Оксана Кононова
Семинар-практикум для педагогов «Здравствуй, детский сад!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в условиях адаптационного периода детей.
Задачи:
• Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.
• Развивать коммуникативные способности педагогов.
Материал: проектор, листы бумаги, ручки, напечатанные слова.
Ход семинара
Распределение педагогов по командам.
Игра «Волшебные цвета»
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Здравствуй, детский сад!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ведущему необходимо подготовить разноцветные жетоны (синие, зеленые) по количеству участников. Перед началом игры перемешать жетоны и раздать по одному каждому участнику. После того, как у каждого будет свой жетон, на счет один-два-три участники должны найти свою команду по цвету. (В зависимости от того, на сколько команд вам надо разделить группу, столько и берется цветов).
Слайд 2
Знакомство с правилами работы в группе.
* Отключить мобильный телефон, либо поставить в беззвучный режим.
* Быть активным и положительным.
* Слушать и слышать каждого.
* Искренность в общении.
* Действовать по принципу «здесь и сейчас».
* Общение между всеми участниками на «ты».
Рефлексия. Тест-настрой: «Что я возьму в новый учебный год!». Слайд 3
Назовите первые 3 слова, которые вы видите. Это вас ждет в новом учебном году. Желаю Вам, безусловно, позитивного рабочего настроения и продуктивного учебного года!
Вступительное слово психолога:
Каждый год большое число детей впервые приходят в детские учреждения. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Травма, наносимая нервной системе ребенка в период его привыкания к детскому учреждению, может иметь долговременные последствия: нарушение в состоянии возбудимости нервной системы, невротические расстройства, приобретенные в период адаптации к яслям. Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение.
Так что же такое "адаптация"?
Задание № 1 «Составьте из слов определение "Адаптация".
Материал: листы бумаги с напечатанными словами (+ лишние слова) для определения слова "Адаптация".
Адаптация - процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившемся условиям.
Адаптация - (лат. adapto «приспособляю») — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.
2. Презентация.
Слайд 5. Сущность «Адаптации»
Адаптация (от лат. – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющим внешним и внутренним условиям.
Адаптация к условиям дошкольного учреждения – процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.
Слайд 6. Поступление ребё нка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменениями:
окружающей его среды;
режима дня;
характера питания;
системы поведенческих реакций (динамического стереотипа).
Поступление ребёнка в ДОУ приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Слайд 7. На процесс адаптации ребё нка влияют:
достигнутый уровень психического и физического развития;
состояния здоровья;
степень закаленности;
сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;
личностные особенности самого малыша, уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым макросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.
Слайд 8. Три фазы адаптационного процесса:
Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частыми респираторными заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средним возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Для всей семьи период адаптации индивидуален, он может иметь разную длительность.
Слайд 9. Три степени тяжести протекания адаптации:
• Легкая степень адаптации – ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течении 1-2 недель
• Средняя степень – в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность и беспокойность сна. Этот период длится 20 - 40 дней
• Тяжелая степень адаптации – длится от 2- до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца, возникает стойкий энурез, ребенок отказывается играть, плохо ест и спит, капризничает, часто болеет.
Слайд 10. Условия успешной адаптации:
• Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе;
• Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребёнка в сад;
• Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и ребёнок – ребёнок».
Слайд 11. Легче всего пройдет адаптация у детей:
Дети, чьи родители готовили их к посещению сада заранее (читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле детского сада);
Дети, физически здоровые, т. е. не имеющие хронических заболеваний (в этот период все силы ребенка напряжены, и можно направить на привыкание к саду, не тратя время на борьбу с болезнью);
Дети, имеющие навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребенка еще и на обучение всему необходимому);
Дети, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание);
Дети, чей рацион питания приближен к саду.
Слайд 12. Адаптационный период считается законченным, если:
3. Практическая часть
Задание № 2
Упражнение «Педагогические весы»
Один сумасшедший ученый создал двух роботов-воспитателей. Одного такого робота он наделил всеми отрицательными качествами, а другого - положительными. I команде необходимо описать, как вел бы себя робот с положительными качествами в детском учреждении, II команде - поведение и личностные негативные качества.
Обсуждение:
- Какие черты было описывать труднее всего?
- Как вы себя при этом чувствовали себя?
- Как вы думаете, как чувствуют себя дети рядом с таким воспитателем?
- Положительные черты описывать-самое приятное?
- Как вы думаете, как пройдет процесс адаптации у детей рядом с таким воспитателем?
4. Влияние педагога на течение адаптации. Слайд 11.
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.
Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?
Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:
Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат.
Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.
Называть ребенка ласковым именем, как дома.
Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче. Например:
использовать музыку в группе. Малышу легче переносят расставание с мамой, если слышат в группе спокойную, негромкую, знакомую музыку.
Устраивайте сюрпризы. Переключите внимание при помощи «волшебного сундучка, мешочка» с предметами по возрасту, которые должны вызвать интерес у детей. Это может быть что угодно: сказочные предметы, звучащие и шумящие игрушки, меховые пончики и т. д. Обновляйте содержимое «волшебного мешочка», чтобы дети хотели каждый раз за заглянуть в него. Обыгрывайте «находки», демонстрируйте собственный интерес, восторг.
Отвлечь внимание плачущего ребенка поможет умение быстро перевоплощаться в сказочного героя. Для этого держите под рукой атрибуты: очки, колпак волшебника, накладной нос и т. д. Это привлечёт внимание детей, и вы сможете организовать игру, развлечение.
Посоветуйте родителям найти какой-нибудь ненужный ключ, который можно ежедневно вручать ребенку, отправляя его в сад. Положив ключ в кармашек малышу, следует сказать ему, что этот ключ от квартиры, и что без него родители не смогут попасть домой (ведь ключ у ребенка). Это поможет малышу обрести уверенность, что мама и папа не «забудут» его в детском саду.
При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание, петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, пустышка, памперс, бутылочка).
Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
По рекомендации врача можно подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочек с успокаивающим сбором трав.
Ароматерапия - при условии, что у детей нет аллергии.
Использование игр на сближение детей друг с другом. Например:
Игра «Ласковое имя». Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. Ход игры. Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
Этюд «Скажи хорошее о друге». По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
Игра «Мяч в руки». Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»
«Комплименты». Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо! Мне очень приятно». Затем он произносит комплимент своему соседу. Воспитатель подбадривает, подсказывает, настраивает детей.
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
Слайд 15. Профессиональное выгорание. Профессия педагога ДОУ является еще более сложной, поскольку воспитатели и специалисты в процессе работы взаимодействует не только с детьми, но и с родителями, и с коллегами. Зачастую такое общение происходит одномоментное. В такой ситуации педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Также не стоит забывать, что профессиональный труд педагога ДОУ отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.
Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:
• В области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
• Возникают Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененной окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
• В области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Этому подвержены чаще всего люди от 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад.
У людей заметно снижается:
• энтузиазм в работе;
• пропадает блеск в глазах;
• нарастает негативизм и усталость.
Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность человека.
Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека.
Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
Слайд 16. 7 признаков выгорания
7 самых распространенных признаков выгорания. Если у вас наблюдается хотя бы 3 из них — пришло время задуматься о профилактике. Когда клиника выгорания проявляется всеми 7 признаками пришло время искать психотерапевта.
Задание № 3 «Сказочный детский сад»
Предлагаю всем командам нарисовать «Сказочный детский сад».
Для того чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким-то образом презентовать. Команды должны составить объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другая организация. Затем это объявление зачитывается.
Работа с детьми очень ответственна, а при наборе группы она требует от педагогов ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, пунктуального соблюдения режима, умения, заниматься с одним ребенком, видеть всю группу. Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.
От того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течение дня в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.
Слайд 18. Упражнение «Камешек в ботинке»
В моей руке маленький камешек. Представьте себе, что такой камешек попал в ваш ботинок. Что вы будете чувствовать? Возможно, сначала это камешек не будет для вас сильно мешать, и вы даже забудете вытащить, когда придете домой и разуетесь. Но если камешек так и останется в ботинке, то через некоторое время ноге станет больно, и этот маленький камешек уже будет казаться большим. Тогда вы разуетесь, и вытряхните его оттуда.
Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема станет большой - теперь уже придется лечить ногу.
Когда мы обиженные, злимся или взволнованы, то сначала это может показаться маленьким камешком в ботинке. Если мы вовремя вытащим его оттуда, нога останется целой и невредимой.
Если же нет - могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только вы это почувствовали. Если вы скажете нам: «У меня камешек в ботинке», то мы будем знать, что вам что-то мешает, и будем готовы вас выслушать.
Предложить участникам на небольших листах бумаги сформулировать одну свою проблему и положить лист в ящик. Каждый из участников тренинга позже вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят решения все предложенные ситуации, возможно, совместными усилиями.
Советы должны быть действенными и конкретными.
Вывод: «Чтобы маленькая обида не превратилась в большую, о своих неприятные ощущения надо говорить сразу».
Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.
«Большой» - для меня было важным и интересным;
«Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию;
«Средний» - мне было трудно (мне не понравилось);
«Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы;
«Мизинец» - для меня было недостаточно.
Литература
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям в ДОУ: Практическое пособие /Авт. -сост. Белкина Л. В. - Воронеж "Учитель", 2004.-236 с.
2. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб. : Речь, 2004. - 160 с.
3. Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М. : ООО "Издательство Скрипторий 2003", 2006. - 80 с.