Балановская Ольга Михайловна
Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста.
Творческая мастерская «Одаренный ребенок». Март 2015.
Балановская О. М., воспитатель МБДОУ «Радуга».
Известно, что дети раннего возраста отличаются ситуативностью поведения, зависимостью от воспринимаемой ситуации. Каждый предмет манит ребенка, побуждает к тому к тому, чтобы он его потрогал, взял в руки, пощупал. Лестница манит тем, что по ней можно подняться, двери - тем, что их можно открыть или закрыть, мячик - покатить… Однако малыш действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей. Главное в управлении своим поведением – уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, на тот или иной раздражитель.
Публикация «Значение жестовых и подражательных игр в развитии произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Сдерживание импульсивного или стереотипного движения – необходимая сторона произвольного поведения. Но для того чтобы остановить «ненужное», «неправильное» действие, ребёнок должен понимать к чему может оно может привести представлять его последствия. Чтобы осознать своё поведение, он должен посмотреть на себя со стороны, этого малыши делать не умеют. Они постепенно учатся воспринимать указания взрослого и подчиняет им своё поведение. Постепенно учатся действовать по социально приемлемым нормам, т. е. начинают понимать что делать можно, а что — нет, так речь превращается в средство овладения собой. Развитие произвольного действия начинается со способности ребёнка выполнять речевую инструкцию взрослого. Этому дети учатся в течение всего периода дошкольного детства. До 5 лет говорить о наличии произвольности нельзя.
В раннем и младшем дошкольном возрасте влияние словесной инструкции ограничивается лишь побуждением к действию. Ни тормозить, ни регулировать начавшееся действие с помощью речевой инструкции до четырёх — пяти лет, как правило, не получается.
Малыши прекрасно понимают речь взрослых, но не умеют выполнить того, о чём их просят. И вовсе не из вредности и не потому, что не хотят слушаться. Дело в том, что речь ещё не стала регулятором поведения. И никакие указания взрослого (не брать конфету, не трогать куклу, не ёрзать, не греметь и пр., как правило, не помогают, так как эти указания гораздо слабее сложившихся двигательных стереотипов. Взрослый может много раз просить ребёнка посидеть спокойно, и он конечно же согласится, пообещает. Но как только малыш увидит что-то интересное для себя, его поведением будет управлять уже не данное обещание, а более ощутимо воспринимаемые предметы. Нет, он не нарушает обещания, он просто ещё не может контролировать своё поведение и подчинять его слову. Вот оттого-то нам, взрослым, часто не удаётся усадить детей за серьёзное и поначалу интересное для них занятие.
Строгость взрослого в этом случае не уместна, она подавляет активность, превращая ребёнка в автоматического исполнителя чужой воли. Страхом перед наказаниями нельзя научить ребёнка владеть собой. Приказами и наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением. Такая тактика неприемлема в дошкольном учреждении.
Произвольность, важнейшее качество личности, воспитывается совсем другим путём. Именно речевое общение, включённое в деятельность ребёнка и отражающее его интересы, становится средством осознания себя и дает ребенку «точку опоры» для управления собой. Я убедилась на собственном опыте, что такой деятельностью, таким средством являются хороводные, жестовые и подражательные игры. Это лучший способ организации малышей, он дает возможность увлечь все группу одновременно, дети имеют возможность двигаться, учатся действовать в соответствии со словесной инструкцией.
Не будем забывать, что к трём-четырём годам ребёнок ещё не умеет играть с кем-либо. В других детях он видит не партнёров по совместной игре, а конкурентов, претендентов на общее игрушки и внимание взрослого — внимание воспитателя. И как следствие обиды, ссоры, нежелание играть друг с другом. Нужен такой вид деятельности, который не разобщает детей, а выполняется одновременно со всеми.
На этапе адаптации детей к условиям детского сада, я организовываю первые совместные игры для без предметов - игрушки в этом возрасте только разъединяют. Играть вместе одной игрушкой, а тем более уступить её другому ребёнку, как правило, невозможно. В жестовой, подражательной игре дети испытывают естественный интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражаются его эмоциями. Именно эту способность малышей я использую в первых совместных играх. Лучше всего, если это будет подвижные игры – забавы, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Развлекательные игры удовлетворяют потребности малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать и осмыслить содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий.
Особенность предлагаемых игр: центр их притяжения – взрослый. Я не только организовываю новую игру, не и служу для них образцом выполнения игровых действий и движений, заражаю своей увлечённостью, весельем.
Воздействие на сенсорно - моторный уровень активизирует все остальные психические процессы, мышление, память. Выполняя подражательные движения ребёнок концентрирует внимание, слышит инструкцию взрослого принимает его указания и их выполняет, т. е. развивается произвольное внимание, произвольное осознание поведения. Именно то, чего хочется всем взрослым, и воспитателям и родителям, чтобы дети нас слышали и понимали.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Воспитателю необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.
Воспитатель приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.
Цели и задачи адаптационной программы:
Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:
-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
-развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
-развитие игровых навыков, произвольного поведения.