
Цели: развить координацию общих движений, слухового внимания; обучить действовать по словесной инструкции.
Дети стоят по кругу, в центре — педагог с большим мячом. Он по очереди бросает мяч то одному, то другому ребенку, называя его по имени, произнося : «Лови и бросай — упасть не давай!»
Увеличение двигательной активности: «Прыгайте ко мне, как мячики!».
«Убегайте от мяча». Дети убегают, взрослый ударяет мяч об пол, ловит его, и игра повторяется. Игра заканчивается ходьбой.
«Пузырь»
Цели: воспитать умение действовать вместе со сверстниками; учить соблюдать общую словесную инструкцию.
Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Все произносят слова :
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Раздувайся большой, Да не лопайся.
Дети отходят назад и держатся за руки, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Все отпускают руки, приседают и говорят: «Хлоп!»
Игра повторяется, все вновь встают в круг, близко друг к другу.
Усложнение: после слов «лопнул пузырь» дети двигаются к центру, держась за руки и произнося звук [ш] — выходит воздух.
Примечание. Перед проведением показывают, как выглядят мыльные пузыри. Текст произносится медленно, четко, вместе с детьми.
«Наседка и цыплята»
Цели: развить основные движения, внимание; обучить действовать по сигналу.
Дом цыплят — за натянутой на высоте 35—40 см веревкой. На противоположной стороне площадки сидит «большая птица» (игрушка или иллюстрация). «Наседка» (педагог) выходит и зовет «цыплят» : «Ко-ко-ко!». «Цыплята» подлезают под веревкой и гуляют, приседают, клюют корм. По сигналу «Большая птица!» «цыплята» возвращаются в дом, в этот момент веревка поднимается повыше или убирается, чтобы дети не задели ее.
«Кролики»
Цели: развить основные движения — прыжки на двух ногах, подлезание; приучить действовать по сигналу.
На одной стороне зала полукругом расставлены стулья (дуги, рейки на стульях) — имитация клетки. На другой стороне площадки — дом «сторожа» (выбирается ребенок). Дети присаживаются сзади стульев (сидят в клетках). «Сторож» подходит к клеткам и выпускает «кроликов» на лужок: дети проползают пол стульями (дугами, рейками). прыгают по «лужайке». По сигналу «сторожа» «Бегите домой!» возвращаются на свои места. вновь подлезая под стульями.
Игра проводится в умеренном темпе.
«Мой веселый звонкий мяч»
Цель: развить общие движения — умение прыгать на двух ногах, слухового внимания — действовать в соответствии со словами, убегать после заключи тельных слов.
Дети стоят на одной стороне площадки, педагог стоит перед ними и показывает, как легко 1 высоко прыгает мяч. Детям предлагается попрыгать так же легко Педагог произносит слова :
Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, синий, голубой — Не угнаться за тобой!
Он объясняет, что после слои «Сейчас догоню!» дети могуч бегать по площадке.
Затем педагог произносит «Сейчас догоню!» — и бегает за детьми, делая вид, что старает ся их поймать.
После проведения игры дети делают дыхательные упражнения: поднимают руки вверх, затем, опуская, одновременно произносят : «Вниз».
Текст произносится в темпе, соответствующем достаточно ча стым прыжкам детей.
Средний возраст
«Найди и промолчи»
Цели: воспитать умение контролировать свои эмоции; развить нолевые качества.
Дети стоят или сидят вдоль пдной стороны площадки, педа-i ог объясняет детям, что где-то спрятана игрушка, которую надо найти. Однако, если кто-то найдет игрушку, то ему нельзя об пом говорить, надо подойти тихо к педагогу и сказать шепотом, где он ее увидел. После чего вернуться на свое место.
По сигналу «Найди и промолчи!» чети начинают движение. Те, кто уже нашел игрушку, тихо сообщает об этом педагогу. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не найдут игрушку.
«Догони мяч»
Цель: развить точность движений, умение ожидать своей очереди.
Играющие становятся в круг, чети должны передавать по кругу!ва мяча — большой и маленький. По сигналу педагога «Большой мяч!» — передается по кругу большой, через два человека по сигналу «Маленький мяч!» — начинает передаваться маленький. Через некоторое время педагог подает сигнал «Стоп! Наоборот!» — мячи начинают движение в другую сторону.
«Зайка серый умывается»
Цели: развить общие движения, воспитать слуховое внимание.
Играющие становятся в круг, выбирается «зайка» (с помощью считалочки). Взрослый с детьми произносит текст :
Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается. Вымыл носик, вымыл ротик, Вымыл ухо, вытер сухо!
«Зайчик» проделывает движения по тексту, затем скачет на двух ногах к кому-либо из детей. Тот, кого выбрали, прыжками отправляется на середину круга.
Увеличить активность играющих можно, если «зайчиками» одновременно будут 4—5 детей.
«Кто ушел и где стоял»
Цель: развить зрительную память, внимание к сверстникам.
Дети стоят полукругом. Выбирается водящий, он закрывает глаза (или завязывают платком, или отворачивается). Кто-то из детей прячется. Затем водящий с открытыми глазами должен угадать, кто ушел и где стоял.
Усложнить задание можно, если дети, после ухода одного из них, поменяются местами. Можно никому не прятаться (но места поменять, тогда водящий должен заметить, что все остались на местах.
«Карусель»
Цель: приучить детей двигаться в едином темпе со всеми, управлять своими силовыми движениями, учитывать скорость движения сверстника.
Дети стоят по кругу, взявшись за руки (можно использовать большой шнур). Педагог показывает, как заводится карусель: подняли руки вверх, опустили вниз (2—3 раза). Затем педагог ведет карусель (стоя в кругу вместе с детьми, начинает движение). Все произносят текст :
Еле-еле, еле-еле закружились
карусели, А потом, потом, потом все
бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите —
карусель остановите.
В соответствии с текстом движение то убыстряется, то становится медленнее. Карусель заводится то вправо, то влево.
В конце игры дети поднимают руки вверх и опускают вниз: «Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра!»
Старший возраст
«Хитрая лиса»
Цели: воспитать выдержку детей, умение действовать по сигналу; тренировать бег с увертыванием.
Играющие стоят по кругу. В стороне, вне круга — «дом лисы». По сигналу дети закрывают глаза, а педагог обходит за спинами детей и незаметно дотрагивается до одного из играющих — это «хитрая лиса». Затем
дети открывают глаза, внимательно смотрят друг на друга, не выдаст ли «хитрая лиса» себя чем-нибудь? Затем играющие спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?» Исполняющий роль лисы голько после третьего вопроса иыбегает на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я тут!» Затем «хитрая лиса» начинает допить детей (дотрагивается рукой). Пойманного «лиса» отводит в дом. После того, как 2—3 детей окажутся пойманными, дается сигнал «В круг!», игра повторяется.
Если «хитрая лиса» выдаст себя чем-нибудь раньше, то назначается другой водящий.
«Охотник и зайцы»
Цели: воспитать у детей умение регулировать силу метания мяча; развить решительность, меткость, быстроту реакции.
На одной стороне — домик охотника, на другой — домики зайцев. «Охотник» обходит площадку, делая вид, что ищет «зайцев». Когда «охотник» уходит в «дом», «зайцы» выбегают на площадку и прыгают по ней. По сигналу «Охотник!» «зайцы» бегут в домики, а «охотник» старается осалить кого-нибудь мячом. «Заяц», которого осалили мячом, считается пойманным, «охотник» уводит его в «дом».
Мяч должен быть малого или среднего диаметра, целиться можно только в ноги, не сильно кидая мяч.
«Мышеловка»
Цель: воспитать решительность, выдержку, умение соблюдать правила игры.
Играющие делятся на группы: одна треть — «мышеловка», взявшись за руки образуют круг, остальные дети — «мышки», находятся вне круга. Изображающие мышеловку ходят по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели! Развелось их, просто страсть! Все погрызли, все поели, Всюду лезут — вот напасть. Берегитесь же, плутовки, — Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки — Переловим всех сейчас.
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и выбегают из нее. По сигналу «Хлоп!» «мышеловка» захлопывается: стоящие в кругу дети опускают руки, приседают. Пойманные «мышки» становятся в «мышеловку», т. е. круг увеличивается.
Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не будет поймано.
Подготовительная к школе группа
«Стоп!»
Цели: развить умение рассчитывать свои действия; регулировать движения тела; уметь ориентироваться в пространстве, воспитывать выдержку и умение сдерживаться.
Все играющие стоят вдоль одной линии, проведенной на одной стороне площадки. На противоположной стороне — место водящего. Водящий стоит спиной к детям и говорит: «Быстро шагай! Смотри не зевай! Стоп!» На каждое слово дети делают шаг вперед, стараясь делать большие шаги. По сигналу «Стоп!» — замирают на месте. Водящий оборачивается и смотрит, кто шевельнулся. Он называет этих детей, и они возвращаются на исходную линию. Затем водящий вновь отворачивается и повторяет свои слова.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем произнесено слово «стоп». Кому это удастся — становится водящим.
Дети не должны бежать или прыгать, они могут только шагать. Как усложнение можно провести вариант игры с прыжками на двух ногах вперед.
«Море волнуется раз.»
Цели: обучить детей выпол нять красивые плавные движения; воспитать выдержку.
Выбирается ведущий, которьп произносит слова : «Море волнуется раз, море волнуется два море волнуется три. Морская фигура, на месте замри!»
Дети ходят, качаясь, плавне взмахивая руками. При коман де «Замри!» — замирают на ме сте. Водящий, как царь Нептун в безмолвном подводном царстве ходит между неподвижными фигурами и своим прикоснове нием «оживляет» одну за другой А может «разбудить» все сразу крикнув: «Отомри!» Затем водя щий меняется.
«Волк во рву»
Цели: воспитать смелость, решительность, координацию движений, глазомер; соблюдать прайм ла игры.
Поперек площадки по середине двумя параллельными линиями на расстоянии 80—100 см одна от другой (или полоской обоев) обозначен ров. Во рву находится «волк». Остальные дети — это «козы». Они живут на одной стороне площадки, а за «рвом» расположено поле. По сигналу «Козы в поле! Волк во рву!» — «козы» выбегают из «дома» в «поле», стараясь перепрыгнуть по дороге через ров. «Волк» бегает во рву, стараясь осалить прыгающих «коз». Осаленные отходят в сторону. По сигналу «Козы домой!» дети возвращаются, перепрыгивая по пути через ров («волк» в этот момент отдыхает).
«Коза» считается пойманной, если «волк» коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала «ров» или попала в «ров» ногой.
Через подвижные игры можно наиболее полно осуществить это воздействие на ребенка при его же активной помощи. Игра, так как она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, способствует моторному и психическому развитию и является «школой произвольности в действии». Это связано, прежде всего, с тем, что произвольность предполагает наличие образца поведения и контроля, которому следует ребенок. Механизм управления своим поведением, подчинение правилам складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Поэтому была разработана система подвижных игр по формированию произвольного внимания у детей дошкольного возраста, предусматривающая разнообразные подвижные игры для формирования произвольного внимания у дошкольников, учитывая возраст и индивидуальные особенности состояния здоровья детей.